18 мая 2021 года в храме Христа Спасителя в Москве, в рамках XXIХ Международных образовательных чтений, прошла очередная конференция «Старый обряд в жизни Русской Православной Церкви — прошлое и настоящее».
Надо отметить, что, в связи с ограничениями на общественные мероприятия из-за эпидемии COVID-19, действующими в январе 2021 года, Международные Рождественские образовательные чтения в этом году были перенесены с января на период с 16 по 19 мая.
К слову, эпидемия по-прежнему дает о себе знать. Так, по неофициальной информации, полученной от участников конференции, заболел COVID-19 и находится в больнице многолетний куратор и организатор встреч единоверцев, настоятель Покровского храма в Рубцове о. Иоанн Миролюбов.
Как и в прошлые годы, председателем конференции был митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов), ему помогал протоиерей Евгений Саранча, клирик единоверческого храма в с. Михайловская слобода Московской области.
В начале конференции митрополит Георгий отметил, что нынешняя эпидемия еще раз показывает, какими зыбкими оказываются перед Божьим промыслом все человеческие намерения и планы.
Надо отметить, что в этом году на конференции присутствовало заметно меньше участников, чем прежде. Трудно сказать, чем это вызвано — болезнью организатора о. Иоанна Миролюбова, переносом сроков конференции, сложной эпидемической обстановкой или какими-то другими обстоятельствами. Прозвучало всего шесть докладов вместо восьми запланированных. Но при этом прочитанные на конференции доклады были очень содержательными и были восприняты с большим интересом.
Первые три доклада, то есть половина от их общего числа, были посвящены истории развития и изменения некоторых древнерусских богослужебных чинов и молитвенных последований. Докладчики являются видными современными специалистами по истории древнерусского богослужения и регулярно выступают на единоверческих конференциях. Причем для современного единоверия эти вопросы имеют не только теоретическое, но и практическое значение, так как некоторые общины не довольствуются повторением богослужебной практики современных старообрядческих согласий, а стремятся по древним рукописям восстановить средневековые богослужебные обычаи и чины. Во время прослушивания этих докладов становится очевидной несостоятельность наивных представлений некоторых старообрядцев, согласно которым в Древней Руси до реформ патриарха Никона богослужебные чины сохранялись неизменными. Исследования говорят, что на протяжении веков и в Византии, и на Руси богослужебные чины и обряды изменялись, появлялось что-то новое, что-то уходило. В разных местах этот процесс шел с разной скоростью, поэтому в рукописных богослужебных книгах не было единообразия, и до реформ середины XVII века в этом не видели какой-то проблемы.
Несогласие с правкой богослужебных книг при патриархе Никоне и с измененным обрядом стало лишь внешним, видимым проявлением неприятия каких-то церковных изменений, которые, по мнению старообрядцев, затрагивали саму суть веры. Из этого также следует наивность распространенного среди единоверцев представления, что единства со старообрядцами можно достичь только на основе дониконовского церковного обряда.
Первый доклад Глеба Борисовича Печенкина, головщика Покровского храма в Рубцове и руководителя Общества древнерусского пения, был посвящен Великому входу на литургии Преждеосвященных даров во время пения Херувимской песни «Ныне силы небесныя…» Чтобы присутствующие лучше поняли, о какой Херувимской идет речь, докладчик вместе с В. Ю. Григорьевой пропели ее начало в поморской наонной традиции. При совершении Великого входа на преждеосвященной литургии возникают вопросы, вызванные тем, что существуют расхождения между средневековыми рукописями, уставными указаниями, современной практикой старообрядцев и новообрядцев.
В современной старообрядческой традиции, закрепленной в изданных в начале XX века певческих книгах Калашникова, пение Херувимской прерывается для совершения трех возгласов — «Всех вас да помянет Господь Бог…» перед словами «Верою и со страхом…» В средневековых рукописях указания на перерыв в пении нет, а пометы в некоторых рукописях, которые, предположительно, могут обозначать такой перерыв, размещены по-разному, нет единообразия. По мнению докладчика, следует ориентироваться на современную практику старообрядцев, хотя, возможно, современная новообрядная практика, когда возгласы на великопостной Херувимской совершаются без перерыва пения, соответствует более древней традиции.
Доклад Вероники Юрьевны Григорьевой, головщицы Покровского храма в Рубцове и доцента Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, был посвящен особенностям чина погребения плащаницы в Великую субботу.
