В следующем, 2025, году исполняется 350 лет со дня преставления преподобномученицы Феодоры, боярыни Морозовой. Старообрядческие согласия собираются торжественно отметить эту дату.
Боярыня Феодосия Морозова родилась в Москве 21 мая 1632 г. в семье окольничего Прокопия Федоровича Соковнина, родственника Марии Ильиничны Милославской, первой жены царя Алексея Михайловича. Семнадцати лет она была выдана замуж за боярина Глеба Ивановича Морозова. В 1650 г. у Феодосии родился сын Иван. Борис Морозов умер бездетным в 1652-ом году, и его богатейшие вотчины наследовал младший брат, Глеб Морозов, который и сам был достаточно зажиточным человеком (2110 дворов по росписи 1653 г.). Почти одновременно с Борисом скончался и Глеб Иванович, и единственным владельцем этого громадного состояния оказался отрок Иван Глебович, а на деле его мать — Феодосия Прокопьевна Морозова.
С началом церковной реформы патриарха Никона и царя Алексея Михайловича боярыня Морозова осталась верна старой вере.
По возвращении в 1664 году из Сибирской ссылки, протопоп Аввакум нашел гостеприимный приют в доме Морозовой, там же скрывались и другие, гонимые приверженцы старого благочестия, в том числе инокини. Феодосия и сама желала приобщиться к иноческому чину. В конце декабря 1670 г. прибывший с Дона бывший игумен Никольского Беседного монастыря Досифей совершил над боярыней тайный иноческий постриг с наречением имени Феодора. Вскоре после этого произошел окончательный разрыв с царским домом. Последним поводом послужил отказ Морозовой присутствовать на царском браке. Арест последовал в ночь на 16 ноября 1671 года. Чудовский архимандрит Иоаким (впоследствии патриарх Московский) с вооруженной охраной ворвался в покои Морозовой, где застали и младшую сестру ее — княгиню Евдокию Урусову, обе были схвачены.
Разосланные по различным монастырям, сестры терпели всевозможные лишения и издевательства. Вопрос о дальнейшей участи именитых узниц приводил в затруднение самого царя. Высшие церковные иерархи настаивали на скорейшей казни и готовили сруб для сожжения, но многие бояре, указывая на знатность рода, считали такие меры в данном случае недопустимыми. По царскому указу, боярыня была отправлена вместе с сестрой Евдокией в Боровский монастырь, где они были посажены в глубокую подземную темницу. Это произошло в начале зимы 1674 года. Узниц стали морить голодом. В этом подземелье 11 сентября 1675 года преставилась Евдокия. Сама же боярыня-инокиня скончалась с 1-го на 2-е ноября 1675 года.
Во всех старообрядческих согласиях боярыня Морозова почитается как мученица за старую веру.
В 1998 году администрация г. Боровск г выделила участок для строительства часовни во имя преподобномученицы, после выбора подходящего проекта, она была возведена в 2002–2005 годах тщанием известного исследователя старообрядчества В. И. Осипова. Надгробная плита, возвращенная музеем, была размещена в подземной части часовни.
Мощи преподобномученицы были обретены 27 мая 2011 года священноиноком Никодимом (Елякиным) и иеродиаконом Варнавой (Древлеправославная Архиепископия) в г. Боровск, на частном участке дочери священника о. Иоиля Ульянова.
Однако подробности этой истории до сего дня остаются неизвестными большинству староверов. Поэтому наша редакция обратилась к предстоятелю Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) Никодиму (Елякину) с просьбой рассказать историю обретения святых мощей.
Повествование об обретении мощей св. преподобномученицы Феодоры (боярыни Морозовой) и сестры ея св. мученицы Евдокии (княгини Урусовой).
Это великорадостное событие произошло 27 мая 2011 года по новому стилю. Тогда, по благословению преосвященного епископа Аполлинария (Дубинина), была организована экспедиция по обретению святых останков мучениц.
В состав экспедиции вошли: священноинок Никодим (Елякин) священноиеродиакон Варнава (Позин) и мирянин дед Михей (псевдоним), семья которого когда-то духовно окормлялась у священника Евгения Михеева (ныне епископ Евмений), в своё время служившего настоятелем в г. Верее. Дед Михей указал нам участок в г. Боровске, огражденный забором. На этом заборе постоянно висел небольшой венок, обозначая место, где его духовник священнопротоиерей отец Иоиль (Ульянов) 18 июля 1936 году спас от поругания св. мощи, находящиеся в вскрытой чекистами могиле.
