Как современным христианам надо относиться к политике и власти? Как относились к государственным деятелям наши благочестивые предки и какой образец завещали нам? На эти и другие вопросы рассуждает наш автор на основе памятника православной старообрядческой апологетики «Поморских ответов».
***
В 2016 году в издательстве «Криница» вышло репринтное издание «Поморских ответов», воспроизведенное со сборника 1884 года, сделанного священноиноком Арсением (Швецовым) в типографии Мануйлова монастыря. Книга еще продается в церковной книжной лавке «Исмарагдъ» на Рогожском. По моему мнению, каждый боголюбивый христианин, а уж тем более представитель белокриницкого согласия РПсЦ, книгу эту призван изучить, запомнить и всегда иметь под рукой. Книга представляет собой известный памятник православной старообрядческой апологетики, написанной в первой четверти XVIII века Андреем Денисовым (1674–1730), одним из основателей Выговской пустыни, при участии других насельников. В «Поморских ответах» собраны официально принятые старообрядцами мнения по разным вопросам. Так, в № 52, например, выражено отношение старообрядцев к императору. С тех пор прошло более 300 лет, но лучше сказать о должном отношении христиан к политической власти невозможно.
«Поморские ответы» об отношении к государю
Христос в Священном Евангелии научает, глаголя: «Воздадите убо, яже кесарева, кесареви, и яже Божия, Богови» (Лука, глава 20, зачало 101). Сим спасительным его наказанием (наказом) и мы грубые научаемся, яже в богослужении и в богоугождении надлежат благочестия таинства, церковная уставохранения, спасительная дела, воздавати все верно Богови. Тако и от Его вседержащия Божия десницы поставленному, и славою и честию венчанному всепресветлейшему державнейшему императору, всемилостивейшему нашему государю, должныя чести и покорения, благодарения и всеверная служения всеусердно воздавати. Сице мы от апостольского священного наказа научаемся, глаголющего: «Бога бойтеся, царя чтите». (1 Петрово, глава 2, зачало 58).
Мы аще о внесенных от Никона новопреданиях сомневаемся, но не сомневаемся о богопоставленном самодержавии богохранимого и богопомазанного самодержца, но его боговенчанное и богопочтенное премудрое и всемилостивое величество, всепресветлейшего императора Петра великого, отца Отечества, богохранимого самодержца, всемилостивейшего нашего государя всеговейно почитаем. Мы его государского благочестия не истязуем (не испытываем), но Господа Бога за его милосердное величество молим. Мы его императорского православия не испытуем, но всякого блага его боголюбивому величеству доброхотливо желаем, и от Господа Бога просим. («Поморские ответы»).
По вопросу отношения к настоящей власти хранители древнего благочестия являют нам пример высокой политической культуры. Испорченному гласностью и «разговорами на кухне» постсоветскому гражданину любого вероисповедания такой стиль на первый взгляд может показаться… «стебом» или «елейным причитанием не по теме». Ну, попробуйте, переложите:
Его боговенчанное и богопочтенное премудрое и всемилостивое величество, всепресветлейшего президента России Владимира Путина, отца Отечества, богохранимого самодержца, всемилостивейшего нашего государя всеговейно почитаем.
Можно так сегодня мыслить? Вряд ли кто-то думает так! Президент не боговенчанный царь, а словно парень с нашего двора — простой российский гражданин. И многие считают, что имеют полное право обсудить его действия, подвергнуть критике его решения! Но по-христиански ли так рассуждать? Если внимательно вчитаться в «Поморские ответы» и знать при этом, кем был для старообрядцев царь Петр I (антихристом, не меньше!), можно найти повод для немалого удивления и восторга. Есть чему поучиться у наших мудрых предков!