Этот чин на Руси складывался постепенно, в течение нескольких веков. До середины XV века на утренней Великой субботы ставилась икона «Положение во гроб Христа», с середины XV века встречаются указания о целовании иконы во время пения стихеры «Приидите ублажим Иосифа…» С XVI века в некоторых местах вместо иконы стали использовать шитый воздух (покров) с Евангелия, к началу XVII века появилась привычная ныне шитая плащаница. При этом к середине XVII века чин выноса плащаницы не был единообразным, сосуществовали две традиции. Обе упоминаются в различных дониконовских памятниках. В «Оке церковном» 1641 года издания также упомянуты обе традиции, вследствие чего дважды указывается пение стихеры «Придите ублажим Иосифа…» Согласно монастырской традиции, на утрени Великой субботы посреди храма на аналой клали икону «Положение во гроб». Крестного хода вокруг храма с ней не было, икону целовали после отпуста утрени. Эта традиция, в варианте молитвы без священника, существовала в Выговской пустыни, вследствие ее авторитета воспринята всем беспоповским согласием, и, впоследствии, в XX веке была подтверждена издаваемыми беспоповцами церковными календарями.
Согласно практике городских соборов в середине XVII века, соборной традиции, на утрени Великой субботы выносилась плащаница, с ней совершался крестный ход вокруг храма, а затем, перед чтением Паремии, Апостола и Евангелия начиналось целование плащаницы.
В старообрядчестве эта традиция была сохранена поповцами и впоследствии зафиксирована в «Уставе» епископа Арсения Уральского.
Существующий же у поповцев вынос плащаницы в храм перед началом вечерни под Великую субботу, вероятно, принесен беглым духовенством в XIX веке и заимствован из новообрядческой практики.
Иерей Михаил Желтов, доцент Московской духовной академии, свое выступление посвятил истории чина погребения в Русской Церкви.
Из его сообщения следовало, что чин монашеского погребения имеет «средневизантийское» происхождение. Русские рукописи с чинами погребения сохранились от XIV века и далее (болгарские сохранились древнее, а греческие и подавно). Чин мирского, возможно, погребения был составлен русскими книжниками. Этот чин в ходе никоновской справы подвергся коренной и очень неудачной переделке. В дониконовском чине погребения мирян смысловым центром являются погребальные стихеры преподобного Иоанна Дамаскина, с которыми, по преданию, связано чудесное откровение Богородицы.
После никоновской справы смысловым центром чина погребения стал взятый из Октая субботний канон 6-го гласа, не связанный со священнодействием погребения. Стихеры Иоанна Дамаскина приводятся, но в сильном сокращении, по одной от каждого гласа.
В конце доклада о. Михаил Желтов высказал мнение, что необходимо вернуться к наполненному глубоким смыслом дониконовскому варианту чина погребения мирян. Это тем более важно, что многие люди посещают церковь только во время погребения родных или знакомых.
На это предложение председатель конференции, митрополит Георгий, отреагировал достаточно резко. «Надо ли менять сложившиеся чины? Не будет ли смущения, как это было в XVII веке?» — вопрошал он. О. Михаил ответил, что обсуждение этого вопроса будет только в кругах священства. Успокоившись, митрополит Георгий согласился с этим. Кроме того, он признал, что, в отличие от XVII века, большинство прихожан очень слабо знает богослужение, полностью доверясь в этих вопросах священникам. Поэтому, даже если в РПЦ изменить чин отпевания, из мирян этого почти никто не заметит.
Очень интересный историко-краеведческий доклад Владимира Вячеславовича Басенкова был посвящен единоверческому приходу г. Симбирска, ныне Ульяновска.
Приход возник в 1850 году, после присоединения к господствующей церкви большой беспоповской общины спасовцев. Единоверческая община имела своего священника и существовала до 20-х годов XX века, когда храм был закрыт и потом снесен, а прихожане рассеялись. Поэтому когда девять лет назад в Ульяновске группа энтузиастов, любителей древнерусской культуры, пения, уставного богослужения возродила в Симбирской митрополии единоверческий приход, живой преемственности с приходом дореволюционным не было. Тем не менее единоверческий приход в Ульяновске созидается, окормляясь единоверческими священниками из других регионов, и поддерживает связи с другими единоверческими общинами России.
Протоиерей Евгений Саранча, клирик Михаило-Архангельского единоверческого храма в с. Михайловская слобода, провел презентацию подготовленной приходом единоверческого храма Михайловской слободы книги о служении в их приходе с 1991 по 2019 годы правящего архиерея Московской областной епархии митрополита Ювеналия (Пояркова). Книга издана в 2020 году к 85-летию со дня рождения и 50-летию хиротонии митрополита Ювеналия, однако ограничения на общественные мероприятия, в связи с эпидемией COVID-19, помешали провести презентацию в намеченный срок.
13 апреля 2021 года решением Священного Синода РПЦ Московская областная епархия была разделена на пять епархий, а на следующий день митрополит Ювеналий подал в отставку. Книга о митрополите Ювеналии из юбилейной превратилась в историческую.
