7 июля 2018 г., в день Рожества Иоанна Предотечи, состоялась священническая хиротония протодиакона Романа Донцова. Епископ Казанский и Вятский Евфимий (Дубинов) провел таинство в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы и назначил о. Романа священником в кафедральный собор Казанско-Вятской епархии РПсЦ, где заканчивается реставрация и будут в ближайшее время проводиться богослужения.
В храме собрались многочисленные прихожане, друзья и родственники о. Романа. Такие события происходят довольно редко, и не каждому человеку может посчастливиться увидеть хиротонию, поэтому со вниманием и трепетом наблюдали люди, как совершается таинство. Всей большой церковной семьей радовались вместе с о. Романом благодатному торжеству.
Удивительное совпадение: о. Роман Донцов принял священство в 33 года, в так называемом «возрасте Христа». Не только годами он подошел для рукоположения, но всей своей жизнью соответствует установленным для священства требованиям. Роман добр, миролюбив, заботлив, образован, имеет горячую крепкую веру, воспитывает своих детей в традициях, которые издревле хранили в неискаженном виде его предки — старообрядцы.
Три его сына — Иван, Арсений и Матвей с младенческого возраста прислуживают в алтаре, любят богослужение, ревностно стремятся быть полезными во время богослужения в храме, прилежно учатся в воскресной школе. Старшая дочь Христина во всем помогает родителям, заботится о младших братьях и сестренке, поет и читает на крылосе.
10 лет служил Роман Донцов протодиаконом в храме Казанской иконы Пресвятой Богородицы в г. Казани. Прихожане полюбили его за певучий громкий красивый голос.
«Он пропускает через себя всякую ектению, каждый возглас, настраивая на молитву людей, слушающих его», — говорит о помогавшем ему дьяконе настоятель Казанского храма протоиерей Геннадий Четвергов.
В 2005 году митрополит Андриан (Четвергов) венчал Романа со своей племянницей, девицей Анной Четверговой, старшей дочерью протоиерея Геннадия. После этого Роман переехал в Казань. В 2008 году митрополит Корнилий (Титов) поставил Романа Донцова в диаконы. В 2010 году молодой священнослужитель окончил МДУ. В 2011 году стал секретарем Владыки Евфимия. В 2013 году, на праздник Рожества Богородицы, возвели его в протодиаконы.
Роман Донцов не только породнился с большой семьей Четверговых, но стал активным помощником в церкви, в алтаре, в приходской жизни. Он в совершенстве знает ход службы, с любовью подсказывает молодым, что следует делать в алтаре. Многие годы нес протодиакон попечения о воскресной школе, организовывал учебный процесс и праздники для детей.
«Благодатный росток» Богом благословенного рода
В Казань Роман Донцов приехал из Екатеринбурга, где в 2004 году митрополитом Андрианом был поставлен во чтецы. До этого пять лет служил уставщиком на клиросе. Удивительный сильный голос и абсолютный слух о. Романа достались ему в наследство от замечательных предков. Скромный и сдержанный, он редко рассказывает о самых близких родственниках. Только косвенно он коснулся этой темы, когда с ответной речью обратился после хиротонии к гостям, друзьям и близким.
Спаси Христос, Владыко Святый, что мое недостоинство возвели сегодня в эту ответственную степень. Спаси Христос, кто научал меня жизни в духовном и хозяйственном плане! Если говорить о достоинстве, то это условное понятие. Мы… не имеем никто достоинства. Нам его дает Господь. И мы, как Богородица когда-то, отвечаем: «Се раба Господня». Слава Богу за все! Думаю, не мое достоинство стало причиной сегодняшних событий, но молитвы моих близких людей, многих из которых уже нет на земле.
Голос о. Романа задрожал, он замолчал, вспоминая тех, кто наставлял его в вере. Действительно, жизнь одарила этого скромного и смиренного молодого человека благодатным духовным родством.
Родители его были родом из замечательного молдавского села Кунича. Немало односельчан о. Романа по всей России поют сегодня в старообрядческих храмах, служат в алтаре, пишут исторические книги о старообрядчестве, достигают высокого положения в обществе и ученых степеней в науке. Многие известные жители села Кунича носят фамилию Донцовы.
