16 марта 2017 года состоялась встреча президента РФ В.В. Путина с предстоятелем РПсЦ митрополитом Корнилием (Титовым). Сегодня об этом событии высказываются член комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством Л.М. Севастьянов и руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира М.Л. Шевченко.
О том, как складывались отношения власти в России со староверами, в интервью «Интерфакс-Религия» рассказывает известный выходец из старообрядческой среды, член комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, руководитель Фонда Григория Богослова Леонид Михайлович Севастьянов.
На мой взгляд, это историческая встреча. На самом деле, как ни странно, но за 350 лет старообрядческого движения лидер России первый раз встречается с главой старообрядческой церкви — это притом, что старообрядчество дало стране многие достижения промышленности и культуры. Достаточно вспомнить хотя бы завод ЗИЛ или Шаляпина, Врубеля, Серова и Горького, появление которых без поддержки старообрядческого капитала было бы просто невозможным. А Станиславский сам был старовером.
Дело в том, что в каком-то смысле этот процесс был обоюдным. Старообрядчество считало, что с реформами патриарха Никона, царей Алексея и Петра Россия встала на чуждый ей, почти еретический вектор развития. С тех пор мы можем наблюдать параллельную историю развития российского общества. Была официальная история русского народа, но была и параллельная ей, со своими героями в лице того же протопопа Аввакума, боярыни Морозовой, Степана Разина и атамана Некрасова. Даже Пугачев был старовером и говорил, что прежде всего боролся за старую веру.
Попытки, конечно же, были. Прежде всего при Екатерине, после разгрома Пугачева. Потом при Павле, который легализовал древнерусский обряд и установил единоверие. Но Павла убили, и попытки примириться со староверами были свернуты. При Николае I старообрядчество опять пытаются загнать в гетто, а при Александре II даже предпринимается попытка полностью запретить старообрядчество. Именно тогда были запечатаны алтари в старообрядческих церквях и запрещено староверам совершать богослужения. Именно тогда старообрядчество опять ушло в подполье.
На мой взгляд, наладить отношения со старообрядчеством должны были еще 300 лет назад. Оно дало очень много для развития нашей страны, и в этом смысле государство было в долгу перед староверами. Надеюсь, нынешняя встреча митрополита Корнилия с президентом России поможет, наконец-то, перевернуть еще одну страницу нашего трагического прошлого.
Я думаю, что обвинения оправданны. Но не могу их назвать обвинениями. Да, старообрядчество боролось за свои права на свободу вероисповедания, и как только она была дарована в октябре 1905 года, представители старообрядчества сразу же из революционного движения вышли, после чего революция пошла на спад. Представьте ситуацию, когда вас селят в гетто на кладбище, где вы должны заниматься похоронами умерших от чумы, когда вам запрещается молиться по русским традициям, когда вас лишают за вашу веру всех общественных прав, но при этом облагают двойным налогом, притом что удельный вес вашего участия в экономике страны — 70%. Какие у вас есть шансы добиться ваших прав?
Что до роли старообрядцев в Февральской революции, то там смысл был уже в другом: капиталу и экономике нужен понятный всем закон, так как именно наличие законов гарантирует ваши инвестиции и, соответственно, ваш экономический рост. Все так называемые февралисты-староверы были монархистами, но выступали за Конституцию, так как наличие таковой дает стабильность и уверенность для капитала. Если же законом является абсолютный монарх, который может легко менять свое видение, тем более его преемник, то этот факт просто делает невозможным экономическое развитие в условиях промышленной революции.
Думаю, нет, так как гонители и гонимые давно находятся в мире ином. Я не верю в коллективную вину и в коллективную ответственность. Современное российское государство помогает староверам, так что ему не в чем каяться. Староверы, будучи христианами, также не могут чувствовать себя обиженными и ждать чьих-то покаяний. Староверы должны смотреть в будущее и служить Богу и людям.
***
Портал Накануне.RU взял комментарий у руководителя Центра стратегических исследований религии и политики современного мира, члена СПЧ при президенте РФ Максима Леонардовича Шевченко. Вот что он высказал по вопросу встречи президента РФ с предстоятелем российского старообрядчества.
