Соглашения о сотрудничестве между правительством Татарстана и религиозными организациями не должны превращаться в формальность. Такое мнение высказал эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. По его словам, ценность данных документов будет только тогда, когда за ними последуют конкретные действия.
Как ранее сообщалось, 25 ноября состоялось подписание соглашений о сотрудничестве между Кабинетом министров Республики Татарстан и тремя религиозными организациями: с Духовным управлением мусульман РТ, с Татарстанской митрополией Русской Православной Церкви и Казанско-Вятской епархией Русской Православной старообрядческой Церкви. С последней, которую представлял епископ Казанско-Вятской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви Евфимий (Евгений Дубинов), подписание соглашения состоялось отдельно от ДУМ РТ и Татарстанской митрополии РПЦ.
По мнению Сулейманова, «сделано это, скорее всего, чтобы не приравнять по статусу РПЦ и РПСЦ, поскольку в Татарстане стараются внешне подчеркивать паритетность и равновеликость между митрополией РПЦ и ДУМ Татарстана».
Старообрядцы все же являются религиозным меньшинством, но сам факт заключения с ними соглашения крайне важен для их полноценного вхождения в систему государственно-конфессиональных отношений в качестве партнера региональных властей. Чтобы это понимать, надо иметь в виду, что региональные правительства обычно не заключают подобных соглашений о сотрудничестве и социальном партнерстве с кришнаитами, с многочисленными неопротестантскими церквями, саентологами или неоязычниками, — отметил эксперт.
На этой церемонии премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков отметил:
Сегодня правительство формирует правовые отношения с основными религиями в Республике Татарстан. Мы чётко отделяем государство от церкви, но, в то же время, понимаем важность церкви, важность сотрудничества и взаимной поддержки. К счастью, у нас одни и те же интересы.
Желание и стремление региональных властей укреплять государственно-конфессиональные отношения с мусульманами, православными и старообрядцами в целом похвально и заслуживает только одобрения, отметил Раис Сулейманов и выделил несколько моментов, на которые следует обратить внимание.
«Во-первых, не хотелось бы, чтобы эти соглашения между республиканским правительством и основными религиозными общинами превращались в пустую формальность, — подчеркнул эксперт. — Я имею в виду то, что порой они выполняются «для галочки»: всё это внешне выглядит мило, но за этим ничего не следует. И в первую очередь не следует со стороны местных властей».
И у мусульман, и у православных, и у старообрядцев есть свои трудности, которые решить без поддержки государства не получится. Для православных — это возвращение храмов, многие из которых до сих пор используются то под музеи (к примеру, Дворцовая церковь в Казанском кремле), то под тюрьму (здание Макарьевской церкви используется в Казани под СИЗО-2), то в них располагаются кафе (например, в таком положении находится здание церкви Николая Чудотворца), то научные учреждения (в частности, здания Воскресенского монастыря сейчас занимает НИИ сельского хозяйства). Открытым также остаётся вопрос о Казанской духовной академии, здание которой сегодня используется под больницу. Реституция церковной собственности невозможна без поддержки местных властей.
«Для мусульман — это поддержка в строительстве исламской академии в Болгаре и реставрация тех мечетей, которые также, как и многие церкви, находятся в неподобающем виде. Правда, здесь есть один любопытный момент: идея построить исламскую академию исходила не от муфтията, а от бывшего президента Татарстана, а ныне госсоветника Минтимера Шаймиева, последние пять лет занимающегося возрождением Болгара как исламской столицы России.
Для старообрядцев в Казани без поддержки властей восстановить и поддерживать в должном состоянии два крупных собора в центре города (Кафедральный Казанский собор и Церковь Казанской иконы Божьей Матери) будет затруднительно.
«Во-вторых, подобные соглашения важны тем, что светские власти заключают их не с каждой религиозной организацией, а с теми, которых видят основными. Примечательно, что выбрали не только мусульман и православных, что было ожидаемо и логично, но и старообрядцев. Тех же католиков или иудеев пока не выбрали в качестве партнеров для подобных соглашений. Полагаю, что выбор старообрядцев объясним их ролью, которую они играли в истории Казанского края», — считает эксперт.
«И, в-третьих, государственные органы в Татарстане ждут за счёт таких договоров о сотрудничестве поддержки со стороны основных мусульман, православных и старообрядцев. Это особенно касается двух последних групп, поскольку для имиджа Казанскому Кремлю крайне важно заручиться поддержкой этих двух христианских общин, поскольку к ним и принадлежит русское население. Соответственно, это лишний раз подкрепит принцип, который стараются формально соблюсти в Татарстане — паритетность в религиозной политике», — отметил Раис Сулейманов.
Он выразил надежду, чтобы подписание этих соглашений не превратилось в банальную формальную процедуру. «Ведь ценность этих документов будет только тогда, когда за ними последуют конкретные действия. Насколько это так, покажет время», — заключил эксперт Института национальной стратегии.
Подробности: regnum.ru/news/society/2022708.html
"мусульман, православных и старообрядцев" надо менять в общественном сознании на "мусульман, новообрядцев и староверов"