На страницах нашего сайта мы уделяем немало внимания историческим ремеслам русского народа, среди которых особое место занимает каллиграфия. Это высокохудожественное ремесло было распространено практически во всех регионах нашей страны, где проживали старообрядцы, но прежде всего на севере, где традиция изготовления рукописных книг сохранилась вплоть до начала XX века. На нашем сайте можно прочитать ряд публикаций, посвященных каллиграфии и каллиграфам. Среди них «Иван Мяндин: всея Печоры каллиграф», «Книгописное искусство Выголексинской обители», «Кириллицы простая красота», «Писец-каллиграф в традиционной культуре». Большинство этих публикаций посвящено историческим страницам кириллической каллиграфии, пусть и не всегда отдаленным.
Однако интересно, чем сегодня живет славянская каллиграфия, над чем работают современные каллиграфы и вообще существуют ли они в век, когда даже печатная книга постепенно выходит из моды, уступая место электронным устройствам и интернету. Сегодня на наши вопросы отвечает художник, дизайнер, ремесленник, преподаватель каллиграфии Наталья Ким.
***
Если смотреть в корень, то увлечение началось еще в 4 года — с немецких прописей, которые попали к нам в дом благодаря гуманитарной помощи. Родители изучали тогда немецкий язык, и папа очень хотел, чтобы я тоже выучила этот язык. Но в итоге немецкие прописи стали для меня отпускной платформой в художественном направлении, нежели в языковом. Прописи были необычные. Там было много заданий чисто каллиграфического плана, на постановку руки. Второй этап развития моей каллиграфии я получила на занятиях своего первого высшего образования, то есть на кафедре дизайна. И все же эти шаги были неосознанными. Третий этап начался со знакомства с одним из каллиграфов, который меня и ввел уже более подробно в курс дела. Хотя я сначала отказывалась серьезно этим заниматься. Я взяла интенсив-курс в школе «От Аза до Ижицы» в г. Санкт-Петербурге. После начала заниматься самостоятельно. Как-то была на интенсиве по вязи, и очень этим увлеклась, правда, там было больше леттеринга (рисование букв). Азы каллиграфии старалась давать на занятиях в школе искусств, пока там работала. Детям нравились такого плана упражнения пером.
Затем уехала из своего родного города и преподавала каллиграфию уже в одной из студий в центре Москвы. Буквы стали занимать еще больше места в моем творчестве. В дипломной работе моего духовного образования была так же взята тема, связанная с любимыми буквами. За последние годы заказы на каллиграфические работы были для северного музея, и для московского фестиваля, но больше частного характера. Люди часто заказывают вязевые картины, грамоты, визитки, открытки, оформление книг и т.д. Сейчас, например, в паре с каллиграфом, точнее «каллиграфиней» из г. Санкт-Петербурга, делаем большой проект рукописной книги. Очень ответственная, длительная, объемная, в общем, серьезная работа.
Занималась реставрацией икон, там от меня тоже требовались где каллиграфия, а где вырисовывание букв. Каллиграфическая работа требуется и в реконструкции исторических тканей, обращаются и за компьютерной помощью в восстановлении букв. Хотя я стараюсь избегать эту технику, но век, увы, компьютеризированный. В своих ремеслах я тоже использую навыки каллиграфии. То есть применение каллиграфии в моих работах достаточно обширное.
Честно говоря, когда постоянно крутишься в буквенном мире, кажется, что кириллическая каллиграфия очень даже популярна и уж точно все хоть как-то с ней сталкивались и в принципе знакомы. И все же о ней действительно маловато известно. Мне думается, что, во-первых, это из-за гонки за нерусской культурой. И тут же хочется обратиться к людям. Дорогие соотечественники, в каждой стране модно в первую очередь носить, петь, шить, строить, готовить и т.д. свое традиционное.
Во-вторых, у нас все еще большая проблема с рекламой. В понятие «рекламы» входит отношение заказчиков к шрифтам и в принципе к дизайну. Еще хочется напомнить о величии русского языка и об игре слов в этом языке. Хотя в последнее время стали радовать немногочисленные, но все же встречающиеся интересные слоганы на плакатах. А ведь мозг запоминает их ярче и быстрее. И как всю эту игру слов можно визуально красиво и четко разложить не только с помощью картинки, логической игровой словесной конструкции, но и с помощью самих букв, являющихся посредниками между визуализацией и смысловой нагрузкой рекламы. Вкусно то, что натурально, естественно. А для нас естественна кириллица.
