Блогер Антон Афанасьев открывает места погребения старообрядческих подвижников
От редакции:
Случайно найденный Антоном Афанасьевым керженский синодик подвигнул его к необычному путешествию в край старинных могил. Знаменитый блогер, фотограф и путешественник, известный еще как «Cheger», открывает заново для себя и читателей сайта «Русская вера» места погребения старообрядческих подвижников: иноков, схимников, священноиереев и скитоначальников. К сожалению, современному читателю мало известны имена этих керженских старцев, о них помнят лишь немногочисленные старообрядцы-почитатели, да ученые-исследователи Нижегородского края. Однако были времена, когда у святых могил ревнителей древлего благочестия собирались сотни и тысячи паломников. Ныне древние захоронения скрываются от любопытных глаз в глубоких лесных чащах.
***
Давненько я ничего не писал про скиты нижегородские и про памятные места, связанные со старообрядчеством. Поэтому буду исправляться, так как за то время, пока был в Нижнем летом, успел найти ещё немало интересных и примечательных мест, которые до меня, думается, посещали лишь немногие.
Читая литературу, связанную с нижегородским старообрядчеством, я наткнулся на преинтересную статью С. В. Сироткина про «Устный керженский синодик». В нем упоминается очень много людей, непосредственно связанных с нижегородским старообрядчеством. Поэтому я решил попробовать найти места их захоронения или хотя бы приблизительно попробовать понять, где они жили. Текст самого синодика ниже.
Так вот, сегодня я расскажу вкратце про два знаковых места: могилы людей, упомянутых в этом небольшом тексте — инока-схимника Лотия и инока-схимника Арсения Соловецкого. Скажу сразу, что точное расположение этих мест я никому говорить не собираюсь: кому надо — знают или сами найдут. Добавлю лишь одно: большинство могил из этого документа я нашёл, и расположены они так, что самим это сделать просто нереально.
Текст синодика:
Могила Лотия — одна из самых простых в поисках, так как расположена на поле у одной из больших деревень Семеновского района.
Издали выглядит она вот так — и не скажешь, что могилка…
Про самого Лотия известно немного, практически ничего: старики уже почти ничего не помнят, а те, кто помнил, давно умер… Известно лишь то, что он был одним из первых старцев, ушедших в керженские леса и поселившихся здесь. Он был иноком-схимником, жившим на рубеже XVII-XVIII вв. К двадцатым годам XVIII века относится упоминание находившейся у починка Ларионова «Лотовой полянки» с кельей, сам же Лотий к этому времени умер и похоронен там же близ деревни Ларионово за рекой Санохтой в поле. Еще в семидесятые годы нашего века на месте погребения росла ель, а к девяностым уже почти все было распахано. В настоящее время поставлен памятный крест, также заросший молодыми елочками, видимо, от той большой ели.
Сейчас его могила притягивает к себе староверов со всей округи в Пасхальную неделю и на Николин день. В основном это приезжие из Семенова, так как в самом Лорионове староверов совсем уже и не осталось…
После этого я собрался очередной раз поискать Старый Шарпан, который мне не давался уже не один год. Нашел даже человека, который помнил, где он расположен, но был не в состоянии идти со мной. С набросанной на бумаге картой я в одиночестве двинулся на поиски, пожалуй, самого главного из керженских скитов.
Видно, что тут раньше стоял дом, но это явно не место того скита… Побродив по лесу, я так и вернулся ни с чем… В очередной раз Старый Шарпан мне не дался…
В самой деревне имеются красивейшие дома, которые, к сожалению, сейчас стоят в запустении.
Следующей я хотел найти могилу основателя Старого Шарпана преподобного Арсения Соловецкого. Эту могилу найти было труднее, чем могилу Лотия, так как расположена она в глухом лесу, где-то за одиноким дачным участком, в котором сейчас буквально пара домов… Хорошо, что по пути мне попались две дачницы, которые и подсказали, где находится это место, иначе ни за что бы не нашел.
Оказалось, что за ней постоянно ухаживают. Это, пожалуй, самая ухоженная могила, если не считать могилы Софонтия.
А вот фото столетней давности.
Как утверждается, Арсений упоминается во многих исторических сочинениях, однако я так ни одного и не нашел. Если кто-то подскажет, где можно прочитать про него, буду очень благодарен. Известно про него, что после «соловецкого стояния» семеро монахов отправились в керженские леса. Одним из них и был Арсений. Согласно легенде, икона Казанской Божией Матери (дар царя Алексея Михайловича Соловецкому монастырю) явилась во сне иноку и велела идти за ней. Он так и поступил, пока не дошел до притока Керженца — реки Санохты, и не основал здесь Шарпанский Скит. Кроме этого, он же основал ещё один скит, названный в честь него Арсениевым. Тут же он и был похоронен, рядом со своим сподвижником Онуфрием, хотя, по свидетельству Мельникова-Печерского, «гробница Арсения находится в лесу, недалеко от уничтоженного в 1853 году Шарпанского скита, близ деревни Ларионова». Видимо, Мельников-Печерский имеет в виду Новый Шарпан, и около него я не встречал могилы Арсения… Видимо, писатель ошибался.
Кстати, последователи Арсения и Онуфрия основали свой толк, который так и назывался — арсениевщиной (или кузьминщиной). Они отрицали новое священство и впоследствии стали основой такого согласия, как Спасово, в свое время самого распространённого в Нижегородской губернии.
а "блогер" — это кто?
"Блогер" — суемудренный, славоохотный и словоблудный баснотворец, по-нашему.
Слово "блогер" настолько популярно, что яндекс, гугл и кто и что угодно Вам подскажут. Репортаж просто шикарнейший, благодарю автора.