В воскресенье 18 сентября 2016 года, в Неделю 13-ю по Пятидесятнице, по приглашению настоятеля столичного храма св. Николы на Тверской иерея Алексея Лопатина служил гость из Америки — иерей Павел Фефелов. Первый раз о. Павел посетил Россию в далеком 1988 году, на тысячелетие крещения Руси, и тогда на Рогожском он запомнился радостным и весьма активным молодым диаконом. За эти годы он немного поседел, но остался всё таким же преданным Господу человеком с радостным сердцем и твердой верой. Отец Павел хоть и проживает в Америке вдали от России, но говорит на чистом русском и является выходцем из тех старообрядцев, которые со времен церковного раскола не впитали в себя атмосферу и дух новообрядчества во времена гонений в царское время и период советской власти, а ушли далеко за пределы своей страны, сохранив веру и традиции Руси. У него с матушкой Натальей 7 дочерей, а в Нижнем Новгороде диаконом служит зять Давыд. Такие гости в России бывают не каждый день, поэтому мы, конечно же, встретились с о. Павлом и матушкой Натальей и тепло пообщались с ними после Литургии.
***
Это было по особому смотрению Божию! Не было старообрядцев нигде в мире: ни в Африке, ни в Бразилии, ни в Америке (имеются в виду США — прим. ред.), но после раскола и гонений там образовались наши общины. Сбылись слова Господа о проповеди во всем мире! Мои предки родом из Пермского края. Бабушка по материнской линии всё время называла себя пермячкой, а отец говорил: «Мы люди вятские». Они были выходцами из часовенного согласия. Не знаю, каким образом, но они очутились на Дальнем Востоке, а в 1930-е годы мои дед и бабушка перешли через границу в Китай. В то время они уходили не одни — в стране были сильные гонения на зажиточных людей, которые что-то имели, поэтому многие спасались от преследований, объединяясь в большие группы. С собой они не могли много увезти, потому что плыли на плотах. Могли из хозяйства взять только то, что умещалось в сумку. Оставив все и перейдя границу, они поселились на востоке от Харбина, в китайской деревне Романовке. Здесь проживали наши старообрядцы. Мой отец как раз жил в этой деревне. Благодаря своим трудам они хорошо освоились. У деда была мельница, а когда отец был еще молодым, то занимались и охотой. Я тоже родился в Китае в январе 1954 года, но не в самой Романовке, а в деревне поблизости, название уже и не помню, много лет прошло с тех пор.
Где-то в 1956 году пришли русские и выгнали японцев из Китая, китайцы и русские победили Японию в тех районах. Нашим было предложено или возвратиться в Россию, или остаться здесь. Многие захотели вернуться. Моего деда Сазона Макеевича и старшего брата отца, Евстратия, вызвали на станцию будто бы разгружать вагоны, но когда они пришли туда группой из деревни, их всех арестовали и посадили на тот поезд, который они должны были разгружать. Погрузили людей и увезли на Дальний Восток. С этого случая мы поняли, что в Россию нам возвращаться не следует, а нужно уходить еще дальше.
Матушка Наталья: А мой отец шел на это собрание, и какой-то его знакомый солдат сказал: не ходи туда, там беда будет. И он не пошел, а сумел скрыться.
Отец Павел: Дедушку с братом угнали в Магаданские лагеря, дяде Евстратию было всего 16 лет. Они десятилетку отжили в лагере и остались на Дальнем Востоке в Хабаровске. У нас там даже тетя есть доселе. А мой отец с двумя братьями и бабушкой остались жить в Китае. Сыновья начали заниматься охотой, сельским хозяйством, сено заготавливали. Им дали выбор: оставаться в Китае или ехать в Россию. Многие выбрали поехать в Россию, но мои бабушка и отец, зная, какая беда может грозить в России, решили уехать в Гонконг. Из Гонконга нас группой увезли в Южную Америку, в Бразилию. Там были тяжелые материальные условия: землепашеством трудно было заниматься, сеяли рис, охоты никакой не было. Мне тогда было 9 лет. В Бразилии отношение к нам было нормальное, никакого давления и гонений уже не было. Только тяжело прожить нам было в тех краях. Часовенные старообрядцы, которые остались там, сумели обжиться и сейчас живут в Бразилии, а мы в 1963 году переселились в штат Орегон, где и живем поныне. Сейчас здесь находится наш Вознесенский храм, служат о. Порфирий и о. Никита Торан.
