Старообрядческие семьи Иосифа и Терентия Мурачёвых хорошо известны в современной России. Вернувшиеся из Южной Америки, они являют собой крайне интересный и важный опыт реэмиграции, когда коренные жители страны, сохранившие её древние устои, возвращаются на свою уже изрядно изменившуюся и полинявшую Родину.
Традиционный старорусский крестьянский уклад старообрядцев Боливии, Бразилии и Аргентины уже трудно встретить в современной России. Раскулачивание и коллективизация 30-х годов, борьба с частниками в 60-70-е гг. и уничтожение ростков фермерства в 90-е практически истребили архетип русского сельского хозяина, землевладельца и крестьянина.
Тем интересней, что есть еще на свете, пусть и за пределами Российской Федерации, люди, живущие по заветам седой старины и не мыслящие своё существование без христианской веры и земли-матушки. Мы беседуем с главой семьи Мурачевых, Терентием, и задаем откровенные вопросы, касающиеся христианской веры и работе на земле.
Вера и молитва
Доброго здоровья, Терентий. Расскажите, как принято молиться у христиан-староверов в Америке, как, например, вы молитесь? Когда утреню, а когда вечерню?
Мы молимся как в монастырях: утреню — утром, вечерню — вечером. Заканчиваем в 8-9 часов утра. На службе и читаем, и поем. Говорят, однако, что в приходах центральной России утреню читают вечером. Приезжали к нам наши добрые знакомые Роман с Димитрием и рассказывали, что видели в церквах (старообрядческих — прим. ред.). Димитрий говорил, что он побывал в церкви, и рассказывал, что у них действительно с вечера утреню молятся. У нас же когда по уставу Всенощное бдение, мы с вечера молимся эту утреню.
Христиане, живущие в Боливии, молятся по домам или имеется общая моленная?
В Боливии ходят в общую моленную, мы к этому привыкли. Когда сюда приехали, нам сельсовет дал свободный дом. Мы сделали из обыкновенного дома моленную и молимся там. В Боливии тоже есть моленные почти в каждой деревне. Как же без моленной? Надо и крестить, и венчать, и отпевать, и хоронить. Там всё общее, для христианских нужд, для жителей деревни.
А кто обычно совершает таинство крещения?
Настоятель, наставник. Если по каким-то причинам его дома нет, может помощник.
Только мужчины совершают крещение? Бабушки не крестят?
Да, только мужчины.
А в России кое-где у безпоповцев и бабушки крестят…
Я не удивляюсь этому. Здесь жизнь так складывалась. Наша тётка Марина рассказывала, что при Советской власти мужчины все были на работе, на службе, кто-то долго не бывал дома. Не было никакой возможности возглавлять молитву, и потому за всех бабушки молились, службы не оставляли, в том числе и крестили. Постепенно это вошло в обычай и осталось. Но по-стародревнему уставу причет церковный должен быть мужской. Из мужчин выбирается настоятель и его помощник, опять же, чтецы.
И даже на клиросе женщины не поют?
Нет, только сзади припевают.
Дочери не поют ваши?
Они только в моленной подпевают. Хотя женщин и учат церковному чтению и пению, но это нужно для самообразования. В церкви они не поют. Конечно, бывают несчастные случаи, когда у женщины родится дитё, и видна нужда, что надо срочно крестить его (в случае сильной болезни или нежизнеспособности младенца — прим.ред.). Где тут бежать за настоятелем или помощником? Вот скорее и крестят сами.
А где учатся грамоте, русскому языку, церковному чтению?
Обычно из самых грамотных и знающих людей выбирают учителя. Но в последние годы приходится жить без учителей. Когда переехали в Калужскую область, остались без учителей. Сейчас мы переехали сюда, здесь также нет учителей, по нужде это переселение у нас получилось. В Бразилии два года прожили, в Уссурийске год, здесь год, уже четыре года.
Скажите, вы молитесь святым, прославившимся после раскола? Старообрядческим святым? Священномученику Аввакуму, например?
Мы молимся только тем святым, которые указаны в старопечатных книгах, в Церковном Уставе. Хотя сам Христос сказал, что в последние времена будут великие мученики. Аввакума и Морозову почитаем за мучеников. Боярыня Морозова, по описаниям, сколь много страданий пережила.