Восприятие старообрядцами государственной власти как элемента общего иерархического порядка в мире
Мироздание старообрядцы воспринимали целостно, и повсюду царил иерархический порядок. Есть на небе Господь, в семье хозяин — мужчина, и в стране тоже есть «Ставленник», кто призван всем укладом государственным управлять. Неужели мы не любим нашу Россию и будем желать зла тому, кто в родной стране — глава? Кто руководит правительством, кто назначает министров, кто определяет отношения с другими странами? Какого бы человека не определил Промысел Божий всем нам, единственное, что призваны делать христиане, — молиться за руководителя! Какая красивая, благородная, мудрая позиция! Это не елейная раболепная терпимость, которой нас «пугали» в советской школе. Это разделенная ответственность за судьбу своей страны. Кто-то трудится, а кто-то молится. Без молитв к Богу ничто невозможно. И тогда становится понятным развитие мысли поморцев-старообрядцев. Важно всем быть частью целого — единой неделимой общей страны. Уважать и ставленников на местах, и представителей власти всех рангов, и самим при этом делать то, что положено, что соответствует каждому чину.
Отношение старообрядцев к Синоду и государственным служащим
Мы и святейшего правительствующего синода не уничижаем, но честно почитаем, и архиерейского достоинства бесчестными словесы не оглаголуем. Аще же о новостей каких, от Никоновых времен в Церковь внесенных, сомневаемся, и Древлеправославной Церкви Святоотеческое содержание безсомнительно во спасение душ своих содержим. Но на их архиерейские высокие чины мы премалейшего суда наносити не дерзаем. Мы и прочих от Бога почтенных всероссийских градоправителей и военачальников честно должны почитати и Бога за них молити, яко за почтенные от Бога, яко за радители и правители государства, яко за верныя служители государю.
Мы и прочих всех российских христиан осуждати опасаемся, по священному апостольскому завещанию, сице глаголющему: «Ты кто еси судяй чуждему рабу, своему Господеви стоит, или падает» (Римл. Глава 14, зачало 112). Темже долженствуем мы не прочия судити, но свое спасение рассуждати и соблюдати, и от Господа Бога просити мир Вселенней даровати и душам нашим велию милость («Поморские ответы»).
Многие религиозные деятели призывают сегодня к молитвам о мире во все мире. Но из уст людей, которые на протяжении 300 лет отважно противостояли властям, такой призыв кажется нелогичным и даже парадоксальным. Для многих россиян в былые века и в наши дни староверы видятся сродни революционерам: Петра первого антихристом считали, власть не уважали, смуту с собой несли в народные массы. Трудно поверить, что их отношение к правительству имело такой миролюбивый характер на самом деле. Все обстоятельства в их жизни — крайние, все уставы строгие, все отношение к реальности сложное. Упрямые это были люди, не соглашались с какими-то простейшими и «малозначительными», по мнению «новообрядческих» богословов, нововведениями в «деталях»: как пальцы складывать, сколько раз «аллилуйю повторять» и т. п.
Старообрядцы не могли разделять революционных взглядов, так как радели за порядок в государстве
После прочтения «Поморских ответов» видно, что действительно в массе своей староверы из простого народа были миролюбивые люди, благородные, не искушенные «высокоумным западным» богословием. Просто внимательно читали правильные книги, досконально знали (часто наизусть) Священное Писание и творения Святых отцов, просто рассуждали по книгам и неукоснительно старались жить по заповедям. Если бы наследники их подвигов и традиционной культуры так же чтили власть и так же сильно любили Господа, не было бы в России ни смут, ни революций! Более того, именно революционное настроение породило в душах смиренных христиан классовую ненависть. Не было раньше такой вольности в русском человеке, чтобы не почитать руководителей своих. Любое решение, которое приходило свыше, воспринималось как проявление Божественной воли. Даже самые крайне настроенные «раскольники» оставили нам образцы подлинного уважения к власти.
Отношение к царю протопопа Аввакума
Удивительный пример высокого христианского смирения представляет нам и протопоп Аввакум в «Житии, им самим написанном». Его отношение к царю — не условное раболепие, но образ настоящей христианской любви.