Вот тут начинается наша с матушкой история. Мы познакомились в детстве в Орегоне. Там мы съезжались группами, все мы были безпоповцы. И где-то с 1969 года началось переселение в Аляску. Некоторые из наших уже начали двигаться туда. В 1972 году мы поженились, и в 1976 году переселились в Аляску, в пос. Николаевск. Поселок этот основался в 1969 году и был безпоповским, там была моленная во имя святителя Николы.
У нас ничего не было, только земля и лес вокруг. Первое время мы жили в палатках. Срубили лес и начали строить дома. Так и возникла община. Отец Кондрат служил настоятелем нашей безпоповской моленной. Однако с 1982 года у нас начались разговоры насчет перехода в белокриницкое согласие, и в январе 1983 года группа наших христиан выехала в Румынию искать священство.
Мы не знали, что есть священники. Жили без причастия и других церковных таинств, хотя мой крестный отец Кондрат Фефелов, будучи безпоповским наставником, тайно хранил у себя святые Дары. Ему причастие оставили наши прадеды, которые в России уже были присоединены к Церкви (Белокриницкому согласию). У моего дяди, Прохора Григорьевича, жена была из поповцев — тётя Галина. И она ему начала говорить: «Вы находитесь в заблуждении, считая. что уже нет священников и таинств, а на самом деле они есть и остались у белокриницкого согласия». Началась переписка с владыкой Иосифом из Австралии (он еще тогда не был епископом). Эта переписка возбудила людей к поискам духовности, мы начали изучать книги, и убедились, что мы пустые и не имеем возможности для спасения без Церкви. Честь и слава Богу, что Он направил нас в Румынию, и там мы оказались под руководством епископа Киприана в г. Браиле (владыка Иоасаф уже был болен). Он такой гостеприимный, понятливый человек, принял нас и дополнительно стал убеждать в истинности веры, и тогда наши поняли, в какой ситуации мы находимся. О. Кондрат даже обратно не вернулся, остался учиться там, и его рукоположили во священники в начале 1983 года в Браиле.
Мы уже собрались другой группой и с матушкой поехали в Румынию, чтобы самим увериться. Под Пасху нас крестили в Дунае, а на Фомину неделю венчали. И с того времени у нас открылась на Аляске община. Когда отец Кондрат вернулся, началась борьба с безпоповцами, чья будет моленная. Поскольку о. Кондрат был настоятелем, вначале мы решили взять храм себе. Но случились некоторые неприятности, и мы решили строить другой храм. Это было в 1983–1984 гг. В результате наш храм остался, а у безпоповцев случился внезапный пожар, и та моленная сгорела.
Через три года уже приезжает епископ Иосиф, которого рукоположили тоже в Румынии. В 1986 году меня поставили в диаконы. И вот с того времени я стал служить Богу у престола. Я прослужил диаконом на Аляске 10 лет. Нам нужно было ставить епископа, и вот в Румынии нашелся кандидат, епископ Иустин, которого мы вызвали. Это был наш первый епископ на Америку из Румынии, и на меня легли основные хлопоты. После смерти о. Кондрата в этом храме, в селе Николаевске, служит о. Никола Якунин, а его сын Василий Николаевич Якунин служит там диаконом. Они сейчас строят большую церковь поблизости старого храма.
В основном за свой счет. У нас от государства никакой помощи и льгот никаких нет.
Нет. Мы с самого начала получили церковную свободу.
Большинство осталось безпоповцев.
Матушка Наталья: Родились в Китае, в Гонконге жили, в Бразилии жили, потом в Орегоне, затем в Аляске, потом в Австралии, а сейчас снова вот живем в Орегоне.
