В нынешнем, 2023 году, исполняется 150 лет со дня кончины второго предстоятеля старообрядческой Церкви митрополита Белокриницкого Кирила (Тимофеева) (в современной литературной транскрипции — Кирилл — прим.). Эта выдающаяся, хотя и неоднозначная личность, сегодня совершенно забыта в среде христиан белокриницкого согласия.
Белокриницкая историография, базирующаяся на сочинениях, выражающих достаточно субъективные взгляды старообрядческого писателя Ф. Е. Мельникова и советского историка Н. Е. Никольского, критически относится к личности второго митрополита. Его упрекают за недостаточное образование, поспешные и необдуманные хиротонии и иные иерархические действия.
Митрополит Кирилл (Тимофеев Киприан; ок. 1787, Буковина — 2.12.1873, белокриницкий Покровский монастырь) родился в 1787 году в старообрядческой семье крестьян Тимофеевых, проживающих на Буковине. Эти земли с 1775 года находились во владениях Австро-Венгерской империи в составе так называемого Черновицкого округа королевства Галиции и Лодомерии. Поскольку религиозное законодательство Австро-Венгрии отличалось от российского большими свободами, то старообрядцы имели возможность строить здесь моленные, храмы, открывать монастыри. Рано овдовев, Киприан стал тяготеть к иноческой жизни. Уже в середине 40-х годов XIX века он служил уставщиком в старообрядческом храме в с. Белая Криница (ныне Черновицкая обл., Украина). Однако жизнь малозаметного уставщика неожиданно и быстро поменялась после присоединения к старообрядчеству митрополита Амвросия (Паппа-Георгополи).
10 ноября 1846 года на общем собрании представителей старообрядческих общин в Белокриницком монастыре Тимофеев был избран кандидатом в будущие епископы и наместники Белокриницкого митрополита Амвросия. Стремительное избрание кандидатов в епископы было обусловлено экстраординарными обстоятельствами. Митрополит Амвросий должен был как можно быстрее поставить себе преемников, на случай репрессий со стороны российских властей. Это было важнейшим условием для развития Белокриницкой иерархии, предусмотренным одним из организаторов по ее восстановлению иноком Павлом (Великодворским) (1808-1854).
Были и два других кандидата в наместники. Но поскольку они — игумен Белокриницкого монастыря Геронтий (Колпаков) (1803-1868) и казначей, священноинок Нифонт — были выходцами из России, то, согласно условиям выборов, третьим кандидатом решено было выдвинуть местного — Киприана Тимофеева. Как рассказывали потом очевидцы, митрополит Амвросий вошел в алтарь царскими вратами к престолу, на котором под пеленой лежали три жребия с именами этих трех кандидатов, и, не снимая пелены, вынул один из них и подал иеродиакону Евфросину. Тот прочел во всеуслышание имя Киприана.
Белокриницкие апологеты, в частности Ф. Е. Мельников, считают, что лучшими кандидатами в епископы были представители из России, например о. Геронтий (Колпаков).
Действительно, они лучше разбирались в российских политических и общественных реалиях, имели больший доступ к книжному наследию древней Руси и интеллектуальной жизни современного староверия, нежели сельские насельники отдаленной Буковины. Однако их статус, а именно российское подданство, отнюдь не способствовал миссии распространения иерархии. В Российской империи на всех заметных деятелей белокриницкого согласия была объявлена охота. Любые свои действия они были бы вынуждены согласовывать с множеством общественных и личных обстоятельств.
Инок Кирилл был лишен выученной беспомощности, распространенной в российском старообрядчестве.
Гражданство Австро-Венгрии давало ему определенный политический иммунитет. Его нельзя было выдать России или отправить в ссылку. Несмотря на отсутствие должного образования, Кирилл достаточно смело вступал как в диалог с государственными властями, так и с представителями других согласий. Он совершал иерархические действия, не озираясь на их политические последствия, в том числе и на территории других стран.
Например, уже в апреле 1850 года Кирилл, только что став митрополитом, совершил путешествие к соседним молдавским старообрядцам, хотя путешествие за границу Австрии было прямым нарушением императорских декретов относительно старообрядческого митрополита, которые запрещали иметь подчиненных старообрядцев в других государствах. Впоследствии Кирилл побывал и в российской столице.
С другой стороны, считавшимся лучшим кандидатом на пост преемника митрополита Амвросия игумен Геронтий (Колпаков) уже в 1847 году был арестован российскими властями и помещен пожизненно в тюрьму Шлиссельбургской крепости. Вследствие длительного заключения, он, не выдержав, согласился присоединиться к синодальной Церкви на правах обычного единоверческого инока. Жизнь окончил в Гуслицком единоверческом монастыре.
