Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Комментарии (31)

  1. в изложении доклада К.Кожурина неточность "признают решения Московского собора 1654 года, бывшего при патриархе Никоне и постановившего привести русские богослужебные чины и обряды в соответствие с греческими." Постановили в 1654 : "достойно и праведно исправити противостарых харатейных и греческих". Под этим положением подписи еп.Павла коломенскаго и каширскаго и протоп.Стефана — духовника протоп.Аввакума.
    Кстати, а ведь этого так никто и не сделал. А что может быть достойнее к памяти св.свщмч. и исп. протопопа Аввакума привести содержание ныне почитаемых староверами книг к первоизданным на Руси священным текстам. Надеюсь время на это Господь Бог отпустит.

    • Нет никакой видимой реакции на важнейший вопрос при обращении к Преданию — правильность и точность изложения мысли. Приведу безобидный пример из Псалтыри 43-3: "Небо оружием своим наследиша землю" (по Псалтыри 1646, куплена в РДЦ и Псалтырь 1653 Верещагино 2006, куплена в РПсЦ ) — Киевская Псалтырь 1397 "Не оружием бо своим …". Второй пример: Пс.36-25 "Юнейший быхъ, ибо состарихся, и не видехъ праведника оставлена, ниже семене его просяща хлебы" (1646 и 1653) — "оунъ бехъ и состарехся. и не видехъ праведника оставлена. ни семяни его просяща хлеба" (1397). Так где по-руски написано? а чего стоит "Совет же господень во веки пребывает" (Пс.32-11)? Законодавец "советы" не дает: "СВЕТъ же господень во векы пребываетъ"! Не просто так в кружке ревнителей при участии протоп.Аввакума был поднят вопрос вынесенный на Собор ревнителем Никоном. Но, похоже, нынешним приверженцам старой веры, не важно что читать, лишь бы до Никона дата издания. Простите Христа ради!

  2. Что-то безпоповец К.Кожурин не вспомнил об истечении в 2017 году "трех с половиной времен" царствования Антихриста — одного из базовых постулатов безпоповства, рухнувшего в этом году. Или они пересмотрят свой "догмат" на 3,5 тысячелетия?

  3. Сергий 985

    Интересная ситуация. Так почитаешь — в той или иной степени и в РПЦ как-то дистанцируются от того собора. Но на деле что-то мешает взять и отменить его решения, или принять другие решения которые переопределяют решения того собора. Ведь можно же, собор-то поместный был? Значит можно собрать другой поместный собор и переделать все как надо.

    • михалычъ

      Ничего не мешает. Их и так отменили. Если отменить как-то по другому, суть не изменится.

    • михалычъ

      Проблема не в вариантах формулировок. Нет такой формулировки, после которой, напр. Мит. Корнилий или Александр (Калинин) сказали бы — всё, теперь проблем нет, можно вместе молиться и объединяться.

      Те кто так считает, как ув. о. Иоанн, они и нынешней формой от мены клятв в принципе удовлетворены, ибо перешли в РПЦ.
      Старообрядцы уже много веков осознают себя как особую "ВЕРУ".
      Поэтому и не произошло после 1971 г ничего.

      Мы в их веру не перешли, ни они в нашу. По факту — большинство старообрядцев в храмы РПЦ и так ходит.
      Не отменяя никаких решений. Это так есть, с этим ничего не сделаешь.

      Вероятно любой Собор и любые решения проверяются самой церковной жизнью. Они либо входят в церковную жизнь, либо нет.
      Возможность отмены показана пересмотром суда над Никоном и разрешением допускать двоеперстников до церковного общения при Екатерине.

      Нынешняя проблема вовсе не в том, как сформулировать отмену к-л деяний БМС.
      Проблема в том, в какой форме мы можем и должны ли пытаться провести в качестве норм церковной жизни позитивные моменты древнерусского благочестия.

      Например, иконопись. Конечно, артели иконописцев есть, некоторые кафедральные даже Соборы расписываются по-древнему. Ситуация весьма сдвинулась с места по сравнению с 19 в.
      Но системности тут нет. В отличие от греков, где в голову не придет расписывать как-то иначе или петь не по-византийски.

      С пением ситуация совсем иная, знаменое пение практически неизвестно.

      Весь вопрос, возможны ли т ут к-л действия или само все встанет в нужное русло через определенный период, как и было у греков, переживших в свое время то же искушение европейскими веяниями. Конечно, вряд ли мы до этого времени доживём, но надеюсь, оно наступит.