Хороша ли жизнь старовера в Боливии?
Говорят, что Боливия наиболее бедная страна региона и старообрядцам богаче живется в других странах Латинской Америки, особенно в Бразилии. Так ли это?
Нет, не так. В Бразилии проживает несколько родственников, например, два зятя — Иолий и Моисей. И не очень богато живут. Иолий приехал из Аляски, где катера продавал. Но богатые есть и в Боливии, даже миллионеры.
Чем в основном занимаются староверы Латинской Америки?
Главным образом земледелием. Взращивают посевы. Землю чаще всего арендуют, хотя это недешево. На арендованной земле и работаем с использованием техники.
А что выращивают?
Выращивают сою, кукурузу, понемногу рис, сорго на продажу. (Сорго — род однолетних и многолетних травянистых растений семейства Злаки, или Мятликовые (Poaceae). Включает около 50 видов, которые произрастают в Азии, Африке, Южной и Северной Америке, Европе и Австралии — прим. ред.). Сорго по-русски — это ковыльян. Такая некрупная. Мало соберёшь с гектара центнеров, дёшево стоит.
Выгоднее выращивать сою. Её покупают две крупные компании. Одна перунаская, другая из Чикаго, США. Эти две компании контролируют весь рынок сои и одновременно конкурируют друг с другом. Соя используется почти во всех продуктах, торговля ей выгодна и эти компании делают так, чтобы помимо них продажи сои не велись. С этого они имеют большие проценты, большие деньги. Только Бразилии недавно удалось выйти из под контроля этих компаний.
Помимо посевов, сажают овощи, картошку, например. Кроме сельского хозяйства мало чем занимаются. У кого есть техника, тому проще, можно обработать большие площади земли. Мы с сыном смогли приобрести там технику. Но не у всех хватает средств на новую технику. У кого денег мал — работает безвыходно, сажает картошку вручную, а другие идут сами наниматься на работу (сельскохозяйственными рабочими к другим старообрядцам или иноверным — прим.ред.)
В Бразилии такая же экономическая ситуация?
В прошлом практически все русские, и не только русские, занимались земледелием, посевами. Этому способствовали законы того времени. Но сейчас политика меняется. Президент стал за бедных и рабочих. Рабочему классу он решил помочь, дал возможность открыть небольшое дело, заняться мелким предпринимательством.
Ну, купить швейную машинку, биточку или мельницу, что-нибудь смолоть. А это уже много в Бразилии. Богатые тоже живут по-прежнему, с ними ничего не смогли и не стали делать. А вот средним (фермерам, средним предпринимателям – прим. ред.) тяжелее всего, их закрывают.
Проживающим в Бразилии староверам стало тяжелее заниматься сельским хозяйством?
Да, тяжело стало. Из тех, кого знаю, осталось человек 10 (вероятно, имеется ввиду 10 семей — прим. ред.), кто самостоятельное хозяйство ведет, сеет. Остальные нанимаются в чужие хозяйства. Иногда нанимаются к своим староверам, иногда к иноверцам.
Но работать у иноверных, у католиков, например, не подходит потому, что у них другой церковный устав, другое расписание календаря. Если наниматься к неверным, трудно сохранять христианские обычаи. Они даже праздники христианские не празднуют, а мы празднуем Господские, Богородичные, святым и великим. Неверные даже воскресенье не соблюдают. Выходной один раз в месяц.
Конечно, староверы стараются больше наниматься на работу к своим христианам. Но и это стало непросто в последние годы. Если раньше можно было наняться надолго, на месяцы, то сейчас нанимают на день, и даже почасно. Работы много, а денег мало. Постоянно приходится переходить с места на место.
У меня есть сестра и её муж, он в работниках нанимается, у него несколько баранов и коров, 4 гектара земли. Для Бразилии это совсем немного. Одно время он ездил в Боливию наниматься, но там тяжело. Нас на фазенду устроили работать. Они живут в области Монтоброссер, район Приморьера.
Беседовал Глеб Чистяков
Комментариев пока нет