От редакции:
Случайно найденный Антоном Афанасьевым керженский синодик подвигнул его к необычному путешествию в край старинных могил. Известный блогер, фотограф и путешественник открывает заново для себя и читателей сайта «Русская вера» места погребения старообрядческих подвижников: иноков, схимников, священноиереев и скитоначальников. В прошлый раз Антон рассказывал про два знаковых места: могилы инока-схимника Лотия и инока-схимника Арсения Соловецкого. Сегодня путешественник рассказывает про могилы иноков-схимников Пафнутия и Льва и иноко-схимницы Феодосии. А еще смотрите на нашем сайте эксклюзивный фоторепортаж Антона Афанасьева «Урал старообрядческий: путешествие в Невьянск и его окрестности», а также его 2 часть.
***
Как я уже рассказывал, Устный керженский синодик содержит довольно большое количество имен, так или иначе связанных с керженскими дебрями и, в частности, с так называемой Семибратской долиной — долиной реки Санохты, являющейся притоком Керженца. Сюда, по преданию, пришли и поставили кельи семеро соловецких монахов: Арсений, Никанор, Онуфрий, Парфений, Софонтий, Трифилий, Адриан.
А одним из оплотов старой веры в Керженском крае на протяжении веков была деревня Ларионово, расположенная при слиянии рек Черная и Белая Санохты, образуя единую реку. Топоним «Черная» старообрядцы объясняют тем, что в этих местах жили чернецы-монахи, а чуть выше архиепископом Нижегородским Питиримом был основан Рождественский монастырь.
Гидроним «Белая» иной раз произносят как «Беглая» — здесь, мол, селился беглый люд, ушедший в леса от тягла. Название же деревни Ларионово постоянно встречается в документах, связанных со старообрядчеством. Так, в 1713 г. боярский человек Лаврентий Баторов подал два доносительных письма, в которых писал, что в
Керженской волости Казанской губернии Балахонского уезда есть починки Ларионов, Семенов и многие другие, а между тех починков лес и по тому лесу селются всякого чина люди, сходцы с Москвы и с разных городов… Податей никаких не платят», а идут они в те края «от брадобрития».
Сегодня я покажу места, где жили и захоронены ещё три человека, чьи имена упоминаются в этом синодике.
Первой на моем пути оказалась могила и часовня Пафнутия. Расположена она на одном из старых старообрядческих кладбищ, довольно далеко от деревни. Сама деревня сегодня, как и большинство деревень, относительно близко лежащих к городам, населена лишь летом — дачниками. Постоянных жителей тут совсем немного.
По дороге то и дело попадаются кресты. Что они значат, я так и не понял — видимо, путевой крест.
Очень часто по пути попадаются места, изрытые кабанами. Позже, пообщавшись с охотниками, я узнал, что вот так напороться на кабана в чистом поле — нереально. Они очень чуткие животные и никогда не идут на встречу с человеком. А более страшных зверей тут и не водится…
После километр-полтора дороги попадаешь на кладбище. По голбцам понятно — староверское.
На нем и располагается покосившаяся часовенка с могилой. Состояние её совсем плачевное, того и дело, смотри, упадет.
Пафнутий — инок-схимник, который жил на рубеже XVII—XVIII веков, больше про него особо ничего и неизвестно… Его могила, как и остальные могилы иноков, когда-то здесь живших, посещается чаще всего по праздникам.
В часовне надгробье аккуратно огорожено досками, отчего выглядит оно как колода — способ, которым часто хоронили староверов, особенно на русском севере. За крестом стоят несколько икон, свечи.
От ликов на иконах ничего не осталось, на некоторых лишь оклады сохранились.
Дальше еду в деревню Малое Зиновьево, которая в общем-то и является «столицей» Семибратской долины, выигрывая даже у Ларионова. Тут постепенно строят старообрядческую церковь, но средств практически нет, поэтому дела идут не очень быстро…
Одна их прихожанок церкви рассказывает мне, как пройти к могилам Льва и Февронии. Правда, про самих этих людей она ничего и не помнит уже.
К сожалению, в деревне есть и такие дома, однако именно Малое Зиновьево — одна из немногих деревень Семеновского района, которая довольно неплохо себя чувствует.
Могила Льва находится на северном кладбище. До него ведет очень красивая тропинка вдоль реки. Хорошо, что хоть не по лесу, где от комаров просто некуда деться — на лугах вокруг вьются лишь слепни.
Лев — инок-схимник, жил и похоронен на северной окраине современной деревни. Сейчас вокруг места его захоронения находится деревенское кладбище. Некоторые могилы здесь ещё начала прошлого века. Кстати, что редкость, на голбцах и крестах этого кладбища ещё сохранились прибитые меднолитые иконки и кресты, которые на большинстве других кладбищ и скитов давно повыковыривали мародёры. Про металлопластику я как-нибудь напишу отдельно.
На его могиле, как и на остальных могилах, когда-то живших в этих местах иноков и инокинь, стоит большой крест. Насколько я понял из разговоров с местными, ставил все эти кресты житель Малого Зиновьева Авдей Маслов — про него я как-то уже рассказывал.
На другой стороне деревни находится ещё одно кладбище, где располагается могила Феодосии. Феодосия — иноко-схимница, которая жила также в начале XVIII в. и имела большое уважение живших вокруг старообрядцев.
Комментариев пока нет