21 декабря 2023 года в московском конференц-центре «Сретенский», что на Сухаревской, состоялась первая в истории старообрядчества научно-практическая конференция, посвященная памяти митрополитов Кирилла (Тимофеева) и Алимпия (Гусева). Оба эти архипастыря сделали немало в истории Белокриницкой иерархии и для развития Русской Православной старообрядческой Церкви. Однако никаких научных и просветительских событий, посвященных им, никогда не проводилось. Организаторы мероприятия — группа старообрядческих интеллектуалов.
Открывая мероприятие, историк Глеб Станиславович Чистяков, размышляя о пятой заповеди «Почитай отца твоего и мать твою», отметил, что она касается не только родителей по плоти.
«В послании апостола Павла к Евреям разъясняется: „Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину жизни их, подражайте вере их“. Таким образом, в расширенном духовном смысле под нашими духовными родителями надо понимать всех людей, которые научили нас тому или иному благому делу или благой мысли… К этой категории наставников относятся многие прежде бывшие церковные пастыри и архипастыри, богословы и церковные писатели. В нынешнем, 2023 году, отмечаются два юбилея, связанные с именами известных старообрядческих первосвятителей. Это 150 лет со дня упокоения второго Белокриницкого митрополита Кирилла (Тимофеева) и 20 лет со дня преставления митрополита Московского и всея Руси Алимпия (Гусева). Жизнь этих двух старообрядческих архиереев проходила в непростые и переломные эпохи. И если митрополит Кирилл находился у истоков, у основания Белокриницкой иерархии, и ему предстояло распространить и укрепить ее на территории Российской империи, то миссия митрополита Алимпия была иной. Ему приходилось сохранять, а может даже спасать, эту иерархию на территории СССР и стран, возникших после его распада».
Затем прозвучал доклад, посвященный деятельности второго Белокриницкого предстоятеля — митрополита Кирилла (Тимофеева). В нем Г. Чистяков рассказал о жизненном пути и проанализировал итоги деятельности этого старообрядческого первосвятителя. Он сообщил, что первостепенной задачей своей деятельности и жизни он поставил утверждение и распространение Белокриницкой иерархии. В этом направлении он действовал стремительно и настойчиво, не взирая ни на какие внутри- и внешнецерковные обстоятельства. Кирилл активно взаимодействовал с местными и центральными властями разны стран в целях поддержания и развития старообрядческого проекта.
С другой стороны, он бросил прямой вызов властям Российской империи, рукополагая, вопреки всем государственным препонам, клириков, лично посещая Россию и сопредельные территории.
Действительно, не обладая должным образованием и административным опытом, он допустил известные ошибки. Однако большинство из них были вынужденными. Их причинами были — критический недостаток времени и информации, сложности связей с Россией, отсутствие значимого научно-консультационного и административного аппарата в самой Белокриницкой митрополии. Однако, окажись на его месте менее решительный и более осторожный человек, то, возможно, что распространение Белокриницкой иерархии серьезно замедлилось и столкнулось со сложностями и затруднениями иного характера.
Затем несколько слов о митрополите Кирилле сказал известный старообрядческий начетчик Андрей Викторович Езеров.
«Я считаю преступным забывать о фактически первом первоиерархе нашей Церкви, ввиду того, что митрополит Амвросий, к большому сожалению, выпал из церковной жизни, и после 1847 года только однажды принимал участие в принятии важных решений. Как было сказано, все эти годы, 26 лет, у кормила Церкви был митрополит Кирилл. И 26 лет невозможно выкинуть из церковной истории, хотя оценивать их можно по-разному. Таким образом, владыке митрополиту Кириллу — Вечная память».
Затем с докладом об одном из ставленников митрополита Кирилла — архиепископе Антонии (Шутове) — выступила аспирант Смоленского государственного университета Марина Николаевна Волоскова.
