От редакции: История старообрядчества неразрывно связана с историей России. Несмотря на гонения и репрессии, старообрядцы всегда оставались патриотами своей Родины. Уже в первые дни войны старообрядческая Архиепископия обращается к своим чадам с призывом стать на защиту Отечества. Старообрядцы с оружием в руках защищали Родину, трудились в тылу и собирали пожертвования на оборону страны. 9 мая 2016 года исполняется 71 год со дня окончания самого кровопролитного военного конфликта всех времен и народов — Второй Мировой Войны. В ней участвовало 72 государства, а боевые действия велись на территории 40 стран. Учащийся 9 класса гимназии г. Новоуральска Свердловской области Зелютин Максим Александрович предоставил редакции сайта «Русская вера» научно-исследовательскую работу «Вера и Победа: старообрядцы поселков Верх-Нейвинского и Нейво-Рудянки — участники Великой Отечественной войны». Молодой автор, член клуба «Новоуральский краевед», исследовал вклад староверов в Победу в Великой Отечественной войне, рассмотрел историю старообрядчества в посёлках Верх-Нейвинский и Нейво-Рудянки, отыскал родственников старообрядцев — участников Великой Отечественной войны, жителей пос. Верх-Нейвинского и Нейво-Рудянка, и узнал об их участии в военных действиях. В материале много архивных документов.
***
В последние годы в нашей стране, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русское старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества. Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси.
История старообрядчества поселков Верх-Нейвинского и Нейво-Рудянки
Возникновение посёлков Верх-Нейвинска (1662 г.) и Нейво-Рудянки (1780 г.) связано с металлургическим производством. Выработка здесь железа началась задолго до основания заводов (1762 г. и 1810 г. соответственно). По другим архивным данным известно, что плавильщиком-рудоискателем московским купцом Дмитрием Тумашевым в 1662 году и в 1668 году в верховьях р. Нейвы, выше Красного поля, около Верх-Нейвинска, была найдена железная руда, и в 1669 году им был основаны опытные заводы по переработке руды. Первыми поселенцами этих богатых железной рудою мест были старообрядцы, бежавшие из центральных районов России в лесную глушь.
Начиная с XVIII века Урал становится одним из ведущих центров старообрядчества. Староверов влекла на уральскую землю возможность годами скрываться от преследования властей, работать по найму на железоделательных заводах и свободно исповедовать «истинную веру». Формирование общин на заводах шло под руководством крупных старообрядческих центров Поморья и Поволжья. Демидовы покровительствовали «раскольникам». Для развития крупной промышленности в малонаселённом крае требовалось большое количество рабочих рук, поэтому принимали всех, давали хороший заработок, помогали устроиться на новом месте.
Действительную численность старообрядцев на заводах назвать не представляется возможным. По второй ревизии 1747 г. на демидовских заводах старообрядцы составляли 43% всех ревизских душ официально. Однако значительная их часть не была учтена, так как предпочитала избегать официальной записи в «раскол». Сохраняя своё профессиональное инкогнито, люди рассчитывали оградить себя от увещеваний православного духовенства, подкреплявшихся нередко мерами морального и физического воздействия. А также скрытие приверженности к старой вере позволяло избежать лишних расходов, так как с 1715 – 1782гг. действовал Указ Петра I об обязательной уплате раскольниками подушной подати в двойном размере.
По данным переписи населения пос. Верх-Нейвинского 1860 г.: раскольников — 1390 человек, всего — 4495 человек. [5, 34]. По сведениям Екатеринбургской духовной консистории на 1910 г. в Верх–Нейвинском заводе проживало 1147 человек, большинство часовенного согласия [7, 100]. На территории Верх–Нейвинского существовало несколько старообрядческих скитов, женский монастырь (закрыт в 1930 г.), были открыты молитвенные дома. Были свои иконописцы. В 1884-1886г. была построена старообрядческая часовня в честь Николы Чудотворца (закрыта в 1943 г.) В начале 1930 г. часть старообрядцев пос. Верх-Нейвинска перешла на сторону старообрядцев, приемлющих священство, — в лоно Русской Древлеправославной Церкви. Жители пос. Нейво-Рудянка в большинстве своём были старообрядцами-беспоповцами.
