30 января 2019 года в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Секция проходила под бессменным председательством митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия (Данилова). Куратором мероприятия выступил руководитель Патриаршего центра по древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии Московского Патриархата по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством, доктор теологии, протоиерей Иоанн Миролюбов. На конференции в качестве слушателей присутствовали представители старообрядных приходов РПЦ (единоверцы), новообрядцы, интересующиеся старым обрядом, а также представители старообрядческих согласий.
С первым докладом «К вопросу о малом распеве самогласнов» выступил Глеб Борисович Печенкин — руководитель Общества любителей древнерусского пения во имя святители Иова, головщик Покровского храма в Рубцове.
Глеб Борисович рассказал о проекте издания «Обихода Литургии Преждеосвященных Даров». Для осуществления подобного труда необходим научно-практический подход, включающий изучение немалого числа рукописей с использованием опыта устной традиции. Планируется выход книги в двух частях — Пометное знамя и Безпометное знамя (строго обиходная). Двухтомник будет сопровождаться брошюрой с методическими указаниями и аудиозаписями. Печенкин отметил, что распев запевных стихов связан с распевом самогласных. Существуют две русские старинные традиции церковного пения: наречная и наонная (нет единства распева запевных стихов). Глеб Борисович указал на необходимость введения наонного принципа распева запевных стихов.
Вероника Юрьевна Григорьева, кандидат искусствоведения, доцент ПСТГУ, головщик Покровского храма в Рубцове, представила четырехтомник «Древнерусские песнопения Божественной Литургии свт. Иоанна Златоуста. Наонная редакция».
Данное издание вышло в свет осенью 2018 года. Исследование и подготовка к публикации этого труда осуществлены на средства Благотворительного фонда свт. Григория Богослова. Непосредственно издание осуществлено на средства Нижегородской Митрополии Русской Православной Церкви.
В 1-м томе представлен полный свод мелодических формул и строк, впервые составленный по песнопениям древнерусской Литургии, а также дан детальный разбор структуры и композиции каждого песнопения в целостном контексте чинопоследования.
2-й том — это крюковой список древнерусских песнопений Божественной Литургии, нотация которого упорядочена и приведена к единообразию.
3-й том — публикация песнопений в виде нотолинейно-крюкового двознаменника.
В 4-м томе публикуется факсимиле списка РГБ. Ф. 354. № 144 и фрагментов рукописи БРАН. Калик. № 23.
Григорьева отметила, что за время работы над изданием в рукописных собраниях России удалось выявить ряд манускриптов, ставших для исследования ключевыми. В этих рукописях песнопения Литургии наонной редакции имеют киноварные пометы дораскольного периода. Интересно, что эти же рукописи имеются и в беспометной традиции того же времени. На этом материале был проведен анализ разночтений крюковой графики мелодических формул, уточнена звуковысотность и ритмика напевов, выработана единообразная запись родственных мелодических формул. Специально для этого издания на основе рукописей середины XVII века были разработаны крюковой и церковнославянский шрифты.
Иерей Михаил Желтов, и.о. настоятеля храма Рождества Христова в Митине г. Москвы, заведующий кафедрой церковно-практических наук Общецерковной аспирантуры и докторантуры свв. Кирилла и Мефодия, выступил с докладом «Элементы старого обряда в чине архиерейской Литургии Сербской Церкви начала XVIII века».
Иерей Михаил отметил, что до церковного раскола XVII века чин архиерейской службы ни разу не издавался в виде печатной книги. Только после реформы патриарха Никона был издан так называемый «Святительский чиновник», в котором прослеживается влияние послениконовских традиций. Таким образом, дораскольные архиерейские службы сохранились до наших дней исключительно в виде рукописей.
Иерей Михаил выделил аутентичные и неаутентичные источники чина архиерейской службы.
Аутентичные источники:
- две рукописи чина архиерейской службы согласно практике Московской Митрополии XVI века, ГИМ (изданы в 1910 г.);
- две рукописи того же чина, согласно практике Киевской Митрополии XVI века, БАН (не изданы).
- Устав патриаршей службы XVII века, ГИМ.
Неаутентичные источники, реконструкции:
- Рукописи архиерейского служения епископов Белокриницкой иерархии конца XIX и XX веков, ГИМ (изданы в виде отдельного сборника в 2016-2017 гг.);
- комментарии епископа Симона (Шлеёва);
- Служебник и Требник киевского митрополита Петра (Могилы), НБУВ;
- Служебник святительский епископа Черниговского Зосимы (Прокоповича), ГИМ;
- Служебник святительский епископа Черниговского Лазаря (Барановича);
- Пореформенный чиновник архиерейского священнослужения 1677 г. по наст. время;
- Современный чиновник Сербской Церкви — реплика с пореформенных русских изданий.
