В 2017 году вышла в свет новая книга известного старообрядческого писателя (РПсЦ) Дмитрия Александровича Урушева «Святая Русь. Подлинная история старообрядчества». Книга посвящена истории русского старообрядчества и основана на богатом фактическом материале, что не лишает ее легкости стиля и простоты изложения.
Говорят, что ушли в прошлое «тени умерших предков». Ан, нет, под пером Дмитрия Урушева мы вновь окунаемся в яркий и звучный лад многоцветных церквей и рассыпчатого колокольного звона. Это культура радости и света, благодарения Богу и братства. Ну как тут говорить о каком-то «старом обряде» и «старой вере». Это ведь термины внешние и формальные. А у Урушева — все живы и все живо (С. В. Маркус, культуролог, поэт, член Союза журналистов России).
Д.А. Урушев — историк-религиовед, выпускник Российского государственного гуманитарного университета. Член Союза журналистов России, член Союза писателей Москвы. Автор книг: «Русское старообрядчество. Традиции, история, культура», «Русский разлом. Феномен старообрядчества», а также других книг и очерков, повествующих об исторических традициях и современной жизни староверов. «Святая Русь. Подлинная история старообрядчества» рассказывает о жизнедеятельности русской древлеправославной церкви начиная с середины 15-го века (падение Царьграда) и заканчивая настоящим временем. Книга состоит из двух частей: первая часть — последовательное изложение важнейших событий в истории церкви, вторая — избранные статьи на исторические и богословские темы, где встречаются также повести о жизни и подвигах старообрядческих подвижников, интервью с известными церковными деятелями и рассуждения самого автора по многим злободневным вопросам современности. Общий объем книги составляет 510 страниц, в центральной части размещены цветные иллюстрации.
«Вся история старообрядчества — это история непрерывного страдания за Христа», — так пишет автор в предисловии к книге. И сами мы, старообрядцы, по долгу своему обязаны хорошо знать свою историю, знать и помнить, что перенесли наши прадеды от своих гонителей, защищая и отстаивая то достояние, которое мы приняли от них по наследству. И здесь невольно возникает вопрос: являемся ли мы сами достойными их потомками? Что действительно доброго сделали мы, по сравнению с ними? Мы носим одно и то же имя — «староверы» или «древлеправославные христиане», но имеем ли мы те же дела или ограничиваемся только внешним сходством?
Чтение повествований о подвигах мучеников веры всегда располагает к подобным размышлениям, заставляет посмотреть на себя со стороны, с критической точки зрения. Книга Урушева составлена динамично, в относительно кратких главах автору удается преподнести достаточно большой объем информации. Думаю, что эту книгу следует читать не торопясь, чтобы иметь возможность как следует проанализировать происходящие события, понять душой и прочувствовать все то, чем руководствовались главные герои истории старообрядчества, когда отстаивали истину древлеправославия и без страха шли ради нее на мучительные пытки и даже на смерть.
Святитель Павел Коломенский, святой священномученик Аввакум, святая преподобномученица Феодора (боярыня Морозова) — всем нам, членам старообрядческих церквей, хорошо знакомы эти дорогие имена, с которыми мы опять встречаемся на страницах книги о подлинной истории Святой Руси, неразрывно связанной с историей старообрядчества. Из позднейшего времени отдельные главы посвящены митрополиту Амвросию Белокриницкому, архиепископу Антонию (Шутову) и свт. Арсению Уральскому (Швецову). Жизнеописание владыки Арсения, прославленного во святых, показывает «двойную брань»: как от внешних, так и с внутренней стороны, что бывает особенно больно и тяжело для верующего человека. По этому поводу хочется привести соответствующий пример из самой книги:
«В 1906 году, после дарования старообрядцам свободы вероисповедания, по благословению владыки Арсения в городе Уральске была организована первая в России легальная старообрядческая типография. Для нее был изготовлен оригинальный шрифт, благодаря которому книги уральской печати невозможно спутать ни с какими другими. Сам епископ принимал активное участие в работе типографии. Он подготавливал книги к изданию, иногда правя опечатки в старомосковских богослужебных текстах по западнорусским книгам.
Это вызвало нарекания со стороны некоторых «ревнителей», объявивших владыку Арсения еретиком и «книжным реформатором наподобие Никона». Иногда дело доходило до того, что святителю грозили лишением сана. По этому поводу он писал: «Мне сану не жаль, только не желательно, чтобы свои поставили на меня клеймо еретика. Но что же делать, и Христа свои же нарекли злодеем». Эти обвинения огорчали епископа и подрывали его здоровье. Но, не смотря на крайнюю слабость, владыка Арсений не оставлял свою паству без посещения» (стр. 224-225).
