24 марта 2022 года на заседании Священного Синода было утверждено Положение о старообрядных приходах Русской Православной Церкви (журнал № 18). На нашем сайте опубликован соответствующий документ.
Это Положение единоверцы или, как они еще себя называют, «православные старообрядцы» ждали более двадцати лет. С этим документом связывались большие надежды на оживление единоверия, и вообще на реабилитацию старого обряда в лоне РПЦ. Так, например, 29 января 2014 года в рамках XXII Рождественских образовательных чтений состоялся круглый стол представителей старообрядных приходов РПЦ МП. Его участники говорили о необходимости возвращения к положению о единоверии, разработанному Поместным собором РПЦ 1917-1918 годов. Также жизненно необходимым было обозначено поставление особого единоверческого епископа. Участники требовали повышения статуса единоверия через преобразование Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством в Синодальный Отдел.
На конференции 2019 года «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» иерей Максим Плякин, ответственный за контакты с представителями старообрядческих согласий в Саратовской митрополии, рассказал о старообрядных епископах Русской Православной Церкви, которые были рукоположены и служили в первой половине XX века. Он сообщил ныне малоизвестный факт, что Поместный собор 1917-1918 годов утвердил право единоверцев на особых старообрядных епископов, которые получили статус викарных. И таковых было рукоположено в 1920-е годы девять человек. Отец Максим Плякин призвал без промедления вернуться к соборным решениям этого Поместного собора и рукоположить для единоверцев епископа.
На конференции 2020 года «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее» была заявлено, что единоверие должно стать консервативным авангардом РПЦ. В частности, А. Г. Дугин призвал создать условия, чтобы любой приход РПЦ мог без бюрократических проволочек стать единоверческим. А в перспективе большинство приходов РПЦ должны вернуться к древнерусской церковной традиции.
Там же известный знаток знаменного пения, регент Глеб Печенкин просил на уровне современных соборных решений подтвердить статус канонического, уставного знаменного пения как целостной богослужебной системы и преподавать его в духовный школах Московской Патриархии.
Он сетовал:
«Почти не издается никакой методической литературы. Отсутствует как прямая церковная поддержка таких изданий, так и широкий спрос на них. Неопределенное, полуподпольное положение знаменного пения в РПЦ поддерживает укоренившееся отношение к нему как к атрибуту раскола».
К сожалению, все эти чаяния остались не услышанными руководством РПЦ. Глава Отдела внешних церковных связей Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) еще в 2018 году прямо и без обиняков отказал в исполнении деяний Собора 1917-1918 , а именно в поставлении единоверческих епископов:
«Мы, братья, еще не созрели для того чтобы выбирать (епископов-прим.). Мое личное мнение, что время для этого не пришло. Я не могу сказать, что оно придется в каком-то обозримом будущем. Если мы сейчас создадим новую структуру Русской Церкви, выводя ее из подчинения правящих архиереев, то я не представляю, как, учитывая огромные размеры нашей Церкви, этот новый архиерей будет объезжать все просторы нашей святой Руси, как он будет взаимодействовать с остальными архиереями и какой статус получится у этих приходов, становятся ли они экстерриториальными. К этому мы не готовы и не уверен, что нужда в этом есть».
Однако еще несколько лет теплилась надежда, что в новом Положении о единоверии все эти вопросы будут как-то проговорены и решены. Постановление вышло, а первые же отзывы на него стали неутешительными. Так, настоятель храма иконы Пресвятой Богородицы «Всесвятая» в Казани протоиерей Феодор Ситкин замечает:
«Ничего, что вносило бы ясность в этом Положении не угадывается даже приблизительно, так как там прописано несоответствие Деяниям Освященного Поместного Собора РПЦ МП 1971 года о том, что старообрядный Приход создается „аще изволит правящий архиерей“, а если не изволит, то стало быть ничего и не будет в принципе — или будешь служить по новообрядному, или никак, в том числе даже не будешь допускаться к церковному евхаристическому общению, как то безчинно поступали с преподобным Максимом Греком в свое время. Никакие обращения в комиссию по старообрядным приходам и взаимодействию со старообрядцами, как ничего не давали ранее, так и в новом формате этого Положения определенно не прописаны...»
Однако наибольшее смятение в душах коренных единоверцев вызвали следующие фразы Положения:
«1. Старообрядные (единоверческие) приходы Русской Православной Церкви в своей практике используют древнерусские богослужебные обряды, признанные спасительными, как и новые обряды…
7. Исходя из целесообразности, епархиальными архиереями могут приниматься решения об образовании приходов, богослужения и церковные требы, в которых могут совершаться как по древней, так и по общепринятой традиции…»
Это означает легализацию давно критикуемой многими единоверцами практики биритуализма, когда в одном и том же храме проходит богослужение как старым, так и новым обрядом. Не будем скрывать, что единоверцы считают себя отдельным старообрядческим согласием, все отличия которого от других согласий заключается в том, что они находятся в юрисдикции Московской Патриархии. Что же касается остального — устава, храмового благочестия и церковных обычаев, то они исполняются с той же строгостью и в том же объеме, что и у остальных старообрядцев. Но где это видано, чтобы какое-либо старообрядческое согласие или какая-либо старообрядческая община допускала служение как по старым, так и по новым книгам?