Отец Павел: Родина для нас — наша Церковь. Мы куда приедем — везде дом. В 1996 году, до Собора в Белой Кринице, мы с матушкой из Николаевского переселились в Австралию. Там началось строительство церкви, я немного помогал, делал своими руками башни и купола. И вот в 2000 году в Сиднее было освящение большого каменного храма во имя Успения Богородицы. В первый год после освящения решили поехать обратно, в Америку. Приехали в Америку, поселились в Орегоне. Тут я служил диаконом, прожили пять лет. Опять получил приглашение из Австралии стать священником, потому что уже их местный священник о. Петр упокоился, и они нуждались в священнике. Меня поставили накануне праздника Архангела Михаила, а уже в начале 2006 года мы переселились обратно в Австралию.
А дальше у меня случилась семейная печаль. Отец у меня заболел, и мне пришлось выбирать: или ехать за отцом ухаживать в Орегон, или оставаться в Сиднее. Я решил поехать ухаживать за отцом. Конечно, за этот выбор я получил архиерейское наказание, это я претерпевал. Можно сказать, отец на моих руках упокоился. Я так и остался в Орегоне, как бы пенсионер, запасной священник. А там поставили молодого священника, которого вызвали из Румынии. В Орегоне сейчас два священника служат, как я уже говорил, о. Порфирий и о. Никита Тораны. После смерти епископа Иустина хлопотали, чтоб остался у нас владыка Софроний. Он у нас в Николаевске расписывал храм, а когда стал епископом, расписывал храм в Сиднее. По благословению владыки Софрония я сейчас и приехал в ваши края. Вот такая моя маленькая история.
Большинство наших в Аляске занимается рыболовством. У нас там раньше был судостроительный завод. Конечно, в тяжелое время этот завод закрылся. Есть и те, которые работают в строительстве. Каждый выживает. как может.
В бизнесе люди есть. Многие окончили университеты, сейчас они работают в крупных компаниях (например, в компании «Би-Пи»). Это уже поколение наших детей. Люди моего возраста и старше еще занимались земледелием. Многие участвуют в жизни Церкви, помогают финансово. Вот мы недавно были в Лысково, мне рассказали, что туда деньги на строительство храма присылали из Австралии. В Румынии очень много помогают. О. Кондрат построил церковь в Хабаровске за счет пожертвований из-за заграницы.
Да, насчет оружия в Америке запрета нет. Но даже не знаю, кто из наших его носит. Правда, на охоту ходят и оружие для охоты есть в каждом доме. На рыбалку ездят. В Орегоне старообрядцы содержат фермы, занимаются земледелием, ягоды, орехи выращивают. У некоторых, может, даже 50, 100 гектаров земли. В Америке у каждого свой дом. Это как у вас за городом домики, так же и у нас. Мы избегаем больших городов. Наша дочка жила в квартире, но мы поняли, что она очень больше деньги отдает за аренду. Зачем там жить и деньги отдавать на ветер? Решили ей помочь, купили дом. Чем за аренду отдавать кому-то, пусть лучше оплачивают свой дом.
Трудящемуся человеку в Америке есть все возможности, а лентяю там нечего делать. И вообще мне кажется, что в любой стране трудящийся человек найдёт себе место. Ещё с царских времён Россия была первой страной в мире, почему? — Потому что люди были трудолюбивы!
Это зависит от того, где находишься. В больших городах бывает преступность, а на окраинах, где наши люди живут, спокойно. Изредка бывают грабежи.
В церкви всё служится на старославянском. Стараются учить детей старославянскому языку. Но, к сожалению, русский язык начинает теряться, потому что в школах всё обучение только на английском.
Это от моих родителей. Они приехали в Америку и не знали английский. Нас привезли в Америку. Мы первое поколение русских эмигрантов. Вот взять нашу семью: некоторые из наших детей уже вышли замуж за американцев, их дети уже совсем русский язык не понимают. Но мы с матушкой на английском свободно можем говорить.
Когда в церковь приходит молодежь, уже думаешь, что надо бы по-английски проповедь говорить. Однако старое поколение против этого. А молодые стоят и мух считают на потолке, потому что ничего не понимают. Были разговоры на эту тему, но пока проповедь только на русском.