      А старообрядцы и так объединятся, они уже это сделали — не в лице иерархии, но в лице народной массы.
      Убеждать официальных лиц, жонглировать формулировками не особенно и нужно.

      Вот только в связи с данным процессом — уходом старого поколения старообрядцев уходит их традиция, имеющая огромную ценность в научном и в духовном плане.

      Слава Богу чт о есть центр о. Иоанна и есть другие исследователи, которые это сохраняют и отцифровывают. Надо бы подумать, можно ли это достояние нести в массы.

    • "По факту — большинство старообрядцев в храмы РПЦ и так ходит". Хотелось бы узнать на основании какого исследования делается такое сверхсмелое утверждение? Кто нибудь может себе представить, что большинство с Рогожского, Новокузнецкой и тем более из обоих упований с Преображенки, ходит в новообрядческие храмы? Полный абсурд! Может речь идет о части нынешних потомков старообрядцев ? Но какие же они старообрядцы. Что касается знаменного пения, то и единоверцы в последние годы многое сделали: есть кружки, неплохие хоры и головщики, издается литература и записи, а что толку для новообрядческих приходов? Концерт-опера царит по прежнему. И понять можно, это "ласкает" ухо захожан. Хотя бы восьмиконечные кресты подняли на дораскольные храмы, а то даже после реставрации крыжи напяливают. Глаза бы не смотрели!

    • Константин Краснов

      "большинство с Рогожского, Новокузнецкой и тем более из обоих упований с Преображенки" — суть всё старообрядчество на безкрайних просторах России. Ма-а-асква — Ма-а-а-асква! Как много в тебе звуков….

    • Ну раздражает Константина Москва, и не только его. А пример был приведен из-за того, что представлены многочисленные общины разных упований. А разве для Барнаула и Питера, где большие приходы белокриницких и поморцев, Бурятии и Пермского края (монополия соответственно у РДЦ и РПсЦ), или Нижегородской и Самарской областей (есть все три основные), да и для других просторов страны, суть утверждения Михалыча верна? Не смешите людей.

    • Сергей Агеев

      "Концерт-опера царит по прежнему. И понять можно, это "ласкает" ухо захожан".

      Не ласкает это вовсе, многие консервативно настроенные православные, наоборот, любят, когда поётся строго. Если по-настоящему, без рулад, то и современные песнопения могут звучать очень мощно — и "Символ веры", и "Царице моя Преблагая", и псалом 33 и другие.
      Но, действительно, так получилось, что "концерт" сейчас более распространён, чем даже в начале 90-х, когда началось возрождение.Тогда было более просто и консервативно, а сейчас профессионально учат хоры, а в составе хоров, в основном, женщины, ну и понятно, ноты, ну и естественно, женские рулады.
      Но постепенно труды единоверцев принесут свои плоды, надо спокойно работать над этим. И даже современным песнопениям нужно вернуть дух строгости.

    • михалычъ

      там где было десятки тысяч до революции — ныне просто десятки — даже не сотни прихожан

      Сколько общин на Иргизе? Где они все?

      Да и на Рогожке — сколько там молельщиков? И куда ходят остальные крещенные?

  4. протоиерей Иоанн Миролюбов

    Я говорил о не менее 35 старообрядных приходах РПЦ сегодня, а не о двадцати. Ошибка, конечно, не принципиальная, но все же ошибка.

    • На Вас взгляд, какая сторона своими действиями более виновата в расколе — древлеправославная или никоновская?

    • михалычъ

      Вы не планируете формировать новый список этих приходов? Старый давно не обновлялся

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Обновлять надо, хотя имеются в этом некоторые затруднения. Во всяком случае, если некоторые приходы пока имеют основания свою "старообрядность" не раскрывать, то про другие целесообразно обновить информацию. Постепенно это реализуем.

    • Русская вера

      В докладе о.Иоанна Миролюбова прозвучало именно 20 приходов, это слышали и подтвердили несколько присутствующих человек. Возможно, о. Иоанн оговорился. Но это скорее всего непринципиально, потому что из его доклада следует, что нет четких критериев, на основании которых приход РПЦ может считаться единоверческим. Мы исправили на "35", раз так угодно.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Мне угодно, чтобы было так, как я говорил. Хотя мог и оговориться. Бывает. Но в памяти отложилось, что говорил о 20 единоверческих монастырях, существовавших до большевистского переворота.