Рукоположение священноинока Кирилла (Тимофеева) во епископы было назначено на 6 января 1847 года. Оно проходило с большой торжественностью: прибыло на него огромное количество не только старообрядцев-поповцев из разных мест, но более 50 представителей местных губернских властей, для которых было отведено помещение за монастырской оградой.
Кирилл был поставлен «епископом богоспасаемого града Майноса и наместником Митрополии». Тогда же ему была выдана митрополитом Амвросием ставленная грамота, в которой дается о нем такое свидетельство, ныне опубликованное в трудах Ф. Е. Мельникова:
«…Киприан Тимофеев, удостоенный к высокому сему выбору от целого Белокриницкого общества и даже монастырского общебратства письменным свидетельством и от отца духовнаго особым удостоверением, что он есть самаго лучшаго нравственнаго поведения и непорочнаго жития, богобоязливый, честный и добродетельный человек, по смерти законной жены своей свобод сыи от мира, достоин к восприятию архиерейскаго сана. Понеже он от самых младых своих лет даже до настоящаго сего времени вел себя всегда честно и трезвенно, устроял домовство свое прилежно и благонравно» [3, с. 122].
С этого момента распространение трехчинной старообрядческой иерархии пошло быстрыми темпами. При этом главной задачей восстановления старообрядческой иерархии было не столько рукоположение епископов для староверов Австро-Венгрии (там старообрядцев было не так много), сколько учреждение именно российской старообрядческой иерархии.
24 августа 1847 год митрополит Амвросий и Кирилл рукоположили Аркадия (Дорофеева) во епископа Славского, в сентябре 1850 года Аркадий был возведен в сан архиепископа. В качестве своего наместника, согласно Белокриницкому уставу, 29 августа 1848 года Кирилл рукоположил во епископа Браиловского инока Белокриницкого монастыря Онуфрия (Парусова).
Судьба епископа Онуфрия оказалось драматической. В конце 1861 года он прибыл в Москву, имея специальные полномочия от епископа Кирилла на общее руководство российским старообрядчеством в качестве местоблюстителя. В 1863 году архиепископом был выбран Антоний (Шутов), но Онуфрий продолжал оставаться в России. При его решающем участии было издано известное «Окружное послание». Вскоре после этого епископ Онуфрий начал испытывать сомнения в истинности старообрядчества и в 1865 году присоединился к синодальной Церкви, где и окончил свой земной путь простым иноком. Совершенно очевидно, что отступление от веры собственного ставленника не могло не повлиять на настроения епископа Кирилла и его отрицательное отношение к «Окружному посланию» и вообще окружничеству.
Появление Белокриницкой церковной иерархии не было секретом для руководства Российской империи. По прямому указанию императора Николая I были предприняты всевозможные дипломатические усилия, чтобы пресечь на корню всякую возможность реализации этого проекта. Под этим давлением австрийские власти в 1847 году отправили первого старообрядческого митрополита Амвросия в ссылку.
Митрополичью кафедру Кирилл занял по соборному решению 4 января 1849 года, после удаления в ссылку митрополита Амвросия. В деяниях собора участвовали три старообрядческих архиерея: Кирилл, Онуфрий и Софроний. Епископ Аркадий, лично не присутствовавший, прислал письменное согласие на избрание преемника Амвросию. Письменное согласие изъявил и сам митрополит Амвросий.
После своего настолования митрополит Кирилл имел аудиенцию у нового австрийского императора Франца Иосифа I. Об этом имеется следующая запись в Ануфриевском «Памятнике» под 9 октября 1851 года:
«Сего числа вечером прибыл в Черновицы государь император Франц Иосиф I, а 10-го числа до полдень наш митрополит Кирилл с братиями являлся к нему в квартиру на личную аудиенцию, как и прочие знаменитые особы, для поздравления с благополучным приездом. Царь принимал веселым лицом, весьма радостно. И по изъявлении ему митрополитом многолетнего здравия и счастливого царствования, он, выслушав, отвечал всем: „Я Буковину сердечно люблю и вам желаю пребывать и в верноподданической любви под нашим покровительством всегда и в покое“» [3, с. 156].
Одновременно с этим митрополит Кирилл предпринимал настойчивые и последовательные действия по распространению Белокриницкой иерархии на территории Российской империи.
Критики утверждают, что Кирилл чрезмерно торопился с хиротониями, не уделял достаточного времени проверке кандидатов в священники и епископы, обучению и подготовке их к высокому служению. Однако они не понимают, насколько тяжелая ситуация сложилась вокруг Белокриницкой иерархии в середине XIX века. Молниеносные, жестокие и беспрецедентные по охвату репрессии со стороны российских властей могли привести к очередной утрате старообрядцами трехчинной иерархии.