А вообще я думаю, что вера должна постигаться на родном языке, на том, на котором человек понимает. Если мама и папа не знает русского языка, то и веру их ребенку должно проповедовать на родном для них английском языке. У нас есть дети, которые могут читать по-русски, но таких единицы. Дети ходят в обычную американскую школу, и, конечно, им уже очень сложно сохранять свой русский язык.
Архиепископ Софроний старается посетить все наши общины в течение года. Он проводит три-четыре месяца в Сиднее, три-четыре месяца в Орегоне, в Аляске. В каждой общине у него есть келья, где он живет. Например, приезжает на престольный праздник, или, бывает, месяц-два послужит. У нас как раз распределились праздники. Например, он уезжает на Успение и Покров в Австралию, потом приезжает в Орегон к Вознесению и, бывает, задержится до Николина дня.
Кстати, владыка Софроний посылает в Россию мир и свое Архипастырское благословение. Желает всем вам братскую любовь и крепость в вере Христовой!
Чище стало на дорогах. Церкви у вас обновились. Например, в церкви св. Николы, где я сегодня служил, в прошлый приезд я видел голые стены, а сейчас здесь все благоустроено. В аэропорту люди вроде бы стали более снисходительными. И что самое интересное, магазины стали полные. А раньше пустые были. Народ стал чаще улыбаться. Макдональдс научил вас улыбаться (смеется).
Если бы вы были не настоящими, я бы к вам и не приехал (улыбается). Дай Бог нам всем сохранить это!
Держать свою сердечную веру. Это самое основное. Еще желаю вам сохранять старообрядческие обычаи и не ассимилироваться с окружающим миром. Ну и не злоупотреблять всемирной паутиной World Wide Web (улыбается). Оставайтесь такими же открытыми к Богу людьми, как нам заповедовал это протопоп Аввакум и наши святые праотцы. Помните, что христианская жизнь заключается не в букве и точке, а в любви. Любите друг друга, как нам заповедовал Христос, и тогда мир будет между нами!
___________________________
Редакция сайта «Русская вера» от лица всех наших читателей выражает благодарность о. Павлу и матушке Натальи за интересный рассказ о жизни старообрядцев в Америке. Спаси Вас Христос! Мы также выражаем особую благодарность о. Алексею Лопатину за помощь в подготовке материала и профессиональные фотографии.
Где-то в 1956 году пришли русские и выгнали японцев из Китая — простите, это было всё-таки в августе 1945-го:)
Что-то неожиданного много… Для русского человека уже и Русь не Родина? Дети не знают русский язык, они англоговорящие… В интервью ни слова о любви к России! А если вдруг, не дай Бог, конфликт военный, старообрядцы из Америки с нами воевать будут?
А как раньше? у нас тоже один князь на другого князя войной ходили и христиане (староверы кстати) друг друга побивали и в весьма большом количестве.
Иерей, ну ошибся и что с того!? На собор его за то вызывать, судия Вы наш немилосердый!?
> Помните, что христианская жизнь заключается не в букве и точке, а в любви.
Штааа?! Вот ведь развратила батюшку Америка. Как это не в букве и точке? Что за ересь такая? В букве и точке! У нас даже любой ревнитель-неофит это знает. Любовь это так, это только когда вся буква с точкой соблюдена, тогда может быть…
Проповедь на английском… Да разве можно? Так и до молитв на английском дойдут, а как в переводах понять сохранили аз единый, перевели его тоже или нет?
Могу ли получить ответ на такой вопрос: снято ли с о. Павла запрещение на совершение богослужений, наложенное ранее архиепископом Софронием?
"Я решил поехать ухаживать за отцом. Конечно, за этот выбор я получил архиерейское наказание, это я претерпевал." Видимо, это и было архиерейским наказанием, запрет на совершение Богослужений?
Это понятно. Вопрос в другом: снято ли это запрещение?
Что это за ужас? что за унижения человека?Любовь после буквы и точки??? это не христианство.снято или не снято, когда и что было, английский,Америка… больше ничего не интересует? это что-зависть?глупость?злоба?
При чем здесь злоба и Америка? Интересно отношение к каноническому праву в РПСЦ. Батюшка как раз вызывает определенную симпатию. Но это по сердцу и чувствам.