О. Евгений Саранча напомнил, что возрождение Михаило-Архангельского единоверческого храма в с. Михайловская слобода в новейшее время происходило при активном участии митрополита Ювеналия. Именно по его благословению в возвращенном властями храме был создан единоверческий приход, он освящал в храме престолы, совершал хиротонии единоверческих клириков, участвовал в храмовых торжествах и юбилейных мероприятиях. Митрополит Ювеналий происходил из старообрядцев, знал и любил дониконовское богослужение. Именно благодаря его помощи и заботе, единоверческий храм в Михайловской слободе стал ведущим храмом современного единоверия.
В своем выступлении о. Евгений Саранча сравнил митрополита Ювеналия с другими видными иерархами новообрядческой церкви, московскими митрополитами XIX века, сыгравшими важную роль в становлении единоверия — митрополитами Платоном (Левшиным), Августином (Виноградским), Серафимом (Глаголевским), Филаретом (Дроздовым).
Последним был доклад Валентина Александровича Голубева, магистранта исторического факультета МГУ им. Ломоносова, «На границе обрядов». Доклад носил культурологический характер и в нем рассматривалось широкое бытование в XVIII и XIX веках среди купцов, мещан и крестьян, не являющихся ни старообрядцами, ни единоверцами, каких-то элементов старообрядческой обрядности. Особенно это было характерно для губерний с большим старообрядческим населением.
По завершении последнего доклада митрополит Георгий поблагодарил участников, и конференция завершила работу.
Надо отметить, что если в XIX веке старообрядцы становились единоверцами под давлением властей, из-за невозможности законного существования своих религиозных общин, то теперь большинство единоверцев — это энтузиасты-любители дониконовского благочестия, обычно не имеющие старообрядческих корней.
По идее, это движение могло бы стать той малой закваской, которая квасит все тесто (1 Кор. 5:6), стать началом возвращения РПЦ к дониконовскому православию. Такое развитие событий могло бы только приветствоваться старообрядцами. Но в действительности такое вряд ли возможно.
Несмотря на ограниченное число участников, прошедшая конференция показала, какое место отведено современному единоверию в РПЦ. Это малочисленные общины энтузиастов единоверия, которым дозволяется проводить исследования по истории богослужения, единоверия, краеведения. Попытки выйти за эти рамки не находят понимания со стороны священноначалия.
Характерна отрицательная реакция председателя конференции, митрополита Георгия (Данилова) на предложение о возвращении каких-то элементов дониконовского благочестия в практику всей РПЦ.
Кроме того, уход на покой благоволившего единоверцам митрополита Ювеналия (Пояркова) выявил еще одну проблему — зависимость единоверческих приходов от отношения конкретного архиерея к дониконовскому благочестию. У разных иерархов это отношение бывает разным, вплоть до полного неприятия. В некоторых епархиях архиереи меняются часто, чуть ли не ежегодно. Все это препятствует выработке какого-то последовательного, единого отношения к единоверию и единоверческим приходам.
Автор: Алексей Васильевич Шишкин
SergeyXpamob вчера
Если частные дела (медицинские) организатора одной конференции имеют значение, давайте тогда сообщать о резонансных частных делах участников всех остальных событий
Откройте ещё одну соответствующую тему и сообщайте.
Кто мешает?
Я не очень понял, каким образом я исполнил вместе с В. Ю. Григорьевой «Ныне силы Небесныя…», да ещё в поморской традиции?
Мой доклад можно посмотреть в видеоверсии здесь: https://youtu.be/qSe0xnjRRZE
SergeyXpamob:
давайте тогда, расскажите уж о приключениях Кожурина,
А что, Кожурин также был участником конференции?
Он выступал на днях на другой, более помпезной конференции — в Доме Пашкова.
SergeyXpamob 39 минут назад
Он выступал на днях на другой, более помпезной конференции — в Доме Пашкова.т
И при чём тут тогда ваше конференция?
Если частные дела (медицинские) организатора одной конференции имеют значение, давайте тогда сообщать о резонансных частных делах участников всех остальных событий
кажется тут совсем недавно было насколько заметок о такой же болезни еп. РПСЦ Евфимия, и в прошлом году встречались подобные материалы. А теперь, что какие то «священные коровы» появились?
Насколько корректно с точки зрения редакции раскрывать медицинскую тайну, сообщая публике о предполагаемом диагнозе священника? может быть, он не хочет, чтобы об этом люди узнавали из СМИ? давайте тогда, расскажите уж о приключениях Кожурина, это ведь тоже уже не секрет, а для читателей сайта РВ это действительно (в отличие от медицинских гипотез) важная информация, ведь книгами этого автора заполнены старообрядческие и единоверческие лавки
А вот официальная информация почему то гласит, что о. Иоанн являлся куратором этой встречи и зачитал доклад. http://www.patriarchia.ru/db/text/5810859.html
Информация ошибочная. На конференции о. Иоанн не присутствовал по болезни.