Ежегодная научно-практическая конференция по церковному искусству, организованная заведующим отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаилом Черновым,совместно с музеем-заповедником «Ростовский кремль», уже давно стала одним из главных событий для российских историков и искусствоведов. На это мероприятие собираются специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до маститых коллекционеров произведений старообрядческого и древнерусского искусства. Беседу с Михаилом Черновым об этой конференции можно прочитать в материале «Содружество ученых и коллекционеров». Вторая беседа была посвящена боровской иконе. Сегодня мы побеседуем на необычную тему — отсылки к неким иным смыслам в старообрядческих иконах.

Я занимаюсь этими вопросами достаточно давно, более двадцати лет. Постоянно езжу в разные научные экспедиции по изучению быта и культуры старообрядцев. Естественно, меня в таких поездках, в отличие от моих коллег филологов, этнографов и археографов, интересуют памятники иконописи и медного литья. Так вот, в беседах с владельцами икон приходится узнавать много интересного о каком-то особом отношении к иконе и особых ее толкованиях.
Скажем так: почитание каждого святого в православии, в принципе, — это, можно сказать, базис веры. Но среди староверов можно найти суждения, которые я бы назвал «старообрядческой надстройкой». Речь идет о дополнительном почитании тех или иных святых в силу своей конфессиональной принадлежности. Староверы искали и ищут моменты в житиях святых, созвучные древлеправославной вере, древлеправославному учению, традициям согласия и так далее.
Я начинал свои исследования с образа «Огненное вознесение пророка Илии», собрал большую коллекцию с этим сюжетом в темпере и меднолитой пластике. Естественно, изучал разные изводы, разные центры, чем они отличаются по иконографии. Очевидно, что для всех, в том числе и для старообрядцев, Илия в первую очередь — покровитель сил природы, от него зависит и дождь, и засуха. Особенно, если учесть, что страна крестьянская, то культ Илии был чрезвычайно широким, и ни один ветхозаветный пророк не имел, скажем, столько храмов и икон.

Но у старообрядцев было еще отдельное почитание Илии. Если мы вспомним житие Илии, он жил в самое нечестивое время в истории Израиля, когда были цари Ахав и Охозия. Время, когда вся власть отошла от истинного Бога, все были подвержены идолопоклонству, и только Илия смело обличал царя.
И вот налицо — параллель с протопопом Аввакумом и другими деятелями раннего старообрядчества, она напрашивается просто сама и староверы об этом постоянно говорят. Вот этот момент для них очень важен. Обличение в отходе от истинной веры.
Вполне возможно. В любом случае важно то, что Аввакум через много столетий также смело обличал нечестивую царскую власть. Это первое. Второе — это культ Илии как пустынножителя (например, у староверов часовенного согласия). Получается, в образе Илии мы видим указание на путь спасения для настоящего христианина. Это полная изоляция от мира греха и нечестия, собственно, то, что и делал Илия. Очень важным моментом в житии святого было его огненное вознесение. Как мы знаем, для «ревнителей древлего благочестия» огонь являлся символом спасения и очищения души. Существует предание о казни протопопа Аввакума и других пустозерских узников, в котором говорится, что останки одного из них, инока Епифания, не были найдены после того, как огонь догорел, но многие видели «из сруба пламенем отца Епифания на воздух вознесенна вверх к небеси…». Отсюда повсеместное почитание у староверов меднолитых образов, как икон, «очищенных огнем».
Есть еще один момент — образ Илии эсхатологичен, мы из Апокалипсиса вспоминаем, что именно Енох и Илья придут перед концом мира.
Можно вспомнить святителя Николу, который первый помощник и посредник между Богом и человеком. Если же поговорить со староверами, то, кроме этого, «наш Николушка за веру в тюрьме пострадал». Имеется в виду момент жития, когда Никола дал пощечину Арию, и после этого, пусть недолго, но за веру он сидел в тюрьме. Это крайне важно. Если мы посмотрим основной извод Николы (если не брать Можайского и Зарайского), то это как раз Никейское чудо, и оно изображено на многих старообрядческих иконах, в том числе и на меднолитой пластике.