Константин, никакой злобы. Но когда тот же о.Александр Панкратов оправдывает казни еретиков, то он не к любви христианской аппелирует, а к написанному. А о.Александр у нас старообрядческий священник, преподаватель мсду и все такое. Значит, он являет собой старообрядчество. Поэтому и удивила меня такая пнрестановка приоритетов в статье.
о.Александр являет собой самого себя, но никак не старообрядчество(и есть ли оно?).И речь точно не об отце Александре. Никто не нашел в интервью что-то хорошее и полезное,никто не высказался положительно.Нашли ошибки,высказали упреки и обвинения, стали интересоваться запретами и прещениями в чужой Церкви(привет часам питриарха).Прекрасное христианство.!
Мы связались с батюшкой и еще раз уточнили. Запрещение с него, конечно же, уже снято. Иначе бы он не служил Литургию 18 сентября и не писал бы в прошедшем времени о "претерпевании наказания"
В интервью о. Александра есть и хорошее, и полезное. Я об этом сказал. Вопрос о его каноническом достоинстве взят не "с потолка", а из-за информации вовсе, на мой взгляд, не "хорошего и полезного", но, увы, старообрядческого поповского сайта! Почему простой и естественный вопрос вызывает остро истерическую реакцию? Если все на этом сайте друг другу чужие, так зачем он вообще создавался? Почему иные посетители сайта во всём видят только злой и коварный умысел, а не попытку что-то лучше понять? Развитый человек должен быть способен отличить иронию от сарказма и понимать, где информация про "самого себя", а где — характерное для конфессии (или, напротив, нехарактерное). Я задаю вопросы о том, что мне интересно, но чаще всего получаю ответы по принципу "сам дурак" (часы патриарха). Это "полемика" школьников младших классов.
А вообще, о. Павел высказал много хорошего и правильного, но поддержать его опасаюсь, чтобы ему же не было во вред. Такое в иной старообрядческой среде прекрасное христианство!
Одно ему подскажу (не в качестве упрека): архиерейское наказание не "претерпевают". Претерпевают реплики Константина.
Вопрос не простой и не естественный.Я не понимаю, почему чужая Церковь вызывает интерес только в таких вопросах-в запрете кто-либо или нет?естественным и простым может быть вопрос другого толка.К примеру такой- как в Америке и австралии проходят праздники?как обучают в воскресных школах? Раз взят вопрос на стороннем сайте, так ,значит, там и следует продолжать узнавать(правда до сих пор не понятно зачем людям из другой Церкви узнавать что и как в нашей, своих проблем что-ли мало?)На сайте может быть кто угодно, чужих здесь нет. Не понимаю, что можно лучше понять вопросом о запретах??Да, в этом вопросе можно увидеть плохое- к примеру снова:вот, смотрите, отец Павел,возможно,не имеет права служить!!!И причем ирония и сарказм???Вопрос про запрет был ироничный и саркастичный? тогда это точно не христианская добродетель.спросить надо прямо,без скрытых смыслов.Здавать вопросы про внутренние дела чужой Церкви не очень прилично,поэтому и ответ такой.Не надо лезть в чужой монастырь,занимайтесь своим делами и рассказывайте о них.Тем более как представитель раскольной Церкви,которая уничтожала в прошлом нашу,Вы должны быть особо корректны в своих вопросах. И не понятно, чем доброе слово и поддержка может навредить отцу Павлу? Да, в нашей среде есть проблемы, и Вы снова с сарказмом( не по-христиански) говорите об этом. Но Вы бы занялись проблемами своей среды или у вас все отлично?
И к вопросу о запретах и прещениях в митрополии Румынии. Там намного более серьезно относится митрополит Леонтий к соблюдению правил церковных. И если бы его власть распространялась в России, то очень многие бы лишились сана, попали бы под запрет и прочие наказания, начиная с первого лица в Москве.
Константин, в Ваших словах есть определенный здравый смысл, хотя могут быть и возражения. Вы по-прежнему исполнены эмоциями и тройными знаками препинания. Это затрудняет дискуссию, не стоит ее продолжать. Каждый видит ситуацию и чужие настроения, в конце концов, со своих позиций.