Заводовладельцы Демидовы, Савва Яковлев (Собакин), купивший в 1768 г. Верх-Нейвинский завод у Прокофия Демидова, ценили старообрядцев как работников. [1, 146]. В профессиях основного производства они выполняли высококвалифицированные и наиболее оплачиваемые работы. Старообрядцы были хорошими подрядчиками, мастерами, управляющими, предпринимателями. Были целые династии приказчиков-старообрядцев. Ребята с детства готовились отцами к исполнению трудовых обязанностей. Всегда стремились к самостоятельности, вели большое крепкое хозяйство. Были образованными, хорошими мастеровыми, имели страсть к конструированию, к учёбе. Книги были у них в почёте. Умели зарабатывать и копить деньги. Всеобщим уважением пользовались строители, земледельцы, промысловики — охотники, рыбаки, шишкари, ягодники, умелые плотники, кузнецы. Старообрядцы были близки к природе, являлись хорошими охотниками, стрелками. Умели выживать в сложных условиях, ориентироваться на местности, знали приметы природы, повадки животных. У многих была развита интуиция, умели предвидеть обстановку, вели здоровый образ жизни без вредных привычек. Стойкость к невзгодам, сопротивление всяческим гонениям, выживаемость в самых тяжёлых условиях — характерная черта старообрядцев наших мест. Дом и семья для старовера — крепость и опора. Семьи были большие, полные, крепкие. Дети уважали и почитали старших, отца и мать. «Чти отца и мать свою на земли и на небеси». В случае кончины отца роль главы семьи брала на себя мать. Вера в Бога и молитва помогала староверу во всех делах. Подолгу искренне молились за всех членов семьи. Набожность, глубокая вера в Бога способствовали сохранению старых традиций.
Таким образом, старообрядцев посёлков отличали образованность, высокая квалификация в работе, самостоятельность, обстоятельность, близость к природе, выживаемость в экстремальных условиях, здоровый образ жизни, семейственность, стойкая приверженность традициям.
В настоящее время в посёлке Верх-Нейвинском проживает 5582 человека, в Нейво-Рудянке — 2599 человек. Данных о конфессиональной принадлежности жителей посёлков нет. В Верх-Нейвинском работает православный храм Воскресения Господня (храм РПЦ — прим. ред.). Старообрядческих храмов, часовен в этих посёлках нет. Ближайшие часовни старообрядцев-беспоповцев находятся в г. Невьянске (часовня Воздвижения Честнаго Креста Господня) на старом кладбище и в селе Нижние Таволги. В пос. Верх-Нейвинском старообрядцы-беспоповцы собираются в доме Тююшевой А.Л., где имеется богатый иконостас и большая библиотека древних книг. Старообрядцы-поповцы посещают Древлеправославную церковь в г. Екатеринбурге (район ВИЗа) (имеется в виду храм РПСЦ во имя Рождества Христова — прим. ред.), а также несколько раз в год к ним на дом приезжает священник из Челябинской области (скорее всего имеется в виду настоятель храма РДЦ во имя святых апостолов Петра и Павла в г. Касли). (От редакции: здесь надо добавить, что в г. Невьянске, который располагается к поселку ближе, чем Екатеринбург, также действует храм РПСЦ во имя Всемилостивого Спаса). Старообрядцы живут закрыто, очень неохотно соглашаются на встречи с людьми другой веры. Они настороженно относятся к чужакам, пытающимся узнать у них об особенностях старообрядческой веры, об их жизни, хотя в своей общине живут очень дружно, помогают в беде и в радости. Встретиться с жителями посёлков, исповедающими старообрядчество, нам помогли: руководитель музея завода пос. Верх-Нейвинского Кукарцева Татьяна Ивановна, краевед Щербина Денис Евгеньевич, учитель истории, краевед, потомок династии Тупиковых Илья Николаевич Тупиков, моя бабушка — коренная жительница пос. Верх-Нейвинского Зелютина Галина Игоревна. Мы выяснили, что на территории этих населённых пунктов проживают семьи старообрядцев: Кречетовы, Араповы, Беловы, Егоровы, Климины, Пермяковы, Порошины, Мельниковы, Матвеевы, Медведевы, Шитовы, Малковы, Бобошины, Калашниковы и другие. Члены почти каждой семьи в 1941-1945 гг. прошли через горнило войны.
Где и как сражались старообрядцы?
Участвовали ли старообрядцы в Великой Отечественной войне с оружием в руках, ведь убийство человека для старообрядца, строго следующего Божественным заповедям, есть грех? Мы провели интернет-консультацию по вопросу возможности участия староверов в военных действиях с оружием в руках. В частности, представитель Древлеправославной старообрядческой церкви (имеется в виду Русской Православной старообрядческой Церкви — прим. ред.) иерей Иоанн Севастьянов ответил, что «Отношение старообрядцев к любому убийству человека — православное. Любое убийство есть смертный грех! Убийство врага есть выбор между большим и меньшим злом. Но это не перестает быть грехом. По правилу св. Василия Великого воины, пришедшие с войны, подлежали трехлетней епитимии, на три года отлучались от причастия. Какой бы справедливой ни была война, убийство остается грехом. Но три года отлучения от причастия — это все же меньше 15-летнего отлучения за вольное убийство. Старообрядцы наряду со всеми гражданами Советского Союза участвовали в Великой Отечественной войне».