Более того, эти статьи Положения вступают в противоречие с постановлением Священного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. о единоверии, где черным по белому написано:
«1. Единоверцы суть чада Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, кои, с благословения Поместной Церкви, при единстве веры и управления, совершают церковные чинопоследования по Богослужебным книгам, изданным при первых пяти Русских Патриархах, — при строгом сохранении древнерусского бытового уклада.
12. В единоверческих церквах и обителях должно строго сохранять древнее пение и древний чин службы; начальствующие обителей и причты церквей не должны допускать изменения древнего чина».
Такое постановление появилось в 1917 году не случайно, поскольку единоверцы того периода в большинстве своем были выходцами из старообрядческой среды и относились к исполнению древней традиции неукоснительно. Более того, по многим местам, например, в среде терского казачества, единоверцы уклонялись от благословения новообрядческих архиереев и священников, а служащих плохо и небрежно клириков могли и выгнать, чему есть документальные свидетельства.
Фактически Положение о старообрядных приходах Священного Синода от 24 марта 2022 порывает со старообрядческой идентичность, выводит единоверие за рамки староверческой общности, создает возможность волюнтаристского отношения к древнерусской традиции. Если в храме можно служить и древнерусским, и современным обрядом, то можно и западным обрядом (это тоже разрешено в РПЦ!). А если захочется, то можно служить Литургию ап. Иакова или иные службы, «возрожденные» или изобретенные литургическими экспериментаторами последних десятилетий…
Ничего не говорится в Положении и о старообрядном епископе, десятилетиями ожидаемом единоверцами. В то же время в Постановлениях Собора 1917-1918 годов прямо указывалось:
«Для единоверческих приходов, заявивших свое желание иметь единоверческих епископов и указавших достаточные средства на содержание их и канцелярий при них, с согласия епархиальных архиереев, учреждаются кафедры».
«Кандидаты в единоверческие епископы избираются на собрании представителей единоверческого клира и мирян».
«Единоверческие епископы получают наименование по городу или иному населенному месту с единоверческим приходом».
«Единоверческие епископы участвуют на Поместных Соборах Православной Русской Церкви в числе, определенном Уставом Собора».
В новом Положении совершенно не проработан порядок учреждения единоверческих приходов. Как они могут появляться? Может ли обычный приход РПЦ стать старообрядным приходом? Каким образом это должно произойти?
В 1920-е годы существовал внятный порядок создания подобных приходов и общин. На новом месте такой приход мог появиться, так сказать, явочным порядком. А обычному, уже существующему приходу Синодальной церкви, требовалось собрать 4/5 голосов полноправных прихожан. Ныне же судьба будущих единоверческих приходов полностью зависит от настроения и отношения к вопросу епархиального архиерея РПЦ, который принимает решение, «исходя из целесообразности», то есть весьма субъективно.
Нет в новом Положении никаких пунктов, касающихся популяризации знаменного пения, создания Синодального Отдела по вопросам старого обряда, интенсификации издательской деятельности, помещения в современных учебниках «Закона божьего» статьи о двуперстии и других древлеправославных обычаях, о чем представители единоверцев, да и старообрядцев, говорили неоднократно.
Глубина проработки и уровень концепции нового Положения о старообрядных приходах Русской Православной Церкви не соответствуют не только перспективным направлениям развития единоверия, но и отстают даже от его современных реалий. Это не шаг вперед по отношению к деяниям Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг, а два шага назад.
Так и хочется сказать: «Гора родила мышь».
Автор: С. Ковалев
«Мы, братья, еще не созрели для того чтобы выбирать (епископов-прим.)»
а разве он не прав? Пара десятков относительно немногочисленных приходов да с десяток небольших и не вполне стабильных групп. Разве они дозрели до выдвижения своего епископа?
Факты надо видеть какие они есть.
«даже не будешь допускаться к церковному евхаристическому общению, как то безчинно поступали с преподобным Максимом Греком»
такие факты есть?
сам причащаюсь в обычном храме, понеже иного нет. Зачем так передергивать.
«легализацию давно критикуемой многими единоверцами практики биритуализма, когда в одном и том же храме проходит богослужение как старым, так и новым обрядом.»
вот в высшей степени интересно — ув. господа, когда это пишут — они осознают, что есть места не только в Москве и Питере, где тоже живут люди, и где ситуация такая что не до жиру, быть бы живу.
В большинстве случаев и такая практика недоступна — увидеть службу по старому чину может ни разу в жизни не довестись.
То исть и такой двуобрядный приход абсолютно недостижимая мечта