Докладчик отметила, что несмотря на гонения от властей, архиепископ Антоний совершал хиротонии и иноческие постриги, освящал походные церкви и тайные домовые храмы. Только в первые два года своего архиерейства он рукоположил 54 священника. По всей Российской империи им было учреждено 12 епархий. В 1863 году, определением Собора российских епископов Антоний был избран на святительский престол Москвы. Для распространения среди паствы душеполезной литературы архиепископ Антоний позаботился об учреждении типографии в одном из заграничных монастырей, поскольку в России это было запрещено. Архиепископ Антоний помогал старообрядческим российским и заграничным монастырям и храмам, делая пожертвования книгами и церковной утварью. Собрал библиотеку редких рукописных и старопечатных книг. Духовным лицам, оказавшимся ссылке, Антоний посылал милостыню и через надежных ходатаев хлопотал перед властями об их освобождении.
В период архипастырства Антония Церкви досаждали не только внешние репрессии, но и внутренние нестроения, среди которых конфликт с епископом Софронием (Жировым) и издание «Окружного послания» 1862 года. Владыка был вынужден вести постоянную полемику с неокружниками, беспоповцами и миссионерами синодальной Церкви.
Также были продемонстрированы иконы с изображением архиепископа Антония, поскольку в некоторых регионах он почитается как местночтимый святой.
В пространном и подробном докладе старообрядческого историка и публициста Алексей Васильевич Шишкина сообщалось об основных вехах жизненного пути м. Алимпия (Гусева) — детстве в поволжском городке Лысково, служении в качестве уставщика и дьякона в г. Горький (Нижний Новгород), избрании его в епископы в критический период, когда существовала угроза утраты Белокриницкой иерархии, избрании его в архиепископы, а потом — в митрополиты.
В выступлении были освещены проходившие с непосредственным участием м. Алимпия такие важные переломные моменты в жизни нашей Церкви, как празднование 1000-летия крещения Руси, Всемирный старообрядческий Собор в Белой Кринице 1996 года. По мнению А. Шишкина,
Всеобщий Собор старообрядческий митрополий имел историческое значении, однако нынешнее состоянии отношений между Белокриницкой и Московской митрополиями настолько плохи, что следующего собора не стоит ждать при нашей жизни.
Докладчик рассказал о том церковном возрождении, которое проходило при непосредственном руководстве и участии владыки Алимпия — открытии и освещении храмов, священнических хиротониях, издательской деятельности и церковных мероприятиях.
В докладе подробно сообщалось о последнем периоде жизни владыки Алимпия, омраченном имевшими тогда место несогласиями и церковным разделением, о преставлении митрополита Алимпия и искренней скорби всей Церкви об усопшем.
В частности, большой интерес вызывала информация о раздоре 2003 года, спровоцированном некоторыми действиями еп. Кишиневского и всея Молдавии Зосимы (Еремеева) — с одной стороны, и руководством Московской Митрополии — с другой стороны. И хотя эти события происходили сравнительно недавно, какие-то 20 лет назад, нынешнее поколение практически уже ничего об этом не знает. В частности, в ходе конференции прозвучали разные мнения на состоявшийся тогда запрет еп. Зосимы в служении и открытое письмо, подписанное епископом Казанским Андрианом (Четверговым) и некоторыми другими иерархами РПСЦ. Было рассказано также о создании Московской (Русской) епархии под омофором архиепископа Белокриницкого и всех христиан митрополита Леонтия (Изота). В связи с этими событиями, прозвучало имя тщательно замалчиваемого сегодня епископа РПСЦ Амвросия (Херцога). А. В. Шишкин рассказал о визите делегации Белокриницкой митрополии на Рогожское, которое возглавил митр. Леонтий (Изот). В нем также принял участие и епископ Амвросий (Херцог). Этот визит был омрачен отказом митр. Алимпия от встречи с Белокриницким первосвятителем.
Также А. Шишкин рассказал о команде и ближнем круге митр. Алимпия (Гусева), в который входил его референт Р. Хрусталев, иерей Леонтий Пименов, руководитель Информационно-издательского отдела А. В. Антонов и помощник митрополита А. Ю. Рябцев.
В завершении А. В. Шишкин постарался дать оценку эпохе правления митрополита Алимпия, ее достижениям и существующим тогда трудностям, некоторые из которых еще не преодолены в нашей церковной жизни.