Мы исследовали вклад староверов в Победу в Великой Отечественной войне, рассмотрели историю старообрядчества в посёлках Верх-Нейвинский и Нейво-Рудянка, отыскали родственников старообрядцев — участников Великой Отечественной войны, жителей пос. Верх-Нейвинского и Нейво-Рудянка, и узнали об их участии в военных действиях. И сделали вывод, что старообрядцы — это чаще всего образованные люди, специалисты своего дела.
Данных о количестве ушедших на фронт и вернувшихся живыми воинов-старообрядцев нет. На основании проведённых опросов родственников старообрядцев — участников Великой Отечественной войны, мы выяснили, что многие из них вернулись живыми, прошли всю войну. Истинная вера, молитвы солдат-старообрядцев, членов их крепких семей, семейные реликвии, близость к природе, умение выживать в экстремальных ситуациях, наблюдательность, самостоятельность, умение принимать решения, умение отвечать за себя, семью, Родину, владение профессией помогали старообрядцам пройти по дорогам Великой Отечественной войны. Они защищали свою Родину, свою семью от смертельного врага.
Среди жителей пос.Верх-Нейвинского и Нейво-Рудянки были старообрядцы — участники Великой Отечественной войны, которые внесли свой вклад в разгром врага и Победу нашего народа в Великой Отечественной войне. Среди них были те, кто с оружием в руках сражался на передовой, являя образцы отваги и мужества, те, кто охранял восточные границы нашей Родины, те, кто готовил молодое поколение, а также специалисты-профессионалы: ружейные мастера, радиотелеграфисты, ветеринары, чертёжники, которые своими знаниями, мастерством приближали Победу.
Старообрядцы — жители пос. Верх-Нейвинский, участники Великой Отечественной войны
В книге учёта ветеранов пос. Верх-Нейвинского и Книге Памяти сохранены сведения о Кречетове Прокопие Кузьмиче 1917 г.р. Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Призван в армию в 1940 г., демобилизован в мае 1946 г. Служил артиллерийским мастером. Имеет награды: Орден Красной звезды, медали «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», юбилейные медали. После войны был ударником коммунистического труда. В музее посёлка Верх-Нейвинского хранятся воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, но у Прокопия Кузьмича в этом месте пустая страница, воспоминаний нет. Нам удалось выяснить, что у Прокопия Кузьмича 5 детей: Антонина, Нонна, Александр, Нина, Анна. Мы встретились с сыном Александром (дочери проживают в других городах), но на все наши вопросы об отце он отвечал очень уклончиво, что ничего не помнит, не знает. К сожалению, нам не удалось восполнить страничку воспоминаний Кречетова П.К. При поиске информации в электронном сборнике документов «Подвиг народа» найдены военные данные Кречетова П.К.: «Кречетов Прокопий Кузьмич 1917 г.р. Звание: сержант, в РККА с 1940 года. Место призыва: Кировоградский РВК, Свердловская область, № записи: 31225936».
Сапета Любовь Ивановна рассказала нам о своём отце Кречетове Иване Кузьмиче — брате Прокопия Кузьмича. Иван Кузьмич родился 19 декабря 1914 г. Окончил 7 классов. Работал на заводе «Б» токарем. В июне 1941 г. призван в Красную армию. Служил в г. Чите в стрелковой роте связи. В военных действиях непосредственного участия не принимал. Демобилизован в сентябре 1946 г. Звание ветерана Великой Отечественной войны получил в 2004 г. 40 лет работал токарем. Жена Ивана Кузьмича Раиса Степановна (Вирачёва) родилась в пос. Шаля на реке Чусовой в старообрядческой семье. Венчались в 1954 г. в г. Москве. Имели 3 детей: Клавдию, Лидию, Любовь. Семья Кречетовых — это старообрядцы-поповцы новозыбковского согласия Русской Древлеправославной церкви. Отец Прокопия и Ивана Кречетовых Кузьма Андреевич 1874-1942 гг. являлся наставником Верх-Нейвинской старообрядческой часовни, участник Первого съезда старообрядцев.