О. Иоиль, ночью, рискуя жизнью, перезахоронил святыню на своей частной земле.
В 2011 году этот дом и участок отца Иоиля, где впоследствии проживала его дочь, находился в полном запустении. 26 мая 2011 г. мы на легковом автомобиле прибыли в г. Боровск, без труда отыскали нужный нам участок, так так как дед Михей его хорошо знал. Он какое-то время проживал в г. Боровске и лично был знаком и общался с дочерью отца Иоиля, которая в свою очередь также показывала ему приблизительное место схрона св. мощей.
Осмотрев местность и дождавшись ночи, дабы не смущать посторонних глаз, и во избежание нежелательных ситуаций, вооружившись лопатами и кирками, мы зашли на заброшенный, обнесенный покосившимся и гнилым забором участок, поросший высокой травой. Помолившись, мы принялись за копку земли. К началу четвертого часа утра мы выкопали вдоль забора три ямы, приблизительно каждая глубиной 1-го метра и шириной 2х2 метра, но ничего не нашли.
Весьма уставшие и огорченные, мы стали слёзно молиться. Уже светало, тогда мы единодушно решили копать четвертую яму. Мы ощутили, как бы второе дыхание, новые силы, и через какое-то время, на глубине около метра, мы наткнулись на полуистлевшее сукно, в нем находились кости, рядом мы также обнаружили костные останки, части человеческого черепа, полуистлевшие куски ткани. Бережно всё это собрав, мы покинули место.
По приезде к себе в Покровский монастырь, мы с глубоким благоговением и трепетом омыли обретённые останки, после чего показали их патологоанатому, который визуально определил, что фрагменты скелета принадлежат двум взрослым людям женского пола.
Состояние очень ветхое, по внешнему виду возрастом более ста лет. У нас не оставалось сомнений в том, что перед нами те самые св. мощи, которые мы искали. С молебным пением мы вложили их в ковчег, залив специальной воскомастикой, и поместили в дубовую раку, которую установили в Воскресенской церкви Покровского монастыря села Софьино Пензенской области, где она и по сей день находится.
Сюда притекают многие молящиеся, и припадают к раке с молитвами и прошениями к исповедницам — святым матерям нашим прп. муч. Феодоре и св. муч. Евдокии, получают благодатные дары, помощь и исцеления.
Вот один из таких случаев. Произошло сие следующим образом. В монастырь, в дни двунадесятых праздников и на исповедь, к еп. Никодиму не один год приезжала прихожанка из Москвы Вера Дмитриевна Оленина, и останавливалась в своем домике близ монастыря. В 2017 г. она тяжело заболела. Врачи диагностировали онкологическое заболевание и констатировали крайне тяжелую (неизлечимую) форму. 8 сентября владыко Никодим привёз Веру Дмитриевну в монастырь в с. Софьино. Думали, что доживать. В Сердобске и Пензе она еще раз обследовалась у врачей. Они выразили сомнение, что столь тяжело больная проживёт хотя бы месяц, так как все внутренние органы были поражены метастазами. 3(16) сентября 2017 г. еп. Никодим постриг рабу Божию Веру в иноческий чин и в схиму с наречением имени Васса.
Инокиня-схимница Васса приложилась к св. мощам преподобномученицы и исповедницы Феодоры и сестры ея, мученицы и исповедницы Евдокии. Облеченная в схиму, освященную на св. мощах угодниц Божьих, предалась молитвам. И вскоре здоровье еепошло на поправку. Спустя несколько недель инокиня-схимница Васса уже ходила в лес пасти коз. Пройдя медицинское обследование, врачи не обнаружили следов онкологического заболевания. И она, трудясь во славу Божию, подвизаясь при монастыре, прожила ещё пять лет, и только осенью 2022 г. почила в Бозе от коронавируса.
В древлеправославии христиане оказывают огромное почитание св. исповедниц-пр. муч. Феодоры (бояр. Морозовой) и сестры ее муч. Евдокии (кн. Урусовой). В память о них и их исповеднического, мученического подвига за Христа и чистоту веры совершаются крестные ходы, возводятся храмы и часовни, пишутся иконы, составляются службы и каноны, слагаются духовные стихи.