Бывший помощник митрополита Алимпия и председатель Рогожской старообрядческой общины Алексей Юрьевич Рябцев рассказал о некоторых эпизодах работы с митрополитом Алимпием. В частности, о подготовке официального письма РПсЦ по поводу проекта 1996 года — новой версии закона о свободе совести, который давал приоритеты Русской Православной Церкви.
По словам Рябцева, этим проектом законом были недовольны многие миноритарные конфессии, но решились сказать только старообрядцы. Поведал он и о судьбе колокола, некогда принадлежавшего Рогожскому кладбищу и установленного тщанием старообрядческих купцов на колокольне Воскресения Христова. Этот колокол ныне находится в реконструированном Казанском соборе, что на Красной площади, и нынешние его хозяева не собираются возвращать святыню старообрядцам.
А. Рябцев рассказал об отказе митрополита Алимпия получить от властей орден «За заслуги перед Отечеством». По этому случаю от имени Церкви властям было отправлено в письмо, в котором было указано, что старообрядческие иноки, какого бы сана они не были, не могут принимать светские награды.
Значительная часть выступления А. Рябцева была посвящена уставам РПсЦ (как централизованного религиозного объединения, так и общин), которые действовали в 90-е годы и обеспечивали хорошую устойчивость религиозных институтов. Немало было рассказано об особенностях соборной жизни во времена митрополита Алимпия. В те годы многие церковные общины могли присылать на соборы не по одному, а по 2-3 делегата от мирян. Это уравновешивало число клириков и мирян на соборах и позволяло слышать в старообрядческой Церкви голос простого народа.
Затем перед собравшимися выступил о. Кирилл Сахаров (РПЦ).
«В начале архипастырской деятельности владыки Алимпия на одном из миротворческих форумов, в котором он принял участие, сопровождал его Ромил Иванович Хрусталев. Зарисовка, которая касается восприятия владыкой Алимпия иерархов Московского патриархата. Владыка Алимпий стоял с посохом и мимо него проходил один из членов Синода, совершенно не замечая старообрядческого архиепископа, это был будущий патриарх Алексий. Затем проходил митрополит Киевский Филарет, который встретился взглядом с владыкой Алимпием, и тогда Ромил Иванович сказал Алимпию, что им надо познакомиться, а тонкая душа владыки Алимпия почувствовала во взгляде Филарета нечто, что владыка сказал: „Нет, пусть проходит мимо“. Затем Минский митрополит Филарет решительно направился в сторону владыки Алимпия, по-медвежьи раскрыл объятия, взял за плечи владыку, а потом было новообрядное лобызание — касание бород. Филарет сказал: „Владыка, приезжайте к нам на годичный акт в Духовную академию, в Загорск, на Покров“. Владыка не знал, что сказать, выручил Ромил Иванович, который так отреагировал: „У нас престольный праздник кафедрального собора, владыка не может приехать“. На что Филарет протяжно произнес: „А владыка Иосиф мог и приезжал на эти годичные акты“».
Завершился вечер зачитыванием приветственных писем участникам конференции от духовенства и мирян РПсЦ. В частности, было прочитано письмо настоятеля храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы в Калуге о. Ивана Курбацкого. Он поведал о своих впечатления о вл. Алимипии:
«Каждый священник знает, как строго митрополит Алимпий подходил к выбору кандидатов во священники, как проверял их молитву, оставляя рядом со своей кельей. Заглянет в 5 утра и если человек отвлекался, ругал: „плохо молишься“. Некоторых кандидатов наотрез отказывался ставить, о некоторых говорил, что „не получится из него хороший священник“, а иных наоборот уговаривал встать на этот путь.
Но не только священники и простые верующие любили митрополита и проникались уважением к нему. Однажды на встрече с митрополитом Корнилие м бывший губернатор Калужской области Анатолий Дмитриевич Артамонов поделился впечатлениям о том, как он впервые посетил владыку Алимпия в конце 1990-х в его резиденции. „Я тогда подумал“, — сказал он, — „если бы в РПЦ были такие архиереи, все было бы по-другому!“».
Выступление А.Ю.Рябцева: https://disk.yandex.ru/i/hSPCwF7k29ThUQ