Я су и ныне понем тужу, сильно мне ево жаль. И паки же он: «Пожалуй де, послушай меня: соединись со вселенскими теми, хотя чем небольшим!» И я говорю: «Аще мне и умереть — со отступниками не соединюсь! Ты, — реку, — царь мой, а им какое дело до тебя? Потеряли, — реку, — своего царя латыши безверием своим, да и тебя сюды приехали поглотить! Не сведу рук с высоты, дондеже отдаст мне тебя Бог!» И много тех присылок было. Говорено кое о чем немало, день Судный явит. Последнее слово рекл: «Где не будешь, не забывай нас в молитвах своих!». Я и ныне, грешной, елико могу, молюся о нем. Хоть и мучит мя, но царь бо то есть… Ино су и сие нам надобе не забывать, не от царя нам мука сия, но грех ради наших от Бога дьяволу попущено озлобити нас, да же, искусяся ныне, вечнаго искушения уйдем. Слава Богу о всем! (стр. 47).
Значение наследия старообрядцев в современном мире
Сегодня россияне, когда заходят в старообрядческий храм, имеют возможность как бы вернуться в прошедшие века. Каждый ищущий Истину человек понимает, что правы были старообрядцы, когда вместе с «атрибутикой» сберегли живую веру и имели мудрое отношение к так называемой «социальной» жизни. Соблюдение правил древнего благочестия — это не простой внешний обряд, но смысл и суть телесной жизни духовного человека. Если наши предки так молились и спаслись, так мыслили и так относились ко всем явлениям в жизни, значит и нам так должно быть хорошо. Это же очевидный факт, многократно подтверждаемый! Но одновременно пользуясь духовными и материальными благами, мы должны понимать, что нам стоит защищать не только земную родину, но и отстаивать Небесное Отечество! Любя своих руководителей, христиане не раболепно, но разумно готовы собеседовать с ними. Не равнодушие, но активная жизненная позиция, основанная на любви и посильном вразумлении заблудших, во все века была присуща настоящим христианам.
Многие из жителей современной России сегодня премного благодарны староверам. Духовное Святоотеческое наследие становится ближе и понятнее на Церковно-славянском языке. Душа, как существо «словесное», соприкасаясь с Истиной из древних неискаженных книг, как от воды живой пробуждается, оживает, начинает что-то разуметь-понимать. Слух от пения по крюкам обретает строгость, сосредоточенность, молитвенный настрой. Даже ребенок, услышав знаменный распев, поймет, что он отличается в лучшую сторону от партесного пения. Гораздо! Так зачем же в те роковые годы раскола россияне взяли и все поменяли? Просто власть имущим так захотелось? И только?! Но не область это кесарева — храм Господень. Разве это способ править миром — рассуждать о толерантности и равнозначности всех вер? Как не может плотской «руководитель» знать не свою область, так любому кесарю не дано объять другую — не земную, но духовную часть Мироздания. А тот, кто не может смириться с таким простым и очевидным фактом, вполне понятно, гордостью страдает и друг не Богу, но предвестник антихриста, а в будущем — и сам он! Даже Бог, воплощенный в человеческое тело, отделился от мирской традиционной власти, отверг земное владычество над людьми, как нелепость. Бог нас призывает не только к закону и порядку, как по ветхому думают властолюбцы, а к любви и состраданию. Глупы те люди, что во власти, в простом занятии — наводить порядок видят смысл карьеры и ради этого жертвуют своей бесценной жизнью. Смысл жизни — спасение души! Истина одна — Христос! От ожидания Спасителя началась человеческая история, и во Христе воплотились чаяния всех людей, праведников и пророков. За Христом мы следуем, на Христа уповаем.
Никтоже взыде на Небо, токмо сшедый с небесе, Сын человеческий, сыи на небеси! (Иоанн, 3:13).
Заблуждений вне Истины — великое множество. И если уж все эти заблуждения соберутся когда-то в большом глобальном храме, то старообрядчеству снова не обретется в нем места. Те, кто близок к Господу, корову (или человека), как пантеисты, Богом не назовут, Сына Божия, как мусульмане, за пророка не примут и т. д. Весь модный этот экуменизм — не власть для настоящих христиан, а искушенье властью для заблудших.