Только простите, известно ли Вам, что руководство Вашей конфессии официально обратилось к руководству нашей на предмет признания истинности собственного духовенства? И этим вопросом у нас занимаются (я в том числе) отнюдь не по собственной инициативе.
Простите, ежели обидел. Только вы бы сами у себя кое в чем бы разобрались.
Бог простит.Меня простите.Дискуссии как таковой и не было.Руководство может обращаться куда угодно, это их жизнь, она не связана практической частью с жизнью прихожан.Мне, к примеру, не требуется признание раскольной церковью нашего клира.Я даже не понимаю самой сути вопроса и как он мог возникнуть.Может быть скучно стало или политикой захотелось позаниматься,не знаю.
Надеюсь, что Вы теперь понимаете, что не было у меня никакого злого умысла. Мне "спустили" тему, которую инициировало вовсе не мое начальство.
Более того, вопрос можно было бы обсудить в закрытом порядке между руководителями, а ему был придан п у б л и ч н ы й характер. С согласия нашей стороны, но не по нашей инициативе.
Я даже не пытался найти злой умысел в Вашем вопросе.Просто во всех комментариях,кроме одного,была критика, нападки и подозрения. Не выделяя кого-то конкретно,это не хорошо. И не важно,на кого нападают,важно соблюдать нормы. А об интригах,о которых Вы упомянули, становится мерзковато, все-таки Церковь христианская, дела должны быть соответствующие.Простите.
"была критика, нападки и подозрения" в моих словах? Был вопрос чисто канонического содержания. Как раз понятный, поскольку исходил от человека, изучающего отношение к каноническому праву в РПСЦ (а отношение это, мягко говоря, сильно отличается от правоприменения в РПЦ по многим параметрам). Ответ получил, в т. ч. и от о. Алексия Лопатина лично. Удовлетворен и рад в данном случае за РПСЦ. Кто и как и какие нормы нарушил?
А об интригах никаких я не упоминал. Боже упаси. Для меня норма состоит в том, что свое руководство я не подозреваю в интригах. Уж, насколько информирован, по отношению к старообрядцам — точно.
Понимаете, Ваш вопрос способен всколыхнуть неуместные подозрения в неокрепших умах? И Вы это понимаете.И Вы могли задать этот вопрос приватно, в частном порядке.Наверняка у Вас есть такая возможность.Еще один момент- Вы изучаете отношение к каноническому праву в РПСЦ.Хорошо.Но отец Павел не тот пример для изучения. Его случай относится к митрополии в Румынии, а там совершенно другой подход. Это не РПСЦ.
Про итриги.Это проблема тех, кто ими занимается.Неучастие в них, как мне кажется,лучший вариант для человека.
Хорошо. Проехали. Хотя мне и не понятно как можно изучать хоть с какой-то стороны РПСЦ, если собственно Белокриницкую митрополию выводить за скобки. Тем более, что скобки эти по жизни выползают на поверхность. Но постараюсь впредь быть осторожнее.
Хотя это и не просто, слишком сложная у вас внутри обстановка. Вы вот пеняете, что о. Павла я не похвалил. Считайте, что похвалил. Интересное и во многом правильное интервью. Но вот однажды я публично похвалил митрополита Корнилия. После этого одни ко мне подошли и с ужасом сказали: Как ты можешь такого хвалить… Потом другие: Ну ты "услужил", теперь бедному митрополиту придется отбиваться от твоих похвал….Вообщем, с тех пор стараюсь никого в иных конфессиях не хвалить. Не обессудьте. А теперь и вопросы задавать поостерегусь.
C Вами все же интересно общаться)Благодарю за ответы!)
Да,так складывается, к сожалению, есть разница в наших митрополиях,Вы знаете об этом. И обстановка не столько сложная, сколько непонятная,зачем все те же интриги,домыслы,претензии и великодержавная заносчивость со стороны Москвы? Да и некотрые действия не отличаются чистотой цели. Непонятно ,что нам делить с ними? Ближе уж никого нет.
Я не пеняю именно Вам,это общее замечание,но простите если обидел.Митрополит наш,думаю, не очень был опечален Вашей похвалой,ему вопросы и без этого задают, часто неудобные) Но,видимо, это участь любого руководителя и не только в Церкви)