Докладчик отметил, что архиереи (включая старообрядческих) во время служения пользовались обычными священническими (поповскими) службениками.
Докладчик также рассказал об особенностях дониконовского чина архиерейского служения, среди них: песнопения у кельи, молитвы по пути, молитвы при входе в храм, входные молитвы, молитвы при входе в алтарь и поклонении святыням, молитвы у престола, молитвы по облачении и проскомидии. Евангелие выносит второй диакон, а в храме передает архидиакону. «Приидите поклонимся» поется однократно, архиерей снимает митру на вход. Особы молитвословия на Трисвятом, благословение старшего священника на Апостоле, двойная молитва при Евангелии, целование креста перед Евангелием, осенение народа рукой на возгласе «Яко да под державою», дополнительные молитвословия на раздроблении св. Агнца, на вложении части св. Агнца в чашу, на вливании теплоты и т.д.
«В белокриницком чине нет нескольких молитв и священнодействий, поскольку он издан по священническому чину. В чине архиерейской службы в Сербской Церкви многие элементы старого обряда, наоборот, присутствуют», — указал Желтов.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель Никольского храма на Берсеневке г. Москвы, посвятил свой доклад особенностям совершения Таинства Крещения по старому обряду.
Докладчик кратко рассказал о том, как проходит подготовка к Крещению и само Таинство в приходе, что на Берсеневской набережной г. Москвы. Он отметил, что для совершения Таинства Крещения, согласно правилу, должна быть вода того же дня и на каждого крещаемого отдельная. В чине оглашения новообрядной традиции крещаемый говорит «сочетаваюся со Христом», а в старообрядной — «Обещаваюся Христу», что является более точной и верной формулировкой. Игумен Кирилл указал на важность крещения в три погружения: это важно, поскольку символизирует соумирание и совоскресение со Христом.
Иерей Сергий Комаров, настоятель Михаило-Архангельского единоверческого храма г. Верхнем Тагиле Екатеринбургской митрополии, выступил с докладом «Весёлогорский монастырь».
«Древнее скитское поселение — Весёлогорский монастырь, который состоял из келий-полуземлянок. В Весёлогорском монастыре проживало около 50 старцев. На Весёлых горах подвизались четыре старца часовенного согласия: инок-схимник Максим, инок Григорий (был иконописцем), инок Герман, инок Павел (предвидел свою мученическую кончину). На место Веселогорского монастыря приходили паломники, которых в советский период разгоняли власти, а могилы старцев разрушили», — рассказал иерей Сергий. Он отметил, что Весёлогорский монастырь сыграл немалую духовную роль в развитии Урала и уральских заводов.
Протоиерей Евгений Саранча, клирик Михаило-Архангельского единоверческого храма с. Михайловская слобода Московской областной епархии, представил книгу «Труды Второго и Третьего съездов православных старообрядцев (единоверцев)».
Книга была издана в 2018 году единоверческим обществом храма Архангела Михаила села Михайловская слобода. В издании представлена книга «Второй Всероссийский съезд православных старообрядцев (единоверцев) в Нижнем Новгороде 23-28 июля 1917 года», изданная Советом Всероссийских съездов единоверцев в Петрограде в 1917 году, а также архивное дело, состоящее из документов Третьего Всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев) (Нижний Новгород, 19-22 июня 1927 года) и находящееся на хранении в ГАРФ. Труды Третьего единоверческого съезда были опубликованы впервые. «Издание предназначено для широкого круга читателей, священнослужителей и всех интересующихся историей Русской Православной Церкви», — отметил протоиерей Евгений.
Иерей Максим Плякин, ответственный за контакты с представителями старообрядческих согласий в Саратовской митрополии, рассказал о старообрядных епископах Православной Российской Церкви, которые были рукоположены и служили в первой половине XX века.
Докладчик рассказал, что Поместный собор 1917-1918 годов утвердил право единоверцев на особых старообрядных епископов, которые получили статус викарных, среди них: епископ Охтенский Симон (Шлеёв; 1918-1921 гг.), епископ Мстёрский Амвросий (Сосновцев; 1918-1926 гг.), епископ Мстёрский Иов (Рогожин; 1927-1933 гг.), епископ Богородский Никанор (Кудрявцев; 1921-1923 гг.), епископ Керженский Павел (Волков; 1922-1929 гг.), епископ Кушвинский Ириней (Шульмин; 1923 г.), епископ Саткинский Петр (Гасилов; 1922-1924 гг.), епископ Саткинский Руфин (Брехов; 1925-1930 гг.), епископ Саткинский Вассиан (Веретенников; 1926-1937 гг.). В структуре РПЦЗ на территории США в настоящее время существует специальная викарная единоверческая кафедра. Долгое время единоверцами в Америке управлял епископ Ирийский Даниил (Александров). В 2008 году в РПЦЗ по старому чину был рукоположен епископ Иоанн (Берзинь), ныне окормляющий единоверцев Зарубежной Церкви.
