От редакции:
На прошлой неделе в храме Христа Спасителя (РПЦ) состоялся юбилейный ХХ Всемирный русский народный собор. Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, открывая заседания собора, выступил с докладом, в котором особое внимание уделил назревшим противоречиям России и Запада. Один из постоянных участников Всемирного русского народного собора, Предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов), в программе «Образ» на телеканале Царьграде рассказал о своем участии в ВРНС, его общественно-политических и духовных итогах. Также митрополит рассказал, в чем состоят разногласия старообрядцев и новообрядцев и какие задачи их объединяют.
Вектор нашего пути — в Царствие Божие
Есть такое выражение: «глас народа — глас Божий». Но, по моему убеждению, не всякий глас народа есть глас Божий. А именно Божьего народа. Если люди собираются на Собор традиционных конфессий, религий, объединяются, вот их голос — это и есть в какой-то мере глас Божий.
Сейчас, я думаю, нашей России он очень нужен при том выборе пути, после советского лихолетья, безбожного периода постперестроечных годов. И сейчас мы выходим, по моему мнению, на верный путь. А путь наш соединяет прошлое — начиная с князя Владимира, Святой Руси, — настоящее и будущее. Это вектор, который мы должны соединить и идти.
А куда мы должны идти? В Царствие Божие. Вот путь, который наши предки понимали, шли по нему. Если и было какое-то отступление, делали все, чтобы опять на него вернуться. Как раз наше традиционное отстