Ежегодная научно-практическая конференция, организованная заведующим отделом икон Музея истории и культуры староверия (г. Боровск) Михаилом Черновым, уже давно стала одним из главных событий российского историко-искусствоведческого года. На это авторитетное мероприятие собираются специалисты самого разного профиля — от молодых полевых практиков до кабинетных академических ученых, от начинающих культурологов до блистательных селекционистов произведений старообрядческого и древнерусского искусства. На этих конференциях можно пообщаться с изощренными знатоками русской иконы, корифеями антикварного мира, музыковедами, специалистами в области антропологии и, разумеется, представителями старообрядческих согласий. Новый этап в развитии конференции начался вместе с переездом основного места ее проведения в старинный русский город Ростов Великий (Ярославской области).
Сегодня мы задаем Михаилу Чернову вопросы о концепции конференции, ее истории и месте в современной российской науке.
Михаил Чернов: Наша первая конференция состоялась в 2011 году. Получается, что ей уже более 10 лет. Идея проведения этого мероприятия пришла в 2010 году одному из моих знакомых коллекционеров. Хотя, если подумать, она давно лежала на поверхности. Объясню, почему. Есть некое неформально сообщество теоретиков и практиков, коллекционеров и учёных, независимых исследователей, антикваров, всех, кому дорого древнерусское, скажем так, более широко, церковное искусство. До определенного момента все эти группы и отдельные специалисты часто действовали разрозненно.
Например, одна группа — это ученые, которые занимались древнерусским искусством на академическом уровне и сформировали в 1960-х — начале 1970 годов свой, довольно обособленный круг. Другой, не менее крупной группой, появившейся в то же время, стали собиратели, разного рода коллекционеры, а также дельцы-антиквары.
Дело в том, что именно с начала 1960-х годов, как учёные, так и антиквары, резко активизировали свою полевую деятельность. Начался объезд всех, можно сказать, иконных и книжных закромов нашей Родины. Это были недействующие храмы, заброшенные скиты, старинные моленные и так далее. Надо сразу сказать, в этой активности участвовали как чистые энтузиасты, так и алчные торгаши, которые на этом делали огромные деньги. Иконная тема была одной из основных в среде собирателей, потому что иконное наследие неизмеримо больше, чем любое другое, например, картины, скульптуры или мебель. Иконы были также были очень востребованы антикварным рынком. В том числе и зарубежным. Иностранцы очень интересовались русскими иконами, старались их приобретать и вывозить из страны.
Так сложилось, что в искусствоведческом мире, сложившемся вокруг икон с 1960 и по 1990 годы господствовали две параллельные группы. Одна — научная, а вторая — коллекционерская, антикварская.
И, надо сказать, что они друг друга всегда недолюбливали. Это было связано с тем, что ученые считали всех коллекционеров и антикваров барыгами, связанными, в том числе, и с вывозом икон за рубеж, грабежом церквей и домов.
А коллекционеры учёных не любили, потому что считали их узкими высоколобыми теоретиками, не умеющими иногда отличить, скажем, XVII век от XIX века. И когда очень много появилось икон поздних, скажем, связанных со старообрядчеством, которые как раз имитировали традиции XVI-XVII веков, то у академических ученых появилось немало досадных ошибок.
Антиквары говорили ученым:
«Ну что же вы не можете отличить элементарные вещи? Вот мы там за пять минут на Вернисаже это делаем, понимая, что своими деньгами рискуем, покупая или продавая тот или иной предмет искусства».
Вот такая предыстория вопроса. А сама идея пришла в голову моему хорошему другу и коллекционеру Саше Ильину, который является руководителем Музея народного искусства в Ростове Великом. Отмечали как-то его пятидесятилетний юбилей, и он вдруг говорит:
«Хорошо бы объединить всех, кто занимается древнерусским церковным искусством, независимо от их, скажем, пристрастий и интересов, потому что эти группы надо как-то все-таки уже давно примирять, объединять. Преодолевать взаимное недоверие. Вот и давайте будем каждый год приезжать в Ферапонтово».
Почему в Ферапонтово? Потому что там работал и творил наш старший товарищ — авторитетный искусствовед Герольд Иванович Вздорнов, членкор настоящий Академии Наук России. Он 50 лет своей жизни отдал этим памятникам русской культуры — кирилловскому иконостасу, а главное — ферапонтовским фрескам. Нашу идею он активно поддержал. И вот так идея зародилась, мы стали приглашать туда всех, не только ученых, но и огромное количество и антикваров, и коллекционеров. Всех, вне зависимости от чинов и званий.
Это был основной принцип, — что все участники были равны. Второй принцип — важно проводить конференцию не в Москве, а в другом месте, например, в Кириллове — в 600 км от Москвы. В провинции люди больше раскрепощаются, у них нет московских забот. В Москве человек забегает на конференцию, чтобы выступить и снова скрыться. В провинции так не получится, там есть место и время для погружения в темы других докладов, для рефлексии, созерцания и, конечно, для научного, творческого и другого общения. Эта идея была, с нашей точки зрения, очень правильная.
Да, всегда было и то, и другое. Конференция длится три дня. А тематическая выставка работает в течении двух — четырех месяцев. На самой конференции была доклады и искусствоведов, и коллекционеров. Мы все там прекрасно общались. Была культурная программа, всегда куда-то ездили.