Иерей Алексий Виноградов, помощник начальника УФСИН России по Костромской области по организации работы с верующими, выступил с докладом «Научно-исследовательский центр по изучению старообрядчества при Костромской духовной семинарии «Диалог»: опыт деятельности».
«Работа центра ведется как самостоятельно, так и с приглашением внешних специалистов. В центре «Диалог» читается спецкурс «Старообрядчество». Мы изучаем староверие, знаменное пение, знакомим воспитанников центра с особенностями древнерусского богослужения. Мы учим любить и ценить русскую церковную старину. Наш центр поддерживает контакты с учебными заведениями, как со светскими, так и с духовными», — рассказал иерей Алексий. Докладчик отметил, что центр «Диалог» активно сотрудничает с Ярославско-Костромской епархией РПсЦ, принимая участие в мероприятиях друг друга.
Владимир Басенков, руководитель Симбирского епархиального центра древнерусской богослужебной традиции, староста Успенской единоверческой общины, рассказал о промежуточных итогах и перспективах развития проекта «Сокрытая Русь».
Владимир рассказал, что в рамках проекта в 2018 году были совершены семь экспедиций в единоверческие приходы. Результатом этой масштабной исследовательской работы станет книга-альманах и фильм. Книга станет первым в своем роде путеводителем по существующим в наши дни единоверческим общинам, опишет их мировоззрение, быт, традиции, взгляды на актуальные вопросы современности.
Опубликована первая часть доклада Г. Б. Печенкина
http://www.oldrpc.ru/articles/list.php?ELEMENT_ID=1312
https://www.youtube.com/watch?v=XIzUhv8Mw28
Со старым не так просто…. Тот же знаменый распев по сути в двух вариациях — наонной и наречной сохранился в исконной форме у старопоморцев и часовенных соответственно.
Даже и при всем желании осуществить переход — живых исполнителей не всегда так просто найти, да и желание такое не всегда возникает даже в поповских или единоверческих приходах.
"если на территории существуют приходы других старообрядческих упований, то необходимо обязательно реагировать. А не ждать, когда дивизия самосозревших единоверцев засыпет епархию челобитными и пожертвованиями, чтобы им выделили самый утлый приходик."
То исть — если имеются приходы других юрисдикций, то от епархий в приказном, т. с. порядкетребовать создания единоверческого?
Это было бы неплохо, конечно, чтоб у сторонников старого обряда был бы такой замечательный повод — наличие директивы сверху.
А то ведь сейчас могут прямо сказать — есть старообрядческий приход, туда мол и ходите.
Мне даже известен случай, когда на бывший единоверческий храм претендовала община поповцев и зарегистрированный приход РПЦ (новообрядческий). Про единоверие разговора не было вообще тогда.
ПРеосвященный был к старообрядцам настроен благожелательно и предложил новоообрядческой общине перейти в старообрядчество и решить т. о. проблему…. Правда в итоге храм остался новообрядческим.
То исть благожелательности иногда имеет оборотную сторону. Желающих молится по старому могут просто "благословить" идти в РПСЦ или РДЦ.
К Вашему замечанию необходима поправка — приходов может и не быть, а существующие общины некоторых согласий в т. ч. и в сельской местности могут себя не декларировать и широкому кругу быть неизвестными.
Не исключил бы даже и существования таких общин из бывших единоверцев. Т. е. они постепенно угасают, а потом вливаются в новообрядные приходы. Со стороны это незаметно, а так — чуть не пололвина прихожан молится двоеперстно.
Иереи могут быть благожелательны в плане допуска таковых к молению и не мешать им креститься двуперстно и молиться дома по старому.
Но вот чтобы самим служить? А где стимул? Старообрядцы, мол, и так присоединились в обычные приходы.
И такое слышать приходилось. И так и есть.
Ассимиляция старообрядцев идет гораздо более быстрыми темпами, нежели создание собственно старообрядных приходов.
Старообрядный приход сегодня нужен не для "перетягивания" к себе староверов, а для того, чтобы они — их дети и внуки — не растворились среди массы новообрядцев.
А директива или хотя бы рекомендация из города Москвы могла бы быть таким стимулом.
"У Вас в епархии есть старообрядцы, каковы Ваши планы по созданию старообрядных приходов в соответствии с постановлением Соборов таких-то?"
ТО есть существование старообрядцев для единоверцев есть легетимный повод для факта собственного существования.
Но это необходимо синхронно с координацией на местах самих единоверцев, с учетом чрезвычайно тонких особенностей местной специфики, иначе это будут движения вхолостую.
Местная специфика может быть самой разной. Хотя бы в том, что единоверцы могут сами не знать, что такое "Единоверцы" — просто им не известен такой термин. К ним приедут из епархии спросят — сколько тут единоверцев, а они скажут, что про таких ничего не знают.