Кроме того, было почитание Николы Отвратного. Это тоже Никейское чудо, там тоже изображение по пояс святителя Николы, только лик его немного отвернут от зрителя. Мы знаем, что для староверов-поповцев Ветки и Стародубья этот образ был очень почитаемым, так как он отвращает от несчастий, горестей и бесов. Кроме этого, есть еще два толкования «Николы Отвратного». Во-первых, это иконы того же извода с надписью внизу, что некий образ находился на вратах, то есть он от врат. Кроме того, очень интересные данные приводит в своей монографии Ирина Леонидовна Бусева-Давыдова. Речь идет об одном образе с интересной надписью. Она гласит: «Чюдо святаго отца Николы яже показа образ свой святыя своя иконы во время нашествия безбожныя литвы на царствующий град Москву. Тогда отврати лице свое свирепо на них они же вси ослепоша и сами себе своими оружием избодоша до смерти». О конкретной дате события ничего не говорится. Упоминание нашествия «литвы» на Москву наводит на мысль о польско-литовском нашествии начала XVII в., но этот период хорошо документирован, и указаний на чудо от иконы святителя Николы в хрониках Смутного времени нет.
Близкий сюжет обнаруживается в поздних преданиях о Куликовской битве в связи с резным образом св. Николы Чудотворца в соборе города Епифани. Этот образ находился в обозе литовского войска, спешившего на помощь татарам на Куликово поле. В Епифани повозка с образом встала, и ее не могли сдвинуть с места; когда же литовцы нашли образ, их поразила слепота, и они в панике бежали обратно. Несомненно, ослепленная «безбожная литва» ассоциировалась с «никонианами», не видящими света истинной веры..
Также можно вспомнить святых Кирика и Иулиту. Для православных — это покровители семьи, христианского отношения родителей к своим детям. Если родители заказывали икону для своих детей, то часто предстоящими были как раз Кирик и Иулита. А у староверов был дополнительный смысл, чтобы дети крепко стояли в древлеправославной вере, учитывая, в каком окружении они жили, для них это было крайне важным.

Да, чтобы они крепко стояли в своей вере и не впадали «в блуд никонианства», то есть еще они молились не просто, чтобы дети выросли хорошими, добрыми христианами, а чтобы не изменили вере.
Можно вспомнить еще образ «Усекновение главы Иоанна Предотечи». Эта икона любима староверами всех согласий. Очень интересная была история. Это был конец 1980-х годов, один знакомый реставратор показал мне икону начала 18 века «Усекновение». Оруженосец, который обезглавил Иоанна Предотечу, был вылитый Петр I, одет в петровский кафтан, тонкие усики, как будто с гравюры взят. Вот вам и аллюзия с царем-антихристом. В качестве примера можно привести и ветковский извод «Усекновение главы Иоанна Предотечи», с Иоанном в темнице — в левой части иконы и пиром царя Ирода — в правой.

В центре композиции — сцена обретения главы, в виде изображения главы в чаше, внутри пещеры, на фоне городских башен и стен. Здесь важно подчеркнуть, что и этот сюжет нес в себе особый подтекст, понятный именно «ревнителям древлего благочестия». Так, образ «Усекновение главы Иоанна Предотечи» аллегорически ими воспринимался как символ Церкви Христовой, обезглавленной при Никоне. Обретение же главы — восстановление истинной Церкви на Ветке. Поэтому появление этой сцены в местных иконах «Усекновение» является неслучайным. Неслучайно и широкое распространение образа «Глава святого Иоанна Предотечи» на Ветке и в Стародубье в виде самостоятельного иконного сюжета. Интересно отметить, что икона с изображением только главы в чаше могла называться «Обретение главы святого Иоанна Предотечи». Кроме того, чаша с главой святого нередко изображалась на фоне пещеры или пейзажа, что также апеллирует именно к сюжету «Обретение».
На Ветке и в Стародубье широкое распространение получила икона «Покров Богоматери».
Ее популярность и почитание были связаны с пониманием старообрядцами этого образа как символа покровительства Богородицей древлеправославных христиан. Кроме того, этот образ воспринимался ими и как символ возрождения, сохранения и преемственности «истинной веры» (церковь Покрова в Калуге — Покровская церковь и Покровский монастырь на Ветке — Климовский Покровский монастырь в Стародубье).
Комментариев пока нет