Коновалов Ефим Иванович рассказал о Сарафанове Иувентине Ювенальевиче 1912 г.р. — отце жены. Призван 18.12.1941 г. Невьянским РВК. Был старшим сержантом. Погиб в июне 1944 г. Извещение №01096 от 28.09.1944 г. Служил в 20-ом гвардейском миномётном Свирском дважды Краснознамённом ордена Красной Звезды полку реактивной артиллерии. Был ружейным мастером. Сохранилось письмо Иувентина от 1944 г., читая которое, мы видим, как он уважительно относится к членам своей семьи — жене, отцу, дочери, ни на что не жалуется. Дополнительных сведений, к сожалению, получить не удалось. При поиске информации в ОБД «Мемориал» по запросу сведений нет. При вводе имени, отчества идёт сбой. Имена у многих старообрядцев старославянские, редкие, ребёнка называли строго по святцам.
Тююшева Анфиса Леонтьевна рассказала о своём отце Савостине Леонтии Макеевиче 1900 г.р. Он родился в пос. Таволги. Работал на руководящих должностях: председателем колхоза, председателем сельсовета, был хорошим организатором. Посещал старообрядческую часовню, пел на клиросе. Призван в 1941 г. По словам дочери, служил в Егоршино, был наставником солдат, занимался с молодыми солдатами перед отправкой их на фронт. В 1942 г. тяжело заболел пневмонией. Был отправлен домой, где и умер. Хоронили всем посёлком.
Бобошина Зоя Павловна рассказала об отце Бобошине Павле Марковиче 1918 г.р. Образование 7 классов. До войны работал на Верх-Нейвинском заводе нормировщиком, мастером. Призван в армию в 1940 г. Служил на Дальнем Востоке в зенитной артиллерии. Учился летать на военном самолёте. Вёл записную книжку, которую нам передала его дочь. Все записи в книжке упорядочены, видна самокритика, планировал улучшение лётных навыков. В 1945 г. допущен к самостоятельным полётам. 04.11.1945 г. прибыл из армии. Таким образом Бобошин Павел Маркович непосредственного участия в военных действиях во время Великой Отечественной войны не принимал. В 1947 г. брачился в часовне пос. Верх-Нейвинского. После этого его исключили из партии, начались гонения и конфликты на работе. Бобошины молились дома, ходили с другими старообрядцами посёлка в июле на Весёлые горы, находящиеся под Невьянском, поклониться могилам схимников. Про военное время ничего не рассказывал, старался не касаться этой темы.
Иосиф Фиолентович Шунайлов рассказал нам об отце Шунайлове Фиоленте Сергеевиче, который служил во время Великой Отечественной войны ветеринаром. До войны лечил животных. Имел 7 детей, имена которым давали по святцам: Порфирий, Елена, Агафья, Татьяна, Анна, Афанасий, Иосиф. Все дети получили высшее образование. Иосиф Фиолентович вспоминает: «Отец был очень добрый, не курил, не сквернословил». Покровитель семьи Шунайловых — Святой Никола Чудотворец. Главные семейные ценности: крепкая, дружная, полная, большая семья, близость к природе; здоровый образ жизни без вредных привычек; трудолюбие; хорошая учёба, стремление к знаниям. Шунайлов Ф.С. погиб в 1943 г. У Иосифа хранится похоронка на отца.
Мельников Стахей Артемьевич 1915 г.р. — старшина, участник Великой Отечественной войны, старший радиотелеграфист танка Т-34. Имеет 3 ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени, орден Отечественной войны I степени, медали «За отвагу», «За оборону Москву», «За взятие Берлина», «За освобождение Варшавы», «За победу над Германией», юбилейные медали. В базе данных «Подвиг народа» найдены военные данные Мельникова С.А. В наградных листах описаны подвиги Мельникова С.А., которые он совершил в качестве радиотелеграфиста. Он в любых условиях тяжёлого боя сохранял бесперебойную радиосвязь экипажа танка с командным пунктом, что обеспечивало выполнение танкистами поставленных задач: уничтожение врага и техники. Он показывал образец работы на радиостанции. Неоднократно отмечалось, что Мельников С.А. отлично знает своё дело. Он сутками обеспечивал связь, при поломке радиостанции быстро её устранял.
Старообрядцы — жители посёлка Нейво-Рудянка, участники Великой Отечественной войны
Медведев Василий Андреевич (1915-1987 гг.) — рядовой.
Топычканов Иван Фёдорович (1917-1979 гг.) — рядовой, стрелок танковой батареи.
Малков Лев Петрович (1906 г.) — сапёр 49 Гвардейского полка, награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I степени.