    • А мне было бы очень угодно попросить Рускую веру во взаимодействии с о.Иоанном составить, наконец, полноценный список единоверческих приходов. На сайте Патриаршего центра он давно устарел, а в разделе "Храмы и общины" их стали перечислять вместе с бывшими. неужели трудно сделать раздельно как со старообрядческими — действующие и бывшие? И все будет ясно, а количество, естественно, будет меняться.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Всё не так просто как кажется. В РПЦ, увы, нет статуса "единоверческого прихода". В одних случаях он отражен в названии общины при ее регистрации, в других случаях в ее уставе, чаще всего — просто имеется соответствующее благословение правящего архиерея. Таких"официальных" общин около 35. Но есть и другие, где богослужения фактически совершаются по древнему чину, но по разным причинам это не афишируется. Например, чтобы "не тревожить" архиерея. Есть общины двуобрядные, есть преимущественно старообрядные, в разной фазе постепенного перехода. Есть и общины замкнутые, которые не сообщают о себе сведений и не стремятся к контактам…

    • Глеб Чистяков

      Необходимо не просто положение о единоверческих общинах, а положение «О старом обряде в РПЦ» в виде очень конкретного циркуляря синода. В нем должно быть определенно и недвусмысленно указано, что богослужение по старому чину свободно и беспрепятственно допускается в любом храме РПЦ по решению собрания прихожан или иной формы местного церковного самоуправления. Что же касается исполнения треб по старому обряду (крещения, венчания, отпевания и пр.) то их исполнение должно осуществляться вообще без всяких предварительных условий, кроме единственного — желания прихожанина который заказывает такую требу.

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Глеб, Вашими бы устами да мед пить. Пока о Ваших пожеланиях можно только мечтать…

    • михалычъ

      Положения вряд ли что изменят. Кадры решают всё.

      По одному старообрядному священнику хотя бы на три-четыре соседних епархии…

      Список нужен. Вдруг такой приход в 50 км от нас, а мы и в ус не дуем

    • Глеб Чистяков

      Старообрядные священники нужны, но они не изменят положение. Нужно дать право любому священнику РПЦ совершать богослужение по старому чину. Хотя бы в пределах треб, так как служение Литургии требует особых навыков и клирошан со соответствующими знаниями.

      Мне известно есть немало рядовых новообрядных священников которые имеют желание совершать требы по старым чинам или хотя с использованием элементов оных. Но сегодня, такое служение находится в разряде "нелегального".
      Такой священник в любую секунду может услышать окрик не только от архиерея, но от благочинного, от настоятеля своего храма, который запросто может потребовать «прекратить безобразия» и служить «как все».

    • протоиерей Иоанн Миролюбов

      Глеб говорит правду. И есть еще одна проблема: даже самый "легальный" старообрядный священник не может ничего предпринять в соседней епархии без благословения ее правящего архиерея. А епархии теперь маленькие…

    • Владимир*

      Ситуации разные бывают. В одном храме чтец попробовал произносить "вО веки" и тут же получил. А в другом иногда поют знаменно по старопечатным книгам, по крюкам, а священник служит по новому…

    • михалычъ

      Изменит положение только принятие наиболее значимых элементов старого обряда в качестве норм церковной жизни.

      А так любые меры суть латание тришкиного кафтана. Даже сто старообрядных приходов была бы капля в море

      Греки вернулись к погружательному крещению, одноголосому пению, канонической иконописи.

      И нам надо вернуться, пусть не через старый обряд, так через Афон, если старый обряд так воспринимается.

      Право совершение треб по старому разве не вытекает из Соборных деяний 1971 г?

      Обряды равночестны. Но если архиерей не захочет, и положение не спасет.

      Сама культура совершения богослужения должна меняться.

      Простой прихожанин может позволить себе поехать помолиться за сто-двести км. Исходя из этого и планировать…

    • Владимир*

      Думаю, старый обряд не вернется в храмы РПЦ. По самой простой причине, никто, ни священники, ни прихожане не хотят присутствовать /присутствовать, а уж молиться!/на Всенощной пять, шесть часов вместо двух с половиной или трех. Да и в том же главном храме РПСЦ, в Покровском, в субботу пусто. И что с того, что служба с трех до 9? И рядом в храме св. Николая РПЦ пусто… Вернулось бы знаменное пение и хватит пока. А там уж как Бог даст.

    • михалычъ

      есть люди, которые любят молиться долго

      многие мне в свое время говорили — нам все равно, по какому обряду, лишь бы по уставу служба шла

      О пении вполне солидарен… и иконы, иконы наши….

+

Авторизация

* *
*

Регистрация

*
*
*
*

Проверочный код Time limit exceeded. Please complete the captcha once again.


Восстановление пароля