Некоторые общины изъявили желание иметь в своих храмах частицы их св. мощей и с глубоким почтением приняли от нас мощевики со св. мощами. Десятки священнослужителей обратились к нам с просьбой выделить им сию святыню и также получили желаемое, а впоследствии сообщают нам о благодатных чудесах, происходящих перед св. мощами.
В 2025 г. исполняется 350 лет со дня мученической кончины прп. муч. Феодоры (бояр. Морозовой) и сестры ее, муч. Евдокии (кн. Урусовой) и, в связи с этим Древлеправославная Архиепископия планирует и уже готовится к проведению в Покровском монастыре села Софьино Пензенской обл. торжественное мероприятие, посвященное этой значимой дате.
Предстоятель Древлеправославной Архиепископии преосвященный епископ Никодим (Елякин).
Дополнительные материалы:
Передача части мощей святых жен преподобномученицы н исповедницы Феодоры и сестры ея мученицы и исповедницы Евдокии
Во время работы проходившего 17 и 18 октября 2017 года Освященного Собора Русской Православной старообрядческой Церкви, в ходе которого было восстановлено евхаристическое общение и была подписана Мирная грамота между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Церковью (Древлеправославной Архиепископией) к местоблюстителю архиепископского престола Древлеправославной Архиепископии епископу Никодиму по благословению Старообрядческого митрополита Московского и всея Руси Корнилия обратился настоятель Успенского старообрядческого храма г. Саратова иерей о. Вадим Коровин. Он просил передать возглавляемой им общине в дар часть находящихся в Древлеправославной киновии в с. Софьино Пензенской области мощей преподобномученицы и исповедницы Феодоры и сестры ея мученицы и исповедницы Евдокии.
Епископ Никодим, будучи убежден, что такой акт будет способствовать укреплению братской любви между Русской Православной старообрядческой Церковью и Древлеправославной Церковью (Древлеправославной Архиепископией), подержал и идею о. Вадима Коровина.
Торжественное пренесение частиц мощей преподобномученицы и исповедницы Феодоры и сестры ея, мученицы и исповедницы Евдокии состоялось на праздник еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и на память иже во святых отца нашего Василия Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския 1 (14) января 2018 года.
Возглавляемая епископом Никодимом делегация Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) прибыла в Успенский старообрядческий храм города Саратова вскоре после завершения воскресной и праздничной Литургии. В составе делегации кроме епископа Никодима также находились: священноинок Варнава (Позин), иерей Андрей Шамов и председатель древлеправославной общины с. Дмитриевка Камешкирского района Пензенской области Владимир Наумов. Встречали святыню: настоятель Успенского старообрядческого храма г. Саратова иерей о. Вадим Коровин, дьякон о. Александр Спивак и прихожане.
После положения ковчега с частицами святых мощей святых жен на приготовленном стольце в центре храма, был отслужен молебен преподобномученице и исповеднице Феодоре и мученице и исповеднице Евдокии. После молебна все присутствовавшие приложились к мощам святых, после чего епископ Никодим поздравил всех с достопамятным событием.
Также был составлен и подписан памятный документ.
Акт дарения
Во славу Святей Единосущной Троицы, Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа, Пресвятыя Госпожи Богородицы и святых жен преподобномученицы и исповедницы Феодоры и сестры ея мученицы и исповедницы Евдокии на праздник еже по плоти Обрезания Господа Бога и Спаса нашего Исуса Христа и на память иже во святых отца нашего Василия Великаго архиепископа Кесарии Каппадокийския настоящим Актом передаем в дар Русской Православной Старообрядческой Церкви ковчег с частицами святых мощей святых жен преподобномученицы и исповедницы Феодоры и сестры ея мученицы и исповедницы Евдокии. Пусть сей дар послужит укреплению братской любви между Древлеправославной Церковью (Древлеправославной Архиепископией) и Русской Православной Старообрядческой Церкви.
Местоблюститель архиепископского престола Древлеправославной Церкви (Древлеправославной Архиепископии) епископ Никодим.
От имени Старообрядческого митрополита Московского и всея Руси иерей Вадим Коровин
Комментариев пока нет