И в Москву пойдет ответ — единоверцы отсутствуют.
"возвращении господствующей церкви к древним уставам, всегда имеют ввиду только всеобщность такого действия"
в полном объеме и в чистом виде это представляется технически трудно осуществимым.
Элементы — иконопись, погружательное крещение, знаменый распев — это более вероятно.
Но для этого хотя бы нужны общедоступные образцы всего этого. Тот же распев ввести трудно еще и из-за огромного колличества суррогатов — вроде наона с новообрядными текстами.
Надо заметить, что публикация аудио вКонтакте или на сайти OLDRPC.
Записи Преображенской общины Москвы (наон) и екатеринбургских часовенных (наречь) могли бы восприниматься как эталон обоих вариантов.
Общий образец — там, где нет сохранившейся в полном объеме местной традиции. Иначе за образец могут взять все, что угодно.
Но необходим полный литургический круг. 8 гласов, вся литургия, праздники. В обоих вариантах — старопоморском и часовенно-беглопоповском.
Выбирать же тот вариант, который ближе к местной специфике. Насаждать наон в крае, где господствовало поповство — это нецелесообразно.
Прошу прощения, как говорится, "что написано пером…" — чувствую долю вины в том, что так преподнес содержание доклада, что у автора этой публикации получился некоторый сумбур.
Итак, позвольте уточнить:
1) В первой части я анонсировал новый издательский проект «Обихода Литургии Преждеосвященных Даров» (одно из рабочих названий). Издание планируется в виде книги, брошюры и диска. Книга будет состоять из двух частей — безпометное знамя и пометное знамя. В брошюре предполагаются комментарии учебно-методического характера, а также вариант изложения напевов ЛПД в сокращенном варианте с пореформенным текстом, а также перевод в линейную нотацию. Это сделано для того, чтобы практики, далекие от крюковой нотации, дореформенного текста, древнего чина могли знакомиться с древнерусскими распевами и употреблять их в богослужении.
2) Что касается основной темы доклада — к вопросу о самогласнах малого распева, то я перед докладом сообщил, что проблемы современной практики, которые я хотел затронуть, выходят за рамки отведенного для доклада времени и я намерен полный материал доклада опубликовать на сайте Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции. На выступлении я коснулся лишь распева запевных стихов. В поповской старообрядческой традиции эти стихи распевают в целом "наречным" принципом. В беспоповской же единство в принципе отсутствует, привел пример трех певцов в рамках рижской поморской традиции, которые по разному распевают запевные стихи, используя один и тот же напев. Вопрос — не пришло ли время подумать о том, чтобы навести порядок в распеве запевных стихов, в практике тех, кто использует "наонную" традицию?
А нужна ли вообще наонная традиция в РПЦ?
Это другой вопрос. Но интерес у старообрядных общин почему-то именно к наонной традиции, а не к наречной. Я могу это для себя объяснить. И это надо учитывать. Ну а порядок никогда не помешает.
На мой взгляд, интересная конференция была. Каждый из выступавших кратко раскрыл темы, которые им самим интересны и, по всему видать, со множеством емких наработок. Выступления по сути своей были докладами, некоторые весьма внушительного научного уровня.
Был даже сюрприз — встретил прподавателя из института. Сколько лет… вот уж чего не ожидал. Для меня это означает, что единоверие некоторым образом в интеллектуальной среде фигурирует значительно, по крайней мере, не самым маргинальным образом.
Жаль, что Дугина не было. Да и вообще конечно, отведенного времени для выступлений было категорически мало.
zavoljskii:
"Где и кем был осуществлен их постриг?"
Не могу ничего ответить – личности присуствовавших никак не обсуждались.
Сергий 985:
"Обсуждаются какие-то исторические и богослужебные вопросы."
Да именно.
Сергий 985:
"…решение проблем существующих приходов (книгопечатание, иконы лить, лестовки шить)… …Ну вот миссия там, вербовка в раскол, вот это всё… Не интересно?"
Видимо не до такой степени, чтобы нашлась толпа докладчиков по этим темам.
Сергий 985:
"А кому вообще нужно развивать православие?"
Замечательный вопрос, очень острый. А как ты развиваешь?
Николе. Ваши инициативные ответы четкие и лаконичные как будто "ассистент" модератора.Но мои риторические вопросы, вызванные фото, не относились к " интересной конференции", тем более к конкретным личностям, они скорее в продолжение захлебнувшейся информационной "атаки" за единоверческого епископа.Так может зайти с другой стороны : с инициативой перед священноначалием о том, чтобы один из монастырей РПЦ (дораскольный или бывший единоверческий) полность перешел на древнее богослужение. К нему бы и причислить всех нынешних единоверческих священников — монахов ( с соответствующим игуменом монастыря, духовниками, а там и остальная братия подтянется).Постепенно там можнои "своего" епископа вырастить и сделать монастырь реальным центром древнерусской богослужебной традиции(ничего не имею против нынешнего, но именно в монастырях решались многие значимые вопросы). А так раз в год 3-4 архиерея облачатся по старому, и священники-монахи неизвестно как рукоположены (по старому или по новому), и бывают ли они в монастырях и как к ним там относятся, или им уютно в миру, в приходах. На фоне громких заявлений о возрождении старого обряда в РПЦ, мнится, что о многом здесь предпочитают умалчивать. Только кто об этом скажет, может Басенков по итогам своих экспедиций?
