21 декабря 2021 года наш сайт опубликовал информацию о том, что храм святителя Николы Чудотворца на Малой Андроньевской улице Москвы, ныне принадлежащий одной из компаний В. Ф. Вексельберга, планируется вернуть старообрядцам. Однако, по имеющейся информации, его получит не законный наследник в лице Русской Древлеправославной Церкви, а Русская Православная старообрядческая Церковь. Всемирный Союз староверов призвал вернуть здание храма подлинным наследникам. Сегодня мы расскажем подробней об истории этой церкви.
Невдалеке от современной улицы Сергия Радонежского, что у станции метро Римская, находится тихая улочка Вековая (бывш. 3-я Рогожская: в 1919 г. переименована в честь наступления века пролетарских революций), где издавна жили старообрядцы. На пересечении ее с Малой Андроньевской сохранился старый двухэтажный дом, а за ним виднеется здание, в облике которого с трудом можно узнать черты церковной архитектуры. Это и есть бывший соборный храм св. Николы Никольско-Рогожской общины, образованной старообрядцами после получения ими свобод в 1906-1907 гг.
В марте 1908 г. по заявлению староверов беглопоповцев (ныне Русская Древлеправославная Церковь — прим. ред.) московские власти зарегистрировали Никольскую Рогожскую старообрядческую общину беглопоповцев, члены которой жили в Москве и в Московском уезде. Община была зарегистрирована Московским губернским правлением 27 апреля 1908 г. по адресу моленной св. Николы, временно находившейся тогда в доме наследников Худяковых по Вороньей улице близ Рогожской заставы.
Инициатором образования Никольско-Рогожской общины, ее председателем и главным строителем церковного здания был известный купец Михаил Федорович Ясашнов (1843 — 1909). Он родился в г. Спасске Тамбовской губернии в семье шапошника. Мальчиком был отправлен в Москву на заработки, работал приказчиком в иконной лавке, затем попал в фирму, торговавшую искусственным бархатом. Постепенно благодаря трудолюбию и энергии скопил капитал и открыл две фабрики по производству бархата, плюша и бинтов. С 1891 г. состоял директором Московского попечительского комитета о тюрьмах, с 1893 г. был гласным Московской городской думы.
13 марта 1909 г. М. Ф. Ясашнов скончался, похоронен на Рогожском кладбище. По духовному завещанию свой дом в Лефортовской части в Посланниковом переулке он оставил общине.
После кончины основателя общины ее председателем стал И. И. Карасев.
Также покупке участка для постройки храма за 60 тыс. рублей много способствовал известный деятель беглопо- повцев нижегородец Н. А. Бугров.
Торжество закладки старообрядческого храма во имя святителя Николы состоялось 16 мая 1910 года при большом стечении верующих. По сохранившимся проектным рисункам видно, что это был обширный пятиглавый храм в древнерусском стиле XVI-XVII вв. с шатровой колокольней, тремя шатрами с главками и изображениями ангелов по сторонам порта. Фасад и внутренний вид нового храма, вмещавшего до тысячи молящихся, поражал изяществом. Своды и купола были сделаны из железобетона. Колокольню пристроили сбоку здания, чтобы открыть вид на фасад.
Освящение Николо-Рогожского храма состоялось 17 декабря 1912 года. В 1919 г. в новый храм были перевезены престол и часть церковного имущества из храма ев. Екатерины в Девкином переулке.
Малоизвестной страницей истории Николо-Рогожской общины является возможное существование при ней и второго домового старообрядческого храма. Как указывает историк старообрядчества В. Ф. Козлов, в ЦГАМО сохранилось письмо председателя Домового комитета № 398 в Юридический отдел Моссовета от 29 октября 1920 г. В письме речь шла о существовании недалеко от Николо-Рогожского храма в кв. № 1 дома но ул. Вековой еще одной домовой моленной часовни. Как следует из письма, моленная в этом доме существовала с октября 1918 г. Автор письма требовал: «… нахожу себя вынужденным обратить внимание Юридическою отдела Московского Совдепа, что означенная церковь будет немедленно удалена из дома, помещение занятое ею, с осени 1918 года будет предоставлено нуждающемуся в квартирах беднейшему населению района, что будет согласно с духом декретов РСФСР».
В 1924 году Никольский храм стал кафедральным собором беглопоповского согласия (ныне Русская Древлеправославная Церковь — прим. ред.). Здесь проходили заседания главного церковного совета.
В 1929 г. в соборе состоялся прием в древлеправославие единоверческого епископа Стефана (Расторгуева), был возведен во епископа архимандрит Пансофий (Ивлев).
Несмотря на то, что Николо-Рогожский храм являлся кафедральным собором целого старообрядческого согласия, со второй половины 1920-х гг. поднялась волна требований закрыть храм. На этот раз, роль борьбы с храмом была возложена на пролетариат. Во главе этой богоборческой кампании встали рабочие фабрики № 4 «Москвошвей». На фабрике работало до 1700 человек, многих из которых руководство предприятия направило на борьбу с храмом. Еще в 1927 г. при выборах депутатов избиратели дали наказ закрыть церковь. Сами рабочие жаловались, что их наказ и обращение в Моссовет так и не были исполнены ни в 1927, ни в 1928 гг. Председателю Моссовета Уханову было вручено требование рабочих, вопрос был поставлен на заседании Президиума Моссовета, который, однако, не решился закрыть собор целого старообрядческого согласия.