«Российское государство, которое всегда было склонно к унификации, наконец, заметило, что российское православие разнообразно, и это не только Русская православная церковь (РПЦ) Московского патриархата. Вот уже заметили поповских старообрядцев, а уж когда заметят огромное количество беспоповских согласий, присутствующих в стране, и того будет лучше. Одним словом, когда российское государство увидит, что религиозная жизнь в стране богата, разнообразна и имеет свою глубочайшую и местами трагическую историю, тогда и жизнь наша станет интереснее».
По словам эксперта, старообрядцы в России воспринимаются как «некое приложение к РПЦ», хотя РПсЦ — это «абсолютно самостоятельная, каноническая, древнерусская православная церковь, прошедшая через репрессии, ссылки, каторги и казни, но сохранившая себя и свою веру и, что также важно, внутренний демократизм».
Старообрядчество невероятно демократично, — считает Максим Шевченко. — Принципы русской демократии, русского демократического сознания — свободомыслия, свободы совести — заключены именно в старообрядчестве. А потому, тем более, если наше государство, наконец, решило ознакомиться с подлинно-русским сознанием в лице старообрядчества, то я могу это только приветствовать.
М. Шевченко также сослался на исторический опыт, напомнив, что старообрядчество в России развивалось как «независимое согласие», тогда как «никонианская долгое время была идеологическим отделом государства — Российской империи».
«Главой Греко-российской церкви долгое время был император. Церковный синод руководился зачастую светскими людьми. А старообрядцы тем временем развивались независимо. Но, конечно, это стоило им гонений со стороны государства. Фактически, огромная масса русских людей (старообрядцев) была изолирована, выброшена из политической жизни страны. Неслучайно старообрядцы того времени считали российское государство откровенно русофобским и антихристовым», — сказал Максим Шевченко.
Источник: interfax-religion.ru, nakanune.ru
Что такого уж "исторического" в этой встрече? Президент последовательно встречался с представителями российских религиозных конфессий.
http://kremlin.ru/events/president/news/54083
А Леонид Севастьянов тем самым официально заявил, что он теперь единоверец?
Насколько мне известно, Леонид Севастьянов активно присутствует в сети Фейсбук и вообще не засекречен по жизни. Почему же за более чем 10 лет форумных словопрений никто не задаст интересующий вопрос ему лично?
Потому что люди привыкли шептаться за спиной, а задать вопрос лично определенному человеку побаиваются, ну или стесняются.
Я ему задавал этот вопрос лично не раз в Фейсбуке напрямую и не получил прямого ответа на него, а только потоки неадекватной информации.
Alexander, Леонид Севастьянов не имеет никакого отношения к сайту "Русская вера" и его редакции. Тем более, если вы лично у него спрашивали и не получили прямого ответа о его конфессиональной принадлежности, то как Вам могут верно ответить обычные читатели? Ведь ясно же, что это могут быть лишь сплетни. Либо вопрос вы задали именно с этой целью и праздно?
Лукавство не украшает ни одного человека, тем более обезличенного аккаунта. Формально, юридически Севастьянов не имеет никакого отношения к сайту, но фактически имеет и непосредственное. Но не в Ваших интересах развивать эту тему, на самом деле. Я много общался с бывшим pr-директором ГК "Протек", что бы понимать алгоритмы и структуру взаимодействия между Якуниным и Севастьяновым и контролируемыми ими структурами.
Почему же не развивать? Все с точностью до наоборот. Юридически речь идет о его работе в благотворительном фонде и это ни для кого не секрет. Особенно для многочисленнных проектов РПСЦ, которым он оказывал поддержку. А фактически никакого влияние на редакционную политику он не оказывает, о чем он даже высказывался публично.
"Если же законом является абсолютный монарх, который может легко менять свое видение, тем более его преемник, то этот факт просто делает невозможным экономическое развитие в условиях промышленной революции." — К.Маркс со оужикы отдыхаетъ…
Ну всё, повылезали аналитики.
Без них не разберемся, что и кому мы должны
да-с… опять должны, кругом должны, одни кредиторы повсюду, такова наша судьба, такова наша доля…