Хорошее предложение. Два-три монаха — уже монастырь, не обязательно бывший ранее… много ли надо для двух-трех человек.
Кстати, монастырь имеет право создавать подворья — вот вам и структура как бы и ставропигиальная…
Вопрос развития приходов актуален. Конечно, отсутствие ресурсов вряд ли позволит централизовать процесс их возникновения.
Но если бы неким образом между иереями были разделены "зоны ответственности", т. е. прикрепить прилегающий к каждому приходу регион, дабы ориентирующиеся на старый обряд люди или ориентирующиеся на церковную веру старообрядцы могли знать, на какого иерея ориентироваться по крайней мере.
Конечно, не каждый иерей сможет отслужить литургию в любой епархии. И молебен не всегда дадут совершить.
Но посетить старообрядческий или единоверческий регион может даже при нежелании епархиального руководства. Ездить по стране никому не запрещено.
На худой конец осуществлять контакт с людьми своего региона через интернет
А посещение регионов может быть очень важно, чрезвычайно важно. Посмотрите — в Поволжье южнее Симбирска — НИЧЕГО! А ведь это к рай исконных староверов, где еще живы последние носители традиции, которым не нужны реконструкции, они с молоком матери все впитали
> Замечательный вопрос, очень острый. А как ты развиваешь?
Посильно содействую деятельности некоторых православных СМИ, а так же распространяю в современных средствах коммуникаций интересные на мой взгляд аудиолекции и текстовые перепечатки православных авторов.
Сергий 985 :
"Посильно содействую деятельности некоторых православных СМИ, а так же распространяю в современных средствах коммуникаций интересные на мой взгляд аудиолекции и текстовые перепечатки православных авторов"
Ну, а почему же "…решение проблем существующих приходов (книгопечатание, иконы лить, лестовки шить). Открытие новых приходов, или внедрение служб "по-старому" в новых новообрядческих приходах. Ну вот миссия там, вербовка в раскол, вот это всё…" не занимаешься? Не интересно?
zavoljskii:
"Ваши инициативные ответы четкие и лаконичные как будто "ассистент" модератора."
Сочту за комплимент.
zavoljskii:
"Но мои риторические вопросы, вызванные фото, не относились к " интересной конференции", тем более к конкретным личностям, они скорее в продолжение захлебнувшейся информационной "атаки" за единоверческого епископа."
Таперича понятно.
zavoljskii:
"Постепенно там можнои "своего" епископа вырастить и сделать монастырь реальным центром древнерусской богослужебной традиции(ничего не имею против нынешнего, но именно в монастырях решались многие значимые вопросы). А так раз в год 3-4 архиерея облачатся по старому, и священники-монахи неизвестно как рукоположены (по старому или по новому), и бывают ли они в монастырях и как к ним там относятся, или им уютно в миру, в приходах. На фоне громких заявлений о возрождении старого обряда в РПЦ, мнится, что о многом здесь предпочитают умалчивать"
А я, вот, противник "выращивания" единоверческих епископов. На мой взгляд, с одной стороны все должно быть естественно, а с другой не должно быть огромных размежеваний между молящимися как по древней, так и по украинизированной версии богослужений. Не могу согласиться с православными старообрядцами начала ХХ-го века, когда они массово отказались участвовать в поместном соборе РПЦ. Полагаю, что этот свершившийся факт на каком-то духовном уровне негативно повлиял на слабую выживаемость единоверцев в советское время. Не смотря на обособленность никониянства и единоверцев на уровне богослужных чинов, это все-таки единая Церковь.
Если архиерей, интересующийся старообрядчеством, изначально вышел из никониянской среды, то справедливо, если он будет окормлять и новообрядные приходы, и сторообрядные. Сейчас это вполне реально реализовать с учетом деления метрополий на подчиненные епархии. Допустим, старший митрополит руководит еще двумя-тремя епископами. А те существенно моложе, мозги у них пошустрее работают, поэтому они в состоянии освоить древний чин литургии со всеми нюансами. И, если они перемещаются по единоверческим приходам, то это будет в рамках единой митрополии; какой-то контакт на местном уровне сохраняется при этом. А не так, что один единоверческий епископ сигает по стране от Калиниграда до Чукотки.