Рабочие «Москвошвей» оказались настойчивыми, дошли они до личного секретаря самого М. И. Калинина и потребовали объединить все старообрядческие общины этого района в каком-нибудь одном здании, несмотря на то, что они принадлежали разным согласиям (называлась поморская моленная в Товарищеском (бывш. Дурном) переулке и Каринкинскую в Факельном переулке).
Когда и это не получилось, 30 августа 1929 г. представители завода вновь пошли в Моссовет, а к 1 октября и к зам. председателя ВЦП К П. Г. Смидовичу с обращением-жалобой на то, что «требование рабочих о передаче церкви под клуб фабрики маринуется в Моссовете почти 2 года». Было решено развернуть широкую агитационную кампанию за ликвидацию храма, координационным центром которой стала та самая 4-я фабрика «Москвошвей». Швейников поддержал даже подшефный Танковый полк. Но и этого показалось мало. Делегаты от фабрики совместно с представителями цехов Госфармзавода им. И. А.Семашко 29 октября 1929 г. обратились к населению с воззванием быстрей передать здание храма под клуб и дать «этим самым отпор сектантам, желающим организовать граждан против постановления Московского Совета».
17 октября 1929 г. общесоюзная газета «Труд» вышла с целой полосой с названием «Непонятная позиция Моссовета. Требование 1700 рабочих не удовлетворено Здание Андроньевской церкви должно быть передано под клуб!». На полосе было размещено сразу несколько статей, где в довольно категоричных формах приводились требования немедленно закрыть старообрядческий храм.
Здесь же была опубликована большая статья некоего Л. Немцова «Пересмотреть тактику», в которой критике подвергались не только московские власти, но и Главнаука Наркомпроса РСФСР:
«Моссовет пренебрег требованиями двух тысяч пролетариев для того, чтобы не обидеть старообрядцев… Нужно «пересмотреть целый ряд вопросов в отношении борьбы с религией в сторону более решительного наступления на религиозную контрреволюцию. Нам необходимо вести массы и на этом фронте массовой борьбы, а не идти в хвосте классовой борьбы, а не идти в хвосте у наиболее отсталых из них. беспомощно шепелявя, как это делает Главпаука о ценности всякого церковгипо хлама и о революционности сектантов…»».
В ноябре 1929 г. Президиум ВЦИК, наконец, постановил передать церковное здание фабрике № 1 «Москвошвей» под «культурно-просветительские нужды». В декабре 1929 г. в хранилища Музейного фонда из храма вывезли 70 старинных икон и предметов церковной угвари. Замечательный памятник церковного зодчества изуродовали до неузнаваемости: снесли главы, уничтожили порталы, колокольню перестроили в безликую башню и в здании разместили клуб швейного объединения «Пионер». В середине 1990-х гг. у здания сменился владелец, и оно перестроено еще несколько раз. Уже в 90-е годы в храме находился офис партии «Союз Правых Сил».
В начале 2021 года, храм, принадлежащий частному владельцу ООО «Альтавир», предположительно связанному с компанией «Ренова» крупного бизнесмена В. Вексельберга, был выставлен на продажу на «Авито».
«Собственник уже не первый год продает его, но желающих вести бизнес в храме пока не находится. Видимо, люди считают это неправильным, да и цена кусается (180 млн. рублей). Нет таких денег и у самой общины», — рассказал Интерфаксу глава отдела информации и правового обеспечения Русской Древлеправославной Церкви протодиакон (а ныне священник) Виктор Кузнецов.
«Это значимая церковь. В ней совершали богослужения люди, которые были в дальнейшем прославлены Церковью в лике священномучеников. Кто-то был сослан в лагеря, кто-то расстрелян с приходом советской власти. В нынешнем году было несколько юбилейных дат со дня кончины этих священников. А ведь еще нужно вернуть храму первоначальный вид: убрать перегородки, восстановить купола, что тоже требует немалых вложений. Мы ведь хотим приобрести это здание не для ведения бизнеса, а чтобы вернуть ему первозданный вид и использовать по назначению», — отметил Кузнецов.
По его словам, староверы хотели бы вернуть церковь общине, собственник предложил им выкупить здание, но сумма, которую он выдвигает, для верующих неподъемная.
Как сообщают СМИ, сейчас главным арендатором храмовых помещений является Российская академия предпринимательства, один из учредителей которой — Российский союз промышленников и предпринимателей. Среди массы других арендаторов выделяется «Центр семейного и сексуального развития Валерии Агинской», который прямо в храме организует курсы по «развитию интимных мышц» и «искусству оральных ласк».
Уже 21 декабря 2021 года была опубликована информацию о том, что храм святителя Николы Чудотворца на Малой Андроньевской улице Москвы якобы планируется вернуть старообрядцам. Однако, по имеющейся информации, его получит не законный наследник в лице Русской Древлеправославной Церкви, а Русская Православная старообрядческая Церковь.
Всемирный Союз староверов призвал вернуть здание храма подлинным наследникам!