Не так давно стали проводиться мастер-классы, открываться курсы, занятия, мастерские и даже школы по каллиграфии. Это радует. В советское время каллиграфия все еще была на высоком уровне за счет занятий в школе по чистописанию, ручной работы плакатов, рекламной продукции. И в это трудное для церкви советское время все же переписывались старообрядческие книги.
Сейчас есть молодые каллиграфы, которые обращаются к историческим старинным образцам. Уже можно встретить хороших переписчиков по различным видам устава, полуустава. Писцов не так много, но они есть! Жаль, что не среди старообрядцев. В социальных сетях за последнее время открылось множество групп по каллиграфии. Количество интересующихся опять же обнадеживает. Так что перспективы есть. К тому же есть много научных трудов, подтверждающих и жизнеутверждающих каллиграфическую деятельность. Ученые пишут, что мелкая моторика необходима для нормального функционирования нервной системы. Наш мозг требует не клавиатурных малодействий, а напряженность кистей рук и творческого развития художественных линий нашего умного письма.
В рамках международной выставки каллиграфии выступал С. В. Савельев — российский ученый, палеоневролог, доктор биологических наук, профессор, заведующий лабораторией развития нервной системы Института морфологии человека ФАНО с лекцией «Каллиграфия и мозг». В лекции он говорит, что в природе человечества нет другого такого дела, занятия, где бы был интегрирован осмысленный текст, поведение, предполагающее некий набор шагов, имеющий человеческий, а не животный смысл. Что сочетание сложнейшей моторики с памятью, точнейшей координации всех этих систем есть верный способ заставить дифференцироваться нейроны, образовывать связи. То есть у человека нет другого такого занятия, в результате которого было бы задействовано наибольшее количество участков мозга одновременно. Думаю, что современному обществу хочется все же развиваться. И потому каллиграфии быть.
В первую очередь сохраняется изготовление всего того, что необходимо для служения и молитвы: иконопись, литье, книги (переплетное дело, реставрационное), свещи, плетение поясов, одежда (вышивки, шитье), лестовки, подрушники, киоты (промысел краснодеревщиков). Во вторую очередь изготавливаются вещи для быта: рубка домов, посуда (гончарное ремесло и деревянное), сбор трав, меда и т.д.
Раньше русские народные ремесла, такие как росписи, имели прямое использование в быту. Сейчас же это больше сувенирная продукция. Может, потому староверы перестают масштабно поддерживать традиции этих промыслов. Необходима практическая польза от предмета. То есть староверы за красоту, но со смыслом.
Самое интересное, что традиции некоторых промыслов могут уже не иметь географической привязки. Как, например, росписи. Носители традиций таких промыслов могут жить в иных местах. Эти росписи я тоже когда-то преподавала в художественной школе в Калининградской области. Что касается каслинского литья и крестецкой строчки, хозяева производств не являются староверами, но часть работников — старообрядцы.
Наблюдая за современной молитвенной одеждой староверов, прихожу к выводу, что я за обращение к старинным образцам. Ибо уж слишком далеко уходим в модернизации. Потеряли гармонию. Одно дело — улучшение качества, а другое — упрощение, ухудшение и порой проявление плохого вкуса в добавлении лишних складок или пестроты тканей и т.д.
Я не против современного взгляда и модернизации в одежде в принципе. Если современное высокого качества и вкуса, я только за. Староверы всегда старались идти в ногу с современным миром, не боясь использовать новые технологии и следовать веяниям моды, но чего всегда твердо держались, так это качества и гармонии внешнего с внутренним, т.е. высокого вкуса.
Одна из самых страшных причин такого явления — потеря духовного трепета перед Святыней и Страха Божьего. Думаю, что это еще связано с советским периодом, когда никто из соседей не должен был догадаться, куда ты идешь и зачем. Бабушка рассказывала, как ей часто приходилось заметать следы, когда она шла в храм на службы.
В настоящее время площадь городов увеличилась, а количество старообрядческих храмов уменьшилось. Т.е. расстояние от жилья до работы и храма увеличилось. При этом надо успеть с работы забежать домой и попасть в храм в «кобеднешней одежде».
Клирошан, причетников, конечно, воспитывает батюшка. Здесь все строго, и ясно объясняется, как должен выглядеть служитель церкви. А понятие лучшего наряда, увы, в современном мире растворилось не только у старообрядцев. Это связано с общим уровнем падения хорошего вкуса у населения. Нынче китайская мода синтетических треников. Хотя опять же не могу не заметить, что в последние 5-7 лет значительно повысился уровень вкуса у наших христиан. Скорое возвращение к такой традиции зависит прежде всего от личного примера приближенных к церкви, то есть от семьи батюшки, служителей церкви и их семей.
Комментариев пока нет