Если же говорить о системе похожей на ставропегиальную, когда единоверческий приход подчинятся напрямую патриарху, то архиереи на местах не очень-то будут рады, тому, что новоявленные "лестовичники" будут полностью уходить из его подчинения. Это закладывает некое противоречие в деятельность архиерея – он пашет, чтобы приходов становилось больше, а они через какое-то время после появления, вдарившись в древность, вырываются в прямое подчинение Москве. В этом случае множество припон и палок в колеса на местах обеспечено и застопорение единоверчества гарантировано.
zavoljskii:
"А так раз в год 3-4 архиерея облачатся по старому, и священники-монахи неизвестно как рукоположены (по старому или по новому), и бывают ли они в монастырях и как к ним там относятся, или им уютно в миру"
Не то что бы это не проблема… это сейчас практически не разрешимая проблема. По крайней мере, когда единоверчество крайне мало. Ведь все упирается в количество богомольцев по старому чину. Если таковых оказывается мало, то священноначалию их много не жалует (и не должно). Но вот когда целое новое поколения единоверцев, выросших в древней традиции, появится, тогда уместно говорить о "специализированных" архиереях.
и сие весьма разумно, НО: много ли, синьоры, найдется у нас митрополий с несколькими единоверческими приходами?
Московская — но там и так есть митрополит Иувеналий.
Екатеринбургская, Нижегородская, да вроде бы Латвийская. И все пока.
О ставропигии — я имел ввиду лишь возможность монастырских подворий. Не приходов. Как вариант.
Но м. б. более предпочтительный вариант — некое общество-братство, которое бы включало:
1. Приходы и храмы
2. Клириков
3. Группы верующих (интересующихся старообрядчеством, но не имеющие приходов, в том числе)
4. Индивидуальное членство — для тех регионов, где нет ни групп, ни общин, не клириков
Территория РПЦ делится на некие области-филиалы по регионам — Московский, Керженский-Волжский, Иргизо-Уральский, Сибирский, Забайкальский, Ветковско-Стародубский, Доно-Кубанский и тому подобное
С таким расчетом — хотя бы по одному попу на каждый отдел. Внутри большого отдела — маленькие подотделы в рамках одной митрополии.
Вся эта система
1. Собирает информацию по всему потенциально имеющему отношению к единоверию — начиная с самых низов. ТО, что ныне оформляется запросами к епрахиальным архиереям. Но они сами зачастую ничего не знают о своих глухих закоулках
2. Координирует работу рядовых членов со своим попом
3. Работает с краеведами и материалами и так далее
Вся длинная тирада Николы сводится к "… вот когда целое новое поколение единоверцев, выросших в древней традиции, появится, тогда уместно говорить…", но при этом "… не должно быть огромных размежеваний между молящимися как по древней, так и по украинизированной версии…" Сам то хоть понял, что загнул? А каков оптимизм — ждите, когда молодые епископы с шустрыми мозгами древний чин освоят ! Вот на Нижегородчине, слышал, все ждут когда митрополит Георгий и три его епископа зашустрят в этом плане. А тем временем бывший единоверческий (первоначально старообрядческий) монастырь в Ковернинском районе, да еще с десяток бывших единоверческих храмов по области восстанавливаются и открываются как новообрядчесуие. Зато в РДЦ не ждут : не было ни одного храма, а сейчас 8, да еще строят, да митрополит с двумя епископами.
Да, деятельность РДЦ в области распространения своего согласия достойна удивления.
А Михалычъ дело говорит. Тут есть о чем подумать.
Одна из основных проблем старообрядных приходов — разобщенность верующих по епархиям, ставших к тому же сравнительно небольшими. А священническая дисциплина не разрешает совершать даже простые требы в соседней епархии без благословения ее архиерея и разрешения собственного. Даже на простую поездку требуется благословение.
Ну, вроде, в пределах митрополии более-менее свободно….?
Более-менее несвободно уже за пределами своего прихода. Хорошо, что границы приходов чаще всего пока не обозначаются. А митрополии бывают разные. Разные и границы между митрополиями. Вообще, проблема есть.
в принципе, клирика, так или иначе ориентирующегося на старый обряд, найти вероятно можно и в любой епархии……
Но вот ориентироваться и дерзать по нему служить — это все же разные ступени. Посему некий куратор из числа уже прошедших этот путь — пусть он даже и не будет служить (служить и миряне сами могут в конце концов), а хотя бы поездки с обзором местности… или уж на худой конец — связь с местами через соцсети, все равно хуже, чем ничего
То же касается и мирян. Миряне могут моления вести по своему, а как доходит до открытия храма — воли нет, чтобы проявить инициативу, хотя при наличии такой воли вполне ее могли бы и уважить — не без скрипа, конечно. В итоге получается некий новообрядно-старообрядный приход, вся старообрядность которого постепенно сводится к двуперстию у части прихожан
И так вот и получаются те пресловутые десятки храмов, о которых заволжский глаголет.