Но не высокие личные достижения сельчан переполняют сердце о. Романа чувством гордости за земляков. Славились, прежде всего, старообрядцы этого села крепостью веры! На протяжении многих веков хранили предки о. Романа в неизменном виде традиционное православное христианство, старинные обряды и самобытное знаменное пение.
Раскол разбил духовно целостный народ. Защитники старой веры бежали от репрессий. Одним из новых мест их обитания стала Молдова, далекая окраина России. Первыми прибыли сюда шесть семей старообрядцев — Загородновы, Подлесновы, Придорожновы, Приваловы, Макаровы. По словам инока Тихона: «Мы пришли в сию Волошину в лето 7232 (т.е. в 1724 г.) во дни господаря Михаила, воеводы всей Молдовы».
К 1744 году в селе насчитывался 21 двор. Когда Екатерина Великая в 1767 году разрешила старообрядцам возвращаться в Россию, в Куничу прибыла вторая волна переселенцев. Среди них были Донцовы, Орловы, Лепиловы, Кауновы. В 1805 году в селе насчитывался 51 житель мужского пола. Село считалось зажиточным, торговым, образованным, с устойчивыми старообрядческими традициями, и уже к концу XIX века в нем насчитывалось более 2000 жителей.
После Первой мировой войны в Бессарабии отмечался значительный рост старообрядцев. В 1923 году в Куниче проживало 4147 жителей, к началу Второй мировой войны насчитывалось более 770 дворов и 4,5 тыс. жителей, а в 1944 году — около 1 тыс. дворов.
Церковь Флора и Лавра воздвигнута более двух веков назад, зарегистрирована в 1805 году. По преданию, первую деревянную церковь святых Флора и Лавра сложили без единого гвоздя. Но когда разнесся слух о надвигающейся проверке новообрядческих иерархов и полиции, за ночь церковь по бревнышку разобрали и спрятали в лесу.
После выхода царского указа о веротерпимости и прощении обид жители Куничи на общем собрании общины решили восстановить храм. Церковь вновь освятили в 1910 году.
В начале ХIХ века в Куниче появился мужской монашеский скит, а в 1884-1886 годах уже был монастырь с 10 насельниками, вскоре закрытый властями. В 1926 году место старого мужского монастыря заняла женская обитель с храмом Казанской иконы Божьей Матери, которая была закрыта в 1958 году. Возрождение произошло в 1990 году, и до сих пор женский монастырь в селе Кунича действует. Сейчас в нём несколько инокинь и послушниц во главе с игуменьей матушкой Агнией, в миру Антониной Донцовой, двоюродной сестрой о. Романа.
Роман и Агния Донцовы часто встречаются, ходят по коридорам с келиями, где подвизался раньше их дедушка, вспоминают события далекого детства.
Всегда помнит о. Роман наставления своего самого любимого человека — дедушки, инока Макария. Был он из рода Донцовых, по папиной линии.
«У него много было детей. И до сих пор все дети грамотны, служат, на крылосе поют», — рассказывает двоюродная сестра о. Романа Александра Евстафьевна Сережникова.
Когда семью всю определил, тогда он в монастыре служил. Молитвенник был. Что такое иноческая жизнь? В наше время нам, наверное, сложно это понять. Инок Макарий весь пост вкушал только просвирочку и воду. И молился круглосуточно. Его сына звали Трофим — это отец Романа. Очень набожная семья!
А до этого инок Макарий при отце Иоанне Андроникове пономарем Маркелом был. Приходил в 4 часа утра в храм и все подготавливал к службе. Сейчас много помощников: диакон, стихарный, чтец, а раньше был только пономарь, который выполнял все обязанности.
Он при жизни был уже святым. У него такие явления были! Господь ему давал, и он рассказывал это своим детям. И наставлял, но просил никому не говорить. Он был кроток, молитвенник такой! Не хотел, чтобы кто-то знал. А детям все говорил, чтобы дети знали, что есть сила Божия, что без этого никак!
Никогда не рассказывает о. Роман Донцов о тех чудесах, которые поведал ему дедушка. Но каждый раз, когда вспоминает его, глаза молодого священника освещаются возвышенной благодатной любовью.
Родители о. Романа переехали из знаменитого села в Кишинев.