Занадворнов Константин Павлович — старшина, чертёжник оперативного отдела, прошёл всю войну.
Кобляков Павел Иванович (1907 г.р.) — сержант, командир отделения 34 мотострелкового полка, награждён орденом Отечественной войны II степ., медалями.
Самофеев Дмитрий Александрович (1919-1984 гг.) — рядовой, миномётчик 119 стрелковой бригады.
Брызгалов Павел Степанович (1913-1993гг.) — старший сержант, шофёр 47 армии, награждён орденом Отечественной войны II степени.
Лобов Александр Николаевич (1915 г.р.) — стрелок 152 стрелкового полка, награждён орденом Отечественной войны II степени, юбилейными медалями.
Соляков Виктор Александрович (1913-1991 гг.) — рядовой, шофёр Роты технического обеспечения 12 Самоходной артиллерийской Радомской Краснознамённой ордена Кутузова бригады, участник всей войны, награждён орденом Отечественной войны II степ., медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». В наградных листах Солякова В.А. указано о его службе в качестве отличного шофёра, бесперебойно подвозившего боеприпасы на передовую, сохранявшего свою машину в безаварийном состоянии, несмотря на тысячи километров пройденного пути под огнём противника, о его мастерской работе в качестве автомеханика.
Семячков Юрий Васильевич (1924-1994 гг.) — младший сержант, командир 31-го огнемётного батальона. Имеет орден Красной звезды, орден Отечественной войны II степ., медали.
Синицы Фёдор Григорьевич (1917-1986гг.) сержант, моторист 860-го Отдельного батальона аэродромного обслуживания, участник всей войны. Награждён орденом Отечественной войны II степ., медалями.
Попов Сергей Иванович (1923 г.р.) — сержант, командир Отдельного 52-го танкового ремонтного батальона. Награждён орденом Отечественной войны II степ., орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». В наградных документах Попова С.А. содержится информация о нём как о квалифицированном слесаре-монтажнике, пользующемся уважением среди сослуживцев в силу своих человеческих и профессиональных качеств.
Пузанов Василий Максимович (1916-1984 гг.) награжден орденом Славы III степ., орденом Отечественной войны I степ., юбилейными медалями. С 1937 г. работал в НКВД.
Черных Пётр Лаврентьевич (1916-1993 гг.) — рядовой, пулемётчик 41-го бронепоезда. Участник всей войны. Награждён медалью «За отвагу», орденом Отечественной войны II степени.
Нестеров Иван Никифорович (1908-1990 гг.) — сержант, автомеханик 90-го артиллерийского полка. Награды: орден Отечественной войны II степ., медаль «За отвагу», почётный житель пос. Нейво-Рудянка. В наградных документах содержится информация о Нестерове И.Н. как о квалифицированном, ответственном механике по ремонту военных машин.
Завьялов Семён Михайлович (1915-1994гг.) — старшина, помощник командира взвода 90 артиллерийского полка, награждён орденом Отечественной войны I степ., орденом Красной Звезды, медалью «За отвагу». В наградном листе ордена Красной Звезды описан подвиг Завьялова С.М. как снабженца солдат питанием, организатора наблюдательных пунктов.
Медведев Василий Иванович (1917-1992 гг.) — капитан, командир 813-го стрелкового полка. Награждён орденом Александра Невского, орденом Красной Звезды, орденом Отечественно войны I степ. В наградных документах содержится информация о храбром и самоотверженном командире Медведеве В.И., который личным примером вёл солдат в атаку.
Список использованной литературы
1. Главацкий М.Е., Голынец Г.В., Кравцова А.В. Старый Невьянский завод. — Екатеринбург, 2001 г.
2. История России IX — XVII веков. Школьная энциклопедия. — М., 2003 г.
3. Коротков Н.Г., Медовщикова Н.И., Мешкова В.М. Из истории Невьянского старообрядчества. — Невьянск, 2011 г.
4. Кто есть кто в этом мире. Энциклопедический справочник. — М., 2004 г.
5. Кукарцева Т.И. 245 лет во славу державы. — Екатеринбург, 2007 г.
6. Ржавитин А. Пособие по поиску информации об установлении судьбы воина с помощью интернет-ресурсов. — Калуга, 2014 г.
7. Щербина Д.Е. Православный Верх-Нейвинск, прошлое и настоящее. — Новоуральск, 2011 г.
8. www. podvignaroda.mil.ru
Автор: учащийся 9 класса гимназии г. Новоуральска Свердловской области Зелютин Максим Александрович, член клуба «Новоуральский краевед».
Публикуется в сокращении и с комментариями редакции.
Комментариев пока нет