В последние годы активно ведется и развивается гуманитарный диалог между крупнейшими старообрядческими согласиями — РПСЦ и РДЦ. Среди возможных направлений сотрудничества — издательская деятельность. На встречах представителей этих согласий было заявлено, что необходим старообрядческий перевод Евангелия на русский язык для домашнего чтения. Мы попросили прокомментировать это работу руководителя Благотворительного фонда Григория Богослова и общественной организации «Сохраним жизнь вместе» Леонида Севастьянова.
На этой неделе одной из топовых новостей в Яндексе стало сообщение о конфликте в православном храме, произошедшем при крещении младенца. Эта ситуация даже стала предметом полицейского разбирательства — мать ребенка подала заявление в правоохранительные органы с требованием привлечь к ответственности священника, который своими действиями нанес ушибы ребенку. Это событие комментирует иерей Иоанн Севастьянов.
Евангелие на русском языке — одна из самых продаваемых книг в церковных лавках и книжных магазинах. Несмотря на то, что в среде старообрядцев издревле распространен главным образом славянский текст Евангелия, многие приобретают и русские переводы. О том, нужно ли старообрядцам иметь свой, именно старообрядческий перевод Евангелия, мы беседуем со специалистом по истории восточного христианства, публицистом, кандидатом исторических наук, доцентом и руководителем Ближневосточной секции Школы Востоковедения НИУ ВШЭ Алексеем Владимировичем Муравьёвым.
С 21 по 26 июля в г. Казани прошел духовно-просветительский форум «Живое наследие древлеправославной культуры», посвященный 440-летию явления Казанской иконы Божией Матери. Это событие открыло перед организаторами и участниками, гостями и зрителями разнообразие и потенциал культурных форм и практик современного старообрядчества, их преемственность с историческим наследием древней Руси.
В июле 2019 года в новгородских СМИ замелькали тревожные публикации: реставрация древнего храма Ильи Пророка на Славне прервана, подрядчик с объекта исчез, храм обесточен, перекрытия выломаны, в кладке выбоины — полный караул… Портал «Хранители Наследия» рассказывает о приключениях новгородского храма XII–XV веков в тенетах российской тендерной системы.
Сайт «Русская вера» начинает серию репортажей о старинных русских городах, чьи топонимы вписаны в историю первых веков существования нашего государства и которые поныне являются известными и посещаемыми историко-культурными центрами. Также мы постараемся рассказать о реликвиях и святынях, находящихся в этих городах. Первый наш репортаж из старинного Юрьева-Польского.
В прошлом году вышла в свет книга художника, а с недавних пор детского писателя П.Г. Варунина «Славка и страна Древлесловия. Азбука-сказка» (Тарту, 2018). На 192-х страницах книга позволяет познакомиться в увлекательной форме с буквами старославянского языка. Представляем рецензию на книгу нашего постоянного автора
Откуда были заимствованы многие свадебные обряды? Как проходили царские свадьбы? Почему даже великий князь Российский не дозволял женихам видеть своих дочерей прежде заключения сватовства? С каких пор жених получил возможность видеть невесту до сговора? Какова была частота и практика разводов на Руси? Обо всем этом читайте в описании историка Г. П. Успенского.
Существовало ли затворничество женщин среди быта простого русского населения Древней Руси? Какое место занимала женщина в обществе согласно своду правил «Домострой»? Каково своеобразие русского женского характера? Что означает образ злой, вообще греховной жены, вышедший из византийской литературы? Какие обязанности налагались на мужа? Что известно о нравственных пороках, распространенных среди женщин прошедшей эпохи? Что представлял из себя домашний монастырь? Допускалась ли для женщин активность в церковной жизни? Об этом и многом другом читайте в исследовании А. Шишкина.
В каком положении на Руси был женский пол? Почему женщины выходили к столу и показывались только самым знатным и уважаемым гостям? Что представлял собой обряд целования девушек почетными гостями? Какими были свадебные обряды до принятия христианства? Об этом читайте в описании историка Г.П. Успенского.
Сайт «Русская вера» начинает серию публикаций, посвященных символам, связанным с историей русского народа, его обычаями и традициями. Сегодня мы представляем материал, посвященный одному из главных символов власти — царскому трону.
Старообрядцы знают: строить храмы затратно и финансово, и физически, но в то же время очень перспективно с духовной точки зрения. Несмотря на это, возведение новых церквей в России идет не так просто и не в тех масштабах, как бы того хотелось. Но никакие препятствия никогда не останавливают верующих. «Русская вера» собрала мнения тех, кто уже возвел свой храм или движется по пути его строительства — их опыт может оказаться ценным для тех, кто тоже планирует пойти по этому подвижническому пути.
15 октября 2018 года Священный синод Русской Православной Церкви принял решение о разрыве евхаристического общения с Константинопольской Православной Церковью. Это событие поставило сразу ряд важных мировоззренческих вопросов в российском обществе. А так ли авторитетны греки в вопросах церковного канонического права? Почему их вмешательство в церковную жизнь на Руси приводит к нестроениям и расколам? Нужно ли отказаться от грекоцентризма и грекопоклонства и возрождать свою церковную и культурную парадигму?
Рожество честнаго и славнаго пророка и Предотечи, Крестителя Господня, Иоанна — так полностью в старообрядческой традиции называется праздник, установленный в честь рождения сына у праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предотечей). Относится к великим праздникам и ежегодно празднуется 7 июля (24 июня по старому стилю).