Назвали мы нашу организацию «Ферапонтовское общество сохранения, изучения памятников древнерусской культуры». Почему Ферапонтово? Потому что там оно и образовалось. Есть, например, «Валдайский клуб». Первоначально он проходил на Валдае, а сейчас заседания Валдайского клуба проходят в любом другом месте.
Тему конференции мы прорабатываем вместе с Ростовским музеем в течение нескольких месяцев, и каждый год она новая. Название темы должно соответствовать трем требованиям. Во-первых, она должна быть интересна музейному сообществу, чтобы на выставке можно было представить музейные экспонаты. Второе, она должна быть интересна частным коллекционерам. И третье, тема должна быть интересна ученым, чтобы им было, о чем говорить. Делать выставку без конференции неинтересно.
Таких конференций в Кириллове мы провели десять — с 2011 по 2021 годы. Последняя прошла в 2021 году, несмотря на то, что еще бушевал ковид. А недавно мы переехали в Ростов Великий.
Во-первых, это древний город с огромным количеством памятников. Интересен и Ростовский Кремль, и богатейший музей, один из старейших в России, 1883 года. То есть, город с огромными традициями, с огромным количеством памятников в разных концах города, рядом с ним, и на некотором отдалении. В городе также есть частные музеи. Также он нам всем дорог и мил как город золотого кольца.
Второй очень важный момент заключается в местных особенностях. Музей Ростовского кремля обладает внушительным организационным опытом, немалыми административными возможностями и высоким научным потенциалом. Корме того, оргкомитет Ферапонтовского общества сейчас состоит из четырех человек, двое из которых проживают в Ростове. Это Ильин и Настя Аристова, которая является владелицей здания Музея народного искусства в Ростове Великом. Если двое из четырех живут в Ростове, это хорошо для решения оперативных вопросов, не все решается по телефону.
Третий очень важный фактор — Ростов ближе к столице, чем Кириллов. 650 и 200 километров — это две большие разницы. В Ростов ехать ближе, а это значит, что больше участников может принять участие.
Ну и, в-четвертых, традицией нашей конференции стала интересная культурная программа в заключительный день мероприятия. Скажу честно, как ее организатор, мы в районе Кириллова объездили все, что могли. Мы только три раза были в Спасо-Каменном монастыре, а еще был Череповец, Вологда, Белозерск, Устюжна и так далее. Я уже начал тоже переживать, что возить наших дорогих участников по второму и по третьему разу — это уже перебор.
В Ростовской земле, в частности, Ярославском крае, огромное количество интересных мест, архитектурных, природных и иных памятников, что дает нам замечательную культурную программу.
В этом году будет тема очень интересная «Убранство русской иконы», и, причём, хочется представить ее максимально широко и глубоко. Это не должно быть узкой темой по истории окладов икон. Убранство — это и киоты, и лампады, и вотивные подвески, сакрализация красного угла в избе, а также прочие храмовые украшения.
У нас давно была идея привлекать не только искусствоведов, но и историков, этнографов, антропологов, фольклористов, то есть смежные, скажем, специальности, которые помогут на ту или иную проблему посмотреть со всех сторон.
На некоторые темы удается пригласить даже музыковедов и музыкантов. У нас были концерты. Из Московской консерватории приезжал хоровой коллектив, который исполнял музыку эпохи барокко. Таким образом мы стараемся изучить и подсветить вопросы культуры и искусства с самых разных сторон. И поэтому мне, как человеку, занимающемуся старообрядческой иконой, конечно, очень хочется, чтобы все наши специалисты, не только мои коллеги, кто по старообрядческим иконам, коих немного, но и наши этнографы, антропологи, историки, которых мы с тобой хорошо знаем по старообрядческим конференциям, тоже максимально принимали участие в нашей конференции.
Поэтому обращаемся ко всем исследователям и специалистам: добро пожаловать на нашу конференцию «Убранство русской иконы», которая состоится 27 по 29 июня 2024 года в государственном музее-заповеднике «Ростовский Кремль». Организаторы всех мероприятий: Музей ростовский Кремль и Ферапонтовское общество В те же сроки на территории Ростовского кремля будет открыта и выставка на эту тему, в которой примут участие: музей «Ростовский кремль», Музей народного искусства (г. Ростов Великий) и многие известные коллекционеры.
К обсуждению предлагаются следующие вопросы:
- Исторические, этнографические и краеведческие материалы, связанные с убранством иконы.
- Икона и храм. Украшение почитаемых икон. Украшение икон в праздники.
- Икона и дом. «Красный угол», его убранство.
- Оклады и ризы русских икон (различная стилистика, техника, материалы).
- Киоты (различная стилистика, материалы). Внутреннее оформление киота (декоративные цветы и тд.)
- Венцы, цаты. Украшения на иконе. Кресты, вотивные подвески итд.
- Иконные полочки, лампады, рушники.
- Имитация окладов живописными средствами.
- Драгоценное иконное убранство и изъятие церковных ценностей в 20 столетии.
Беседовал Г. Чистяков
еще и иконы Митрополитов при жизни продаются))Как раз фраза уместна-торговля лицами))
тоскливо…видно,что для галочки пришли) ученые)
как интересно,c живого митрополита Корнилия иконы уже стали писать?
На телеграмм-канале «Старообрядцы РПСЦ» увидела чудного письма икону Митрополита РПСЦ Корнилия.
Подскажите, где можно приобрести такую икону и по какой цене?