26 января 2020 года в одном из залов московского храма Христа Спасителя в рамках проводимых РПЦ XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений состоялась очередная конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Из года в год эти конференции собирают все больше участников, что свидетельствует о наличии среди какой-то части верующих РПЦ устойчивого и возрастающего интереса к дониконовскому богослужению, древнерусскому благочестию.
Неделя о мытаре и фарисее — это первое из четырёх воскресений, с которого начинается подготовка к Великому посту. Впереди неделя о блудном сыне, неделя Мясопустная, неделя Сыропустная (Масленица). Именно в неделю о мытаре и фарисее в Богослужении начинается использование Постной Триоди. Также эта неделя посвящена известной евангельской притче о мытаре и фарисее. Об этой притче сегодня размышляет священник РПСЦ иерей Глеб Бобков.
Чешский фотограф Мартин Вагнер ездит в Сибирь вот уже более 20 лет. Этот край очаровал его и раз и навсегда повлиял на его жизнь. Недавно он выпустил книгу фотографий о Сибири, которая является его субъективным взглядом на Россию, причем немалая ее часть посвящена старообрядцам. Мартин ищет подлинную жизнь, которая исчезает, и старается ее сфотографировать, пока она еще существует.
Сегодня мы публикуем главу из книги «Краткая история старообрядческой Церкви», написанную известным старообрядческим писателем, начетчиком и апологетом Ф.Е. Мельниковым, посвященную царствованию Николая I и его отношению к старообрядчеству.
В статье кратко рассматриваются общины новоторжских старообрядцев и их молитвенные дома в первой половине XIX века. В указанный период в Торжке и уезде проживали как беспоповцы, так и староверы поповского согласия. Местные старообрядцы в условиях гонений пытались сохранить свою веру и отстоять возможность совершать богослужения в своих моленных.
Ответ Древлеправославного Патриарха Московского и всея Руси Александра (Калинина, г. Москва) Предстоятелю Старообрядческой Белокриницкой Митрополии Древлеправославных христиан Митрополиту Леонтию (Изоту, г. Браила).
Сегодня мы публикуем уникальный репортаж с четвертого дня Освященного Собора старообрядческой Архиепископии (ныне РПсЦ) 1911 года, подготовленный известным церковным журналистом и начетчиком Никифором Зениным. Сокращая репортаж, представляем дискуссию о неканонических обычаях, в том числе заимствованных в инославной среде и встречающихся в деятельности старообрядческих священников. Другие вопросы, поднимавшиеся в этот день, такие как дискуссия о допустимости женщинам петь на клиросе и вопросы брадобрития, не представляют для современных читателей большой актуальности.
Письмо Митрополита Леонтия, Первоиерарха Древлеправославной Старообрядческой Церкви Белокриницкой иерархии, Предстоятелю Русской Древлеправославной Церкви Патриарху Александру, от 3 октября 2019 года.
Письмо Митрополита Корнилия, Московского и всея Руси, митрополиту Леонтию, архиепископу Белокриницкому и Бухарестскому и всех древлеправославных христиан Митрополиту, от 19 сентября 2019 года. О каноническом достоинстве Древлеправославной Архиепископии.
Постановления Совета Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви, состоявшегося в Москве 28–29 января 2020 года в Доме причта на Рогожском под председательством митрополита Корнилия.
14 января 2020 г. в Москве, в Доме причта Митрополии РПсЦ, состоялось очередное заседание рабочей группы по координации межстарообрядческого сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством. Публикуем протокол собрания.
М. Ломоносов с юных лет был близок к старообрядческой среде, общался с представителями Выговской пустыни. Современному поколению великий деятель науки и культуры почти неизвестен и даже не прочитан, как следует. Анализ биографии Ломоносова, его открытий и заблуждений, помогает нам разобраться в самих себе, понять истоки происхождения науки.
Современная Уральская епархия РПсЦ, включающая в себя Свердловскую, Челябинскую, Оренбургскую, Курганскую области, а также Пермский край и Республику Башкортостан, всего несколько десятилетий является столь масштабной административной единицей в структуре Старообрядческой Церкви. А как обстояло дело в дореволюционный период? Об этом исследовательская статья Максима Гусева.
Исследователям старообрядчества хорошо известны «противораскольничьи» мифы, зародившиеся и пустившие мощные корни в официальной среде. Примечательно, что эти легенды бытовали и приводились как неоспоримые факты на протяжении XIX столетия на самом высоком законодательном уровне. К сожалению, корни мифов настолько мощны, что легенды эти живут в умах людей до сих пор. Цель данной статьи — на конкретном примере рассмотреть процесс создания «антистарообрядческих» лжеисторий.