В наши дни многим согражданам, жителям России, не говоря уже об иностранцах, совершенно неясна разница между старообрядчеством и новообрядчеством. Кто-то считает, что церковный раскол произошел исключительно из-за погрешностей старых книг и обрядов и излишней приверженности простого народа к ним. Другие полагают, что разделение между старообрядцами и новообрядцами обусловлено различиями культурно-исторической традиции. Третьи высказывают мнение, что церковный раскол был вызван социально-политическими причинами и стал неизбежным в ходе модернизации нашей страны в конце XVII — начале XVIII века. Во всём этом нам поможет разобраться статья Г. С. Чистякова «Чем старая вера отличается от новой».
Какие браки венчает старообрядческая Церковь? Что говорится о запрете близкородственных браков в Священном Писании и Предании? В какой степени родства находятся муж и жена? До какого поколения запрещены церковные браки между кровными, двухродными и духовными (то есть через Таинство Крещения) родственниками? Имеет ли законную силу брак, состоявшийся в нарушение канонов? Обо всем этом читайте в максимально полном материале.
Выговские обители были известны строгостью своих иноческих уставов и ревностным отношением к древлеправославным традициям. Однако среди насельников скитов все же находились желающие заключить брак. Почему такие браки заключались в новообрядческих храмах и насколько эта практика была распространена у поморцев, обсуждалось на конференции «Федор Антонович Каликин и его коллекции».
Сведения о расселении, социальном составе, мировоззрении старообрядчества в начале его возникновения, а также история появления основных старообрядческих согласий — в статье Кирилла Михайлова.
Для укрепления канонического строя и христианского благочестия Русская Церковь регулярно проводила Освященные Соборы, на которых решались различные вопросы, касающиеся самых различных аспектов церковной и общественной жизни. В настоящей статье проводится анализ деяний одного из самых значимых церковных соборов на Руси — Стоглавого Собора 1551 г., выявление культурно-исторических условий его проведения. В исследовании подчеркивается важность факта сохранения живого экклесиологического статуса соборных деяний 1551 года в современном старообрядчестве, а также обозначение проблемы утраты канонической актуальности Стоглава в современной жизни РПЦ МП.
Историю старообрядчества несправедливо начинают с церковной реформы XVII века. Принято считать, что реформа и есть момент основания некой «церкви старообрядцев», вставших в оппозицию государству и обществу, замкнувшихся в себе и не пускающих никого в свой консервативный мир. Однако тому, кто хоть немного знаком с историей, культурой и жизненными принципами старообрядчества, ясно, что большинство расхожих мнений о старообрядчестве — ошибочные.
На прошедшей в Москве 16-17 мая 2019 года IV Международной научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе» с докладом выступила культуролог, член СЖР Марина Волоскова, которая рассказала об историко-бытовой повести В.И. Иголкина «Ржевитянка». В этом произведении представлена не мифологизированная жизнь старообрядцев Ржева накануне революции, а настоящая, то есть с поминками, свадьбами, «гулянками», катанием на коньках, повседневной работой.
Старообрядческая община Древлеправославной Поморской Церкви города Печоры Республики Коми вот уже несколько лет строит молельный дом во имя Всех святых. Возводят Божий дом печорские поморцы в городе, история возникновения которого связана с исправительно-трудовыми лагерями и спецпоселками. А многие предки нынешних печорских старообрядцев прошли сеть сталинских лагерей. Очень важно, чтобы и на многострадальной Печорской земле звучала о них молитва. Но в настоящее время работы по строительству молельного дома из-за нехватки средств продвигаются очень медленно. Требуется еще вложить как минимум 400 тысяч рублей, прежде чем старообрядческий молельный дом откроет свои двери для прихожан.
Калужская область издревле являлась центром старообрядчества, в былые времена на ее территории располагался не один десяток общин староверов. С этим регионом неразрывно связаны имена протопопа Аввакума, канонизированного РПсЦ, и его сподвижницы боярыни Морозовой. Кроме того, в октябре следующего года в Боровске пройдет Международный старообрядческий форум, посвященный 400-летию со дня рождения Аввакума. Об истории РПсЦ, о том, как церковь живет сегодня, о взаимодействии с РПЦ рассказывает заведующий архивом Московской митрополии, кандидат филологических наук, автор монографии «Старообрядчество Калужского края» Виктор Вячеславович Боченков.
13 июня 2019 г. в церкви св. Николы Чудотворца в Москве Музейно-библиотечно-архивным отделом Митрополии РПсЦ было устроено представление новых книг, подготовленных к изданию сотрудником митрополии В.В. Боченковым. В этом году была издана его книга «Старообрядчество советской эпохи. Епископы Русской Православной старообрядческой Церкви (1918-1991 гг.)», а также был подготовлен 9-й выпуск сборника «Во время оно… История старообрядчества в свидетельствах и документах».
В деревне староверов Медвежская Печорского района Республики Коми, на берегу реки Печоры, возвышается обелиск в память о погибших на фронтах Великой Отечественной войны героях. На памятнике, открытие которого состоялось в 1985 году, высечены имена 12 человек. Время неумолимо, и с каждым годом все меньше остается в Медвежской жителей, которые могли что-либо рассказать о ветеранах своей малой родины. Восстановлением сведений о них занялась заведующая Медвежского общественного музея «История старообрядческой деревни» Вера Копытова.