Монастыри отдадут вряд ли. Дешевле, если есть инок, купить ему простую избу, дать двух послушников и назвать все это монастырем.
Это вполне легитимно
zavoljskii
"Сам то хоть понял, что загнул?"
Упрек в ошибке, как главное обоснование чьей-то неправоты… Ну, как-то совсем не прилично, для християнского форума. Пойми, что я не строю из себя непререкаемую истину в последней инстанции и, высказывая свое мнение, никому его не навязываю и открыт для обсуждения. Ты лучше по-человечески, спокойно объясни, что не так. Без эмоций. Только по делу.
zavoljskii
"А каков оптимизм…"
Надо исходить из пессимизма: если епископы срочно не освоят древний чин и не сделают единоверие действенным, то вскоре старообрядческие церкви станут господскими. С одной стороны внутренняя лень РПЦ этому будет помогать, а с другой политические недруги, которые только и ищут кому денег дать, для уничтожения доминант и однородности в обществе русских.
zavoljskii
"А тем временем бывший единоверческий (первоначально старообрядческий) монастырь в Ковернинском районе, да еще с десяток бывших единоверческих храмов по области восстанавливаются и открываются как новообрядчесуие."
Если ты считаешь, что в единоверии "все пропало", то тогда почему ранее по тексту писал о "выращивании" епископов? Это какое-то противоречие. Потому как в таких условиях епископы "расти" не будут. Я же тебе писал, что сейчас "вырастить" их нереально и бессмысленно. Когда-нибудь потом можно, но сейчас нужно исходить из реальности.
протоиерей Иоанн Миролюбов:
"Одна из основных проблем старообрядных приходов — разобщенность верующих по епархиям, ставших к тому же сравнительно небольшими. А священническая дисциплина не разрешает совершать даже простые требы в соседней епархии без благословения ее архиерея и разрешения собственного. Даже на простую поездку требуется благословение".
Тут уж, действительно, есть о чем обеспокоиться и задуматься священноначалию. Упомянутое возникновение новых приходов РДЦ лишний раз доказывает наличие потенциала развития старообрядческого направления — ведь эти приходы в принципе могли бы быть РПЦ-шными. Конечно, можно, по-прежнему игнорировать ситуацию… а потом, когда все выгорит дотла, как Мадуро на самых невыгодных для себя позициях выклянчивать никчемные переговоры.
михалычъ:
"Московская — но там и так есть митрополит Иувеналий".
Не соглашусь. Митрополит Ювеналий в силу своего возраста уже не так служит, как прежде, а митрополит Илларион настолько занят глобальными вопросами, что его давно не видно среди старообрядцев. Как ни парадоксально это звучит, но фактически епископ Каракасский и Южно-Американский Иоанн сейчас московским единоверцам гораздо ближе.
михалычъ:
"в принципе, клирика, так или иначе ориентирующегося на старый обряд, найти вероятно можно и в любой епархии…"
А еще можно в добровольно-принудительном порядке назначить в любой епархии попа, курирующего вопросы по старообрядцам. Не обязательно, чтобы он через пять минут после вступления приказа начал совершать все богослужения в самых старообрядных традициях, но хотя бы на минимальном уровне, чтоб начал разработку этой темы в правильном русле, добиться можно. Затем на сайте митрополии нужно обязательно сделать раздельчик, посвященный работе со старообрядцами. По крайней мере, такое решение само-собой напрашивается для тех митрополий, которые находятся на территориях активности старообрядцев.
Эх… если бы на уровне епархий была бы заинтересованность… но как принудительно?
Скажут — не везде старообрядцы есть. Вон в Ашгабадской епархии их нет или в Ужгородской. Как всех заставить
Или сфотографируются раз в 5 лет с каким попом из РДЦ (РПСЦ) и выставят на сайте. А про свои старообрядные приходы — ну нет их, мол.
Обучаемость епископов обряду — не обязательно. Тут нет прямой связи. Не было епископов триста лет в старом обряде. А приходов было с полтыщи. При определенных обстоятельствах сос стороны епархии было бы благотворным наоборот — невмешательство в процесс.
Была опора. Среда, где люди молились по-старому, семейная и родовая среда, субъэтнос русского народа, если угодно.
Произошла ассимиляция. В 80-х года х — урбанизация, загнулась деревня и т. д.
Есть ли будущее у старого обряда в принципе, мы знать не можем…
НИчего вечного в принципе нет, но ничего не исчезает безследно. Нам сейчас чисто по человечески может казаться, что стать общеупотребительным у старого обряда шансы невелики.
Но м. б. он займет некую нишу, как монастыри различных традиций или как монашеские ордена на Западе.
Как-то собирать информацию, де еще остались островки народной культуры, немного их поддерживать.