Напомним, что среди них была отправка в ссылку митрополита Амвросия, повальные аресты приверженцев старообрядческой иерархии на территории самой России, передача ряда важнейших храмов, включая Никольский, что на Рогожском, единоверцам, опечатание алтарей оставшихся старообрядческими храмов Рогожского кладбища, принятие антистарообрядческого пакета экономических законов министра внутренних дел Д. Г. Бибикова (1792–1870). Всем процессом руководили специальные секретные противораскольничьи комитеты, сформированные в каждой губернии, и состоявшие из представителей синодального духовенства, губернских чиновников и полицейских. Председательствовали в этих чрезвычайных органах губернаторы и епархиальные архиереи. Все заставы, конные станции, порты и речные переправы были наводнены агентами полиции. В их задачу входило тщательное слежение за пассажиропотоком, вычисление и арест староверческих священнослужителей. Соглядатаи были направлены даже в старообрядческие храмы и моленные. Посещая службы, они следили за тем, чтобы в церквях не появлялись духовные лица.
Вот в таких условиях митрополиту Кириллу предстояло в самые краткие сроки наладить регулярные хиротонии клириков и, в первую очередь, епископов для служения на территории Российской империи.
Также надо отметить, что Кирилл действовал не в одиночестве. Первые советы по поставлению конкретных лиц во священники и епископы давал ему инок Павел (Великодворский), который являлся основным действующим лицом в учреждении Белокриницкой старообрядческой иерархии. Также нельзя сбрасывать со счетов, что большинство кандидатов во епископы и священники выдвигались от конкретных общин, поэтому и ответственность за их выдвижение несли сами общины.
3 января 1849 года митрополит Кирилл учредил Симбирскую кафедру и рукоположил первого епископа на Россию — Софрония (Жирова), дав ему поручение управлять всеми делами в стране до учреждения Московской Архиепископии. Софроний происходил из семьи крестьянина села Пурсовки Боровского уезда Калужской губернии. Впоследствии выяснилось, что кандидатура Софрония оказалась неудачной. Он оказался неуправляемым, самовластным человеком, и натворил много бед. Однако надо понимать, что никакой информации о кандидатах, присылаемых из России, у митрополита Кирилла не было, а выдерживать и проверять человека годами, как сейчас часто происходит в старообрядческих согласиях, по вышеуказанным причинам не было возможности.
3 февраля 1853 года духовным советом при участии митрополита Кирилла и инока Павла (Великодворского) была учреждена Владимирская Архиепископия — первая старообрядческая церковная область на территории Российской империи. В тот же день на эту кафедру митрополит Кирилл и епископ Онуфрий рукоположили также никому не известного выходца из беспоповцев Антония (Шутова). Митрополит Кирилл был знаком с Антонием (Шутовым) всего несколько месяцев, немногим больше времени его знал инок Павел (Великодворский). Антоний (Андрей Шутов) происходил из семьи, принадлежавшей господствующему исповеданию, затем некоторое время обитал в федосеевских монастырях, включая Преображенку и обитель в румынском селе Климоуцы, населенном липованами. Словом, никак не соответствовал стандартам «коренного поповца». Тем не менее, этот выбор оказался удачным. Впоследствии архиепископ Антоний сыграл ключевую роль в учреждении и развитии епархий Древлеправославной Церкви Христовой в России (будущая Русская Православная старообрядческая Церковь). В России им было учреждено 14 епархий, поставлено 6 епископов и более 50 священников. Митрополит Антоний также действовал в условиях жесточайших репрессий со стороны государства. За его поимку была объявлена награда в 12 тысяч рублей — сумма достаточная, чтобы построить целый городской квартал.
Так сложилось, что после обнародования в 1862 году «Окружного послания» митрополит Кирилл принял сторону его противников. 8 мая 1864 года митрополит Кирилл разорвал отношения с Московской Архиепископией и примкнул к противоокружникам. 24 июля того же года он единолично рукоположил на Московскую кафедру Антония (Климова) Гуслицкого. С этого момента противоокружники обрели собственную иерархию, которая сохранялась почти сто лет, до середины XX века. В современной белокриницкой литературе этот поступок осуждается.
Однако поставим себя на место митрополита Кирилла. В России возник раздор, вызванный публикацией «Окружного послания». Авторы «Послания» стали склоняться к присоединению к синодальной Церкви. Вскоре епископы Пафнутий (Овчинников), Онуфрий (Парусов) и ряд других известных клириков присоединились к господствующем исповеданию, согласившись сложить свой сан. Не было никакой гарантии, что и другие архиереи не последуют их примеру.
В то время главной задачей Кирилла было сохранение старообрядческой иерархии в России любой ценой.
