16 марта 2017 года в Московском старообрядческом духовном училище состоялась научно-практическая конференция «Актуальные проблемы старообрядчества». В конференции приняли участие ученые, преподаватели и студенты Московского старообрядческого духовного училища. Прозвучали доклады на тему психологических аспектов знаменного распева, старообрядческого начетничества и духовной секуляризации в Российской империи.
Большой интерес читателей вызвала статья настоятеля Покровской общины г. Ростова-на-Дону иерея Иоанна Севастьянова «Не ставят светильник под спудом», посвященная возможности присутствия инославных на службе в старообрядческих (белокриницкого согласия) храмах. Эта статья особенно интересна тем, что в ней перечисляются многочисленные исторические примеры присутствия лиц разных вероисповеданий на старообрядческом Богослужении. Свой отклик, критический разбор этой публикации прислал прихожанин Рогожской старообрядческой общины, член Рогожской казачьей станицы Даниил Добыш.
16 марта 2017 года состоялась встреча президента РФ В.В. Путина с предстоятелем Русской Православной старообрядческой Церкви митрополитом Корнилием (Титовым). Сегодня об этом событии высказываются член комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством Л.М. Севастьянов и руководитель Центра стратегических исследований религии и политики современного мира М.Л. Шевченко.
19 марта (по новому стилю) Церковью празднуется явление иконы Пресвятой Богородицы «Умягчение злых сердец». Но все ли мы знаем об этой иконе? И почему существует две разные иконографии с одним и тем же названием? Наш автор Юлия Маслова поможет нам разобраться, в чем же тут дело.
В эти дни проходит юбилей февральской революции 1917 года. 15 марта 1917 года (по новому стилю) произошло одно из ключевых её событий и истории России XX века в целом: русский Император и верховный главнокомандующий Николай II вынужден был подписать отречение от престола. Свой комментарий на это событие дал старообрядческий историк и филолог Михаил Александрович Дзюбенко.
Не так давно на Рогожском состоялась встреча московских старообрядцев белокриницкого согласия, на которой обсуждались актуальные вопросы и проблемы современного старообрядчества. Сегодня на страницах нашего сайта об этих проблемах размышляет заслуженный художник России, член-корреспондент Академии художеств России Олег Молчанов.
Южная Эстония славится своей природой, так напоминающей Россию. Именно сюда, на живописные берега Чудского озера, от преследований российских властей в конце XVII века бежали русские староверы. Они разбили несколько деревень, где и по сей день сохраняют свои традиции и культуру и называют себя эстонской достопримечательностью.
26 января 2017 года в рамках XXV Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в храме Христа Спасителя, состоялась конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви: прошлое и настоящее». Григорьева Вероника Юрьевна — кандидат искусствоведения, доцент Свято-Тихоновского гуманитарного университета, головщик Покровского храма в Рубцове, выступила с докладом «Песнопения Божественной Литургии наонной редакции: проблемы прочтения древнерусских источников и пути их адаптации для современных богослужебных хоров».
Сегодня в старообрядческих согласиях действует Богослужебный устав Иерусалимского монастыря — один из самых строгих уставов, который стал использоваться на Руси в 15–16 веках. Согласно этому уставу в великий Пост христианам необходимо воздерживаться даже от масла кроме суббот, воскресных дней и дней празднуемых святых, когда по уставу разрешается пища с маслом. Однако всем известно, сколь непросто людям, занятым в динамичных профессиях, находящихся в командировках или по другим причинам не имеющих возможностей заниматься приготовлением пищи на дому, организовать стабильное постное питание. Сегодня представители популярных в России сетей общепита «Теремок» и «IL Патио» рассказывают нам о том, предусмотрены ли в их меню блюда постного стола.
Согласно старообрядческой традиции, в Великий пост считается обязательным посетить своего духовного отца и совершить Таинство исповеди. В старообрядческих согласиях, приемлющих священство, также принято после исповеди приобщиться Святых Тайн (Тела и Крови Христовой). Безпоповские же старообрядческие согласия убеждены в том, что после раскола XVII века прервалась благодать священства и воцарился духовный антихрист, поэтому они обосновали учение о духовном причащении.