Есть много интересного на местах.
михалычъ:
"Эх… если бы на уровне епархий была бы заинтересованность… но как принудительно?"
Скорее сознательно — если на территории существуют приходы других старообрядческих упований, то необходимо обязательно реагировать. А не ждать, когда дивизия самосозревших единоверцев засыпет епархию челобитными и пожертвованиями, чтобы им выделили самый утлый приходик.
михалычъ:
"не везде старообрядцы есть" Там где их нет вовсе, там не нужно специально заниматься старообрядчеством, можно в этом плане полностью разслабиться. А, если есть единоверцы-самородки, то нужно понимать, что они всегда имеют потенциал ухода в другое упование. Тем более, когда их количество умножится. Например, взять хотя бы монахинь Белопесоцкого монастыря — все ладно начиналось с единоверия… Все другие упования поплевывают с высока на единоверие только для вида, но на самом деле им выгода тоже есть. Потому что, когда единоверцы оказываются без хорошего окормления в РПЦ и им грубо впаривается никониянство, то быстро разбегаются по другим упованиям.
михалычъ:
"Обучаемость епископов обряду — не обязательно. Тут нет прямой связи. Не было епископов триста лет в старом обряде. А приходов было с полтыщи. При определенных обстоятельствах сос стороны епархии было бы благотворным наоборот — невмешательство в процесс."
Да, то, что такое было соглашусь. Но, все-таки в моем понимании это слабая позиция, так как в древности вообще существовал обычай ставить епископа, если имеется община из двенадцати человек. Нужно учитывать, что психология людей в царские времена была иной: в XVII-XIX вв. епархии были крупнее, а епископов было в принципе меньше. В общем-то с этой ситуацией мирились, но и в итоге, видимо, такой расклад внес свой негативный вклад как в формирование раскола так и революции.
михалычъ:
"Есть ли будущее у старого обряда в принципе, мы знать не можем…"
Да, не знаем, но сейчас перспективы появились.
михалычъ:
"Но м. б. он займет некую нишу, как монастыри различных традиций или как монашеские ордена на Западе."
Русскому духу это противно, поскольку нашим народом в глубины психологии был очень хорошо воспринят принцип еще от монголов «одно небо – одно солнце». Собственно беглопоповцы, когда гипотетически говорят о возвращении господствующей церкви к древним уставам, всегда имеют ввиду только всеобщность такого действия. Всякие островки, ордена и анклавы никониянства ими категорически не приемлются. Почему? Все та же психология. Да и само единоверие в РПЦ пробуксовывает в том числе из-за того, что находится на маргинальных позициях, а русским это претит.
Как со старого обряда на новый переучились, так и с нового на старый переучатся. Была бы воля.
На предпоследнем фото три священоинока. Известно, что священников из монашествующих в единоверческих приходах еще больше (архимандрит Иринарх в Михайловской слободе, игумен Петр на Таганке, игумен Кирилл на Берсеневке, может где еще). В соответствии с Положением о монастырях такое является исключительным. А к братиям каких монастырей они причислены?(о.Кирилл к Свято — Данилову). Где и кем был осуществлен их постриг? Как часто они проводят внеслужебное время в своих монастырях? А то рассказывают все про епископа Иоанна из Зарубежной.
Пробежал по диагонали глазами текст, пните если проглядел, но…
Обсуждаются какие-то исторические и богослужебные вопросы. Но как-то совсем не обсуждается вопрос распространения старого обряда, решение проблем существующих приходов (книгопечатание, иконы лить, лестовки шить). Открытие новых приходов, или внедрение служб "по-старому" в новых новообрядческих приходах. Ну вот миссия там, вербовка в раскол, вот это всё… Не интересно?
"в рамках XXVII Международных Рождественских образовательных чтений" — "образовательных!", а не "организационно-хозяйственных".
Опять коварные никонияне усыпляют ревнительскую бдительность, ну, не хотят такие-сякие нападать , хоть тресни!!!
А зачем? Кому надо развивать единоверие? Георгию? Миролюбову? Вот и сидят, исторические вопросы мусолят.
А кому вообще нужно развивать православие? Миссионерство и любая другая форма активного обращения и приобщения это же не в православной традиции. Это вон пусть протестанты там с евангелистами людей за рукава на улице хватают, а в православие Бог сам приводит, главное не путаться у него под ногами. Да, точно.
А старые обряды по версии РПЦ… Вот как называется что-то, что вызывает определенный научный интерес, это обсуждают, собираются, исследуют, спорят даже. Но на практике этого почти нет.
Это называется экспонат. Угу.
В прошлом году бурное обсуждение свелось к двум моментам : полемике некоего Александра с о.Иоанном и к белокриницкой иерархии. А нынче ?
батарейки сели…
Благодарение за материал! Кратко, но ёмко :).
И я благодарю за материал. Информативно и объективно.