В наши дни популяризация древнерусских церковных обычаев остается уделом главным образом энтузиастов, которые не только исследуют исторические источники, но и применяют полученные знания на практике, реконструируя древние облачения. Одним из таких деятелей является о. Григорий Мусохранов — священник РПЦ, который сегодня отвечает на наши вопросы.
Настоятель храма Русской Православной Церкви преподобного Феодора Студита у Никитских ворот, протоиерей Всеволод Чаплин, скоропостижно скончался 26 января 2020 года. На страницах нашего сайта мы не раз публиковали яркие высказывания этого церковного и общественного деятеля, хотя далеко не всегда соглашались с ними. Сегодня, в дни начавшейся конституционной реформы, мы публикуем ставшее актуальным интервью с о. Всеволодом, посвященное Учредительному собранию и урокам 1993 года. Также он призывает не бояться диалога с католической церковью, находит возможным использовать опыт старообрядчества и Поместного Собора 1917-1918 годов в развитии подлинной соборности и нового прорыва в развитии русской цивилизации.
В наше время вопрос о частоте и практике причащения волнует очень многих и является весьма спорным. По сложившейся традиции, взрослые старообрядцы приступают к принятию Святых Таин в периоды многодневных постов, то есть максимум 4 раза в год. Однако Апостольские и Соборные правила четко указывают об осуждении непричащающихся: если человек пропустил три воскресных Литургии, то он отлучался от Церкви. Комментирует иерей Глеб Бобков.
Сегодня мы вновь переносимся на сто лет назад и публикуем репортаж с третьего дня Освященного Собора старообрядческой Архиепископии (ныне РПсЦ) 1911 года, подготовленный известным церковным журналистом и начетчиком Никифором Зениным для журнала «Старообрядческая мысль».
Признание неканонической религиозной структуры Украины (ПЦУ) рядом лидеров грекоязычных Церквей наметило линию водораздела в православном мире. Между тем это уже не первое в истории противостояние греческого и славянского православия. Свою оценку происходящим процессам в интервью «Интерфакс-Религия» дал глава Всемирного союза староверов Леонид Севастьянов.
Святой Ипполит Римский (около 170 — около 235 гг.) — мученик, один из самых выдающихся христианских писателей своего времени, автор многочисленных литургико-канонических, догматических, полемических, исторических трудов, последний по времени римский христианский автор, писавший по-гречески. Представляем его «Слово на Богоявление».
В последние годы все более популярным становится купание на Крещение. Складываются уже традиции такого купания, которые выдаются за обычаи русского народа. Староверы в отношении ныряния в прорубь на Крещение всегда занимали неизменную позицию: погружение в воду на Крещение не имеет никакого отношения к великому празднику, не очищает человека от грехов и является своего рода шоу, не имеющим никакого духовного значения. О Крещении как о празднике, о таинстве рассказывает председатель Центрального совета Древлеправославной Поморский церкви Латвии о. Алексий Жилко.
Сегодня мы вновь переносимся на сто лет назад и публикуем репортаж со второго дня Освященного Собора старообрядческой Архиепископии (ныне РПсЦ) 1911 года, подготовленный известным церковным журналистом и начетчиком Никифором Зениным для журнала «Старообрядческая мысль».
Редакция сайта «Русская вера» продолжает публикацию материалов, посвященных соборности и другим формам консервативной демократии в русском старообрядчестве. На этот раз мы переносимся на сто лет назад и публикуем уникальный репортаж с Освященного Собора старообрядческой Архиепископии (ныне РПсЦ) 1911 года, подготовленный известным церковным журналистом и начетчиком Никифором Зениным для журнала «Старообрядческая мысль».
12 января (30 декабря ст. ст.) совершается память святителя Макария, митрополита Московского. При нем были созваны два Собора: 1547 и 1549 гг., которые имели огромное значение для жизни церкви и вошли в историю под названием «Макарьевских». В 1551 году под руководством святителя состоялся Стоглавый собор, подтвердивший, в том числе, святость двуперстия. Также митрополитом Макарием были составлены Великие Четьи-Минеи.
Какие забавы и увеселения были приняты у наших предков? Чем отличался досуг мужчины и женщины на Руси? Об этом читайте в описании историка и географа Г. П. Успенского из книги «Опыт повествования о древностях Российских».