Интересно, что в эти годы митрополит Кирилл проявил себя как достаточно смелый и решительный человек. Выше было указано, какие репрессивные меры приняли власти Российской империи в отношении Белокриницкой иерархии. Епископы и священники этого согласия находились на нелегальном положении, каждый день рискуя быть арестованными. Несмотря на это, в начале февраля 1863 года митрополит Кирилл прибыл в Москву для участия в назначении Московского архиепископа. 18 февраля вместе с другими старообрядческими архиереями подписал акт о вручении архиепископу Антонию общероссийского церковно-иерархического управления.
Факт приезда предстоятеля старообрядческой Церкви в столицу государства, объявившего его одним из главных врагов государства, имел ошеломляющий эффект.
Историк Н. М. Никольский пишет по этому поводу: «Приезд его не остался тайной для правительства, и дело грозило принять самый неблагоприятный оборот, вплоть до дипломатического конфликта с Австрией» [4, с. 335].
В конечном итоге митрополит Кирилл примирился с епископатом и духовенством Московской Архиепископии. 8 июня 1870 года митрополит Кирилл издал послание к епископам Российской области, в нем выразил раскаяние в том, что поддерживал противоокружников, и просил прощения за свои действия [2, с. 570-572]. Этим документом был окончательно прекращен раздор между Московской архиепископией и Белокриницкой митрополией.
Старообрядческий историк и апологет Ф. Е. Мельников так рассуждал о противоречивости личности митрополита Кирилла:
«Нужно заметить, что жребий не всегда бывает удачным, но его нельзя оспаривать, ибо он отдается на волю Божию. А она непостижима и таинственна, и ей нужно покоряться безусловно и с любовью. Так был принят и жребий Кирилла — с покорностью воле Божией. Строгой, трезвой, высоконравственной жизни, твердый ревнитель благочестия, ревностный иногда не по разуму, митрополит Кирилл имел слабый характер, легко поддающийся влиянию посторонних лиц» [3, с. 155].
Сохранились некоторые политические заявления митрополита Кирилла. В 1863 году попытку установить контакт с митрополитом предпринял сподвижник А. И. Герцена, В. И. Кельсиев, предложивший старообрядцам Австро-Венгрии сотрудничество с лондонскими революционерами для создания старообрядческой «самобытной цивилизации». После нескольких контактов с российской политической эмиграцией и изучения политических взглядов герценского кружка, отраженных в том числе и в изданиях «Вольной русской типографии» в Лондоне, представители Белокриницкой митрополии отказались от сотрудничества. В 1864 году митрополит Кирилл подписал архипастырское послание, в котором высказался о революционном движении и об отношении к власти:
«К сим же завещаю вам, возлюбленнии: всякое благоразумие и благопокорение покажите пред царем вашим, в чем не повреждается вера и благочестие, и от всех враг его и изменников удаляйтеся и бегайте, яко же от мятежных крамольников поляков, тако наипаче от злокозненных безбожников, гнездящихся в Лондоне» [1, л. 22-22 об.].
Дожил митрополит Кирилл до глубокой старости — 88 лет, управлял митрополичьим престолом 26 лет и скончался 2 декабря 1873 года. Погребение состоялось 7 декабря. Совершали его: наместник Афанасий, архиепископ Аркадий Васлуйский и Иринарх, архиепископ Славский, с несколькими архимандритами, игуменами и иереями.
Подведем некоторый итог церковного и общественно-политического портрета митрополита Кирилла (Тимофеева).
Первостепенной задачей своей деятельности и жизни он поставил утверждение и распространение Белокриницкой иерархии. В этом направлении он действовал стремительно и настойчиво, не взирая ни на какие внутри- и внешнецерковные обстоятельства. Кирилл активно взаимодействовал с местными и центральными властями Австро-Венгерской империи в целях поддержания и развития старообрядческого проекта. С другой стороны, он бросил прямой вызов властям Российской империи, рукополагая, вопреки всем государственным препонам, клириков, лично посещая Россию и сопредельные территории.
Действительно, не обладая должным образованием и административным опытом, он допустил известные ошибки. Однако большинство из них также были вынужденными. Их причинами были — критический недостаток времени и информации, сложности связей с Россией, отсутствие значимого научно-консультационного и административного аппарата в самой Белокриницкой митрополии.
Однако, окажись на его месте менее решительный и более осторожный человек, то, возможно, что распространение Белокриницкой иерархии серьезно замедлилось и столкнулось со сложностями и затруднениями иного характера.
Источники и литература:
[1] Архипастырское послание ко всем православным христианом, священным, иночествующим и мирским, всякаго звания и возраста, сущим в богохранимом государстве Всероссийском. Яссы, 1864.
[2] Грамота митр. Кирилла из Белой Криницы в Москву 8 июня 1870 г. // Старообрядец. Н. Новг., 1907. № 5.
[3] Мельников Ф.Е. Краткая история древлеправославной (старообрядческой) Церкви Барнаул: Изд-во БГПУ, 1999.
[4] Никольский Н. М. История русской церкви. М. 1983.
Комментариев пока нет