«Поморские ответы» помогают современным христианам выработать правильное отношение к жизни
Земное житие сегодня приятное: машины, удовольствия, еда в избытке. Но может наступить момент, когда придется выбирать и оставить все, что имеем, ради иного — небесного Отечества. Как сделали это когда-то староверы, так, может быть, придется поступить и нам. Христианин, который пребывает в молитве, трезвении, видит события ясно, понимает приметы времени, замечает иллюзорную суть демократии и тщету центрированной на деньгах власти, никого не осуждает, не «баламутит людей и не развивает агитацию», уважает трудящихся и начальников, молится за руководителей, уповает на лучшее, ожидает Второго Христова пришествия и стремится к духовному подвигу. Чтение «Поморских ответов» в разных обстоятельствах жизни укрепляет нашу веру, позволяет выработать правильную жизненную позицию.
Церковь есть не стены и покров, но вера и житие. Но чесого же тако в древлеправославныя церкве уставех утвержаемся быти? Еда славы ради мира сего? Но отлученные от славных мира сего, и чести и славы мира сего не имущие, сиротское житие живем. Получения ли ради богатства? Но убожеством и напастьми, ради хранения древлеправославия, обогащаемся. Чинов ли ради высоких в сих пребывати усердствуем? Но в нужных пустынных местах, нужное богорадное житие живуще, сих не имеем и иметь не надеемся. Темже того ради древлеправославныя Церкве уставы соблюдаем, да вечное спасение душам своим получим. Того ради в Святоотеческих преданиях утвержаемся, да вечного их участия не отпадем. Того ради древлецерковных уставов нарушити не можем, да под древлецерковныя запрещения не подпадем» (Из предисловия к «Поморским ответам»).
Так-то оно так, да немножечко не так. Не хватит отведенного времени чтобы раскрыть данную тему. Поэтому вычленю, на мой взгляд, главное. Но прежде внесу ясность: не являюсь неким россияниным, а как всякий нормальный человек страны — имею принадлежность к конкретному народу со своей многовековой историей и культурой (у россиян она от ельцина исчисляется). Так, вот: в Синодальном переводе Писания (середина 19 в.) в гл. 13 Послания к Римлянам св. ап. Петра 13:1 "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены". Такой перевод устанавливает необходимость покорности любой власти как исходящей от Бога и косвенно оправдывает законность установления власти любым путем (переворот, революция, подлог на выборах и пр.). Но в дореформенном тексте (Апостол зач. 111, стр. 96) эта фраза записана иначе: "…, несть бо власть, аще не от Бога,…". И еще в Синодальном переводе Лк. 4: 6-8 "И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я кому хочу, даю ее" — вот она власть и ей, следуя букве синодального перевода, надо покориться? Евф. 6:12 "Потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной" — куда более конкретней! Прямое указание на то, что есть власть не от Бога и на отношение к этой власти, власти от падшего ангела. Что касается императорской династии, то клятва на верность Дому Романовых Земского Собора 1613 г. к 1917 г. сии клятвы уже перестали иметь какое-либо значение: т.к. их династия пресеклась по мужской линии, чем нарушились законы библейского родословия и была подменена немецкой аристократией. Тем самым они подпали под осуждение Собора 1613 г., который запретил передачу власти "иному государю" не из рода Романовых. А если к этому добавить утвержденное Синодом их т.н. православное "крещение" (обливание), то… они, к тому же, и не православные по крещению. Заключение. Романовы утратили избрание Божие, а следовательно и права на Престол вследствие гонений на Российскую Церковь, скрытого и явного еретичества, оккультизма и масонства. Что касаемо ссылок на "Поморские ответы", то лучше (будет правильно) читать без перевода на гражданский русский язык (во избежание неверного смысла и двойственного понимания), а так же необходимо не "выдергивать" место, а рассматривать другие места текста и привязывать к историческим условиям того времени и положения староверов (православных, не признавших новогреческие изменения). Вот так коротко.
Штоль.