Если говорить о личных впечатлениях, то особенное внимание обратила бы также и на главу об епископе Геронтии (Лакомкине), который около десяти лет провел в сталинских лагерях по 58-ой статье тогдашнего уголовного кодекса (антисоветская пропаганда и агитация). Здесь опять считаю нужным сделать дословную выписку, в качестве яркого сюжета об этом прискорбном и полном ужасов для всех верующих времени:
«В 1933 году в Ленинграде был закрыт и взорван собор на Громовском кладбище. В Москве были закрыты и разграблены все старообрядческие храмы, кроме Покровского собора на Рогожском кладбище. Епископат был практически полностью истреблен. Большинство архиереев было казнено, некоторые томились в тюрьмах, и лишь немногие сумели скрыться за границей — в Румынии и Китае» (стр. 244).
Однако, с другой стороны, удивляют завершающие страницы повествования (послевоенные годы), именно, похвальное слово по отношению к «великому вождю», когда владыка Геронтий публично назвал его «любимым верховным вождем» и «великим Сталиным». Не знаю, каким образом объяснить подобного рода перемену. Наверное, только особым требованием времени и определенной дипломатией, в самой книге ничего не говорится на этот счет, и здесь можно делать только свои собственные предположения и выводы.
Во второй части книги наиболее интересной показалась статья «Затворник из Тагила» о гонимом старообрядческом епископе Константине (пермская епархия). Это очень реальная жизненная история, которая не скрывает человеческих слабостей, но тем более вызывает сочувствие и сопереживание по отношению к герою повествования. Самое глубокое впечатление производит свидетельство о некотором чуде, совершившемся уже при погребении его:
«… Тогда по церковному уставу Трифилий приступил к облачению почившего в святительские одежды. И тут, рассказывают, произошло чудо. Члены окоченевшего тела сделались гибкими, как у живого человека. Когда в руку Константина вкладывали архиерейский жезл, ладонь разогнулась и опять согнулась» (стр. 431).
В целом книга кажется весьма актуальной в наши дни и полезной к прочтению, как людям уже знакомым с церковной историей — ведь недаром говорят, что «повторенье — мать ученья», так и новичкам, которые делают еще только первые шаги по отношению к старообрядчеству. Благодаря простоте и доступности изложения она может быть интересна для самой широкой читательской аудитории, не исключая подростков и молодежи.
Общее заключительное впечатление о книге и об авторе хочется выразить в следующих строчках:
Дмитрий Урушев сделал для истории старообрядчества то же, что Николай Карамзин для русской истории. Он не просто изучил, объяснил и записал историю старой веры. Он рассказал ее живым и ярким языком, сделал доступной и понятной для любого читателя. В этом смысле книга Урушева уникальна и не имеет аналогов (Г.Г. Бовт, главный редактор журнала «Русский мир.ru», лауреат премии Правительства Российской Федерации 2016 года в области средств массовой информации, лауреат премии Союза журналистов России «Золотое перо России»).
"Дмитрий Урушев сделал для истории старообрядчества то же, что Николай Карамзин для русской истории." Карамзин в своей «Истории государства российского» полностью извратил настоящую Русскую историю. Я Урушева не читал пока ничего сказать не могу о его книгах, но сравнение в отрицательную сторону.
что Ф.Е. Мельников и другие не подлинную писали?
Мало того, что "единственный литератор", дык, теперь ещё и живой классик исторической науки!!!!
Ладно бы кто-то где-то, а то на обложке собственной (!!) книжки, скорее всего, очередной перепевки предыдущих творений…
Мания величия в запущенной форме.
Обратите внимание на другое издание — http://ruvera.ru/articles/zvezda_altair_recenziya
На книге указано: "Единственное художественное произведение современной старообрядческой литературы".
Какое остроумное сравнение масона и заказного историка Карамзина с современным австрийским многостаночником!
А ведь это тоже демонстрация склонностей к таланту : одной хлесткой фразой на полторы строчки двух историков отчехлыстила — русского классика и одного из множества современных, пытающегося изо всех сил застолбить "свою" нишу! Может и сама не одну книгу написала.
Однако автор статьи, посыл "сталинских лагерях" обратила к началу 30-х, указав на полное свое незнание отечественной истории. И при этом недоумевает — почему сам владыка придерживался иного взгляда на великого руководителя государства росийского. И, конечно, сравнение с Карамзиным не делает чести Д.У.
Смущает и словосочетание "старообрядческий писатель", кто бы раскрыл это понятие? П.Мельников-Печерский — тоже старообрядческий? Представляется, точнее — "писатель старообрядец", а звание "старообрядческий" надо присваивать по какому-то Положению, принятому всеми согласиями.