«Что любил больше всего в юности ваш брат?» — спрашиваю я у старшей сестры Романа — Ольги Трофимовны Зверевой, которая вместе со своей многочисленной семьей приехала в Казань на хиротонию брата.
«Увлечений особых у него не помню, — отвечает она, — зато в храм ходил с удовольствием! Все свое свободное время проводил в церкви, с юных лет прислуживал в алтаре своему дяде — священнику Григорию Сафронникову». Много общался о. Роман и со своим дедушкой. Был он любимым внуком инока Макария. «Из многочисленных детей именно в Романе воплотились все мои чаяния и надежды, — говорил духоносный старец. — Это чадо — благодатный росток нашего рода».
«Каникулы проводил Роман часто у своего дедушки в монастыре, — рассказывает Александра Сережникова. — Лет 12 ему было, когда вернулся после летнего отдыха домой и заявил: «Все, в школу я больше не пойду! Не нужна мне школа!». Мама его, Марфа, мы называли ее Маша, была из семьи Сафронниковых. Прадедушку звали Павел. Дедушку — Парфений. Его дети, Маша и отец Григорий, — родные. И мама моя — их сестра. В Набережных челнах служит о. Анатолий, так это тоже наш двоюродный брат, он сын отца Григория Сафронникова. Прадед наш Павел и сын его, Парфений, были добрыми и смиренными. Когда в село пришли большевики и стали всех раскулачивать, люди возроптали: «Не отдадим ничего. Убежим!» А Павел говорит Парфению: «Пусть все берут. Мы не пропадем. Господь поможет!» И действительно, в любых обстоятельствах жизни семья ни в чем не нуждалась. Павел Сафронников был умный, начитанный человек. Он переписывал древние книги и учил сельских детей читать по Псалтырю».
Отец Анатолий Сафронников напутствовал двоюродного брата после хиротонии проникновенными словами: «Во всех делах чтобы паства была рядом с тобою, чтобы вы жили одной семьей. Чтобы в самые трудные моменты духовные чада поддерживали тебя. Сил тебе, терпения и страха Божия!».
На протяжении многих лет именно эти двоюродные братья — о. Анатолий и протодиакон Роман организовывали концерты знаменного пения в Казани, Набережных челнах, Ижевске. Привезли с собой они в центральную Россию тепло молдавского солнца, самобытную песенную традицию знаменитого старообрядческого села.
Говорят, в Куниче было очень красивое старинное пение. Каким слышали его дети с давних времен, таким и осталось доныне. Не захотели его ломать сельчане, не разрушали традиций общины. Пели по рукописным книгам. Потом по печатному Калашникову.
Пели всегда громко. «Аж трещит все», — шутили люди. Не имели понятия, что надо тихо петь. И сейчас так поют.
В куничском хоре чувствуется некая монолитность, спетость. Как запоют, зажмурятся старики и кричат. Сила была, народу было много, стариков. И басы были, и тенора. Церковный хор был как единая волна. Пели медленно. Все богослужение, шествие по храму священника было без всякой спешки, как бы в застывшем времени. Громкая динамика, хорошо усвоенные певцами напевы, четкая артикуляция и «сила» отражали единство общины и в пении, и в молении, и в жизненном укладе.
Так и теперь, как запоют о. Анатолий и о. Роман — дух захватывает от восторга. Чувствуется древняя сила и мощь нетронутой самобытной старообрядческой традиции в их голосах, в их стати! Поют так звучно и громко, так гармонично! Исполняют любое песнопение, не чувствуя страха перед трудностями, поют — как говорят на родном языке.
Всю неделю, 7 дней служит отец Роман в Казанском храме, где его рукоположили. Для него самого и для всех прихожан это событие — настоящий праздник!
Ликует душа всех, кто окружает о. Романа. Радуемся все мы — прихожане Казани, что у крепких духоносных старообрядцев рождаются достойные дети и внуки, продолжается Божий род на земле, не умаляясь в силе и мощи. Живая нить преемственности духовных традиций продолжается в веках, проходит через всех нас. Каждый призван продолжить дело дедов и отцов по укреплению, защите и продлению во времени обрядов, заветов и идеалов древнего русского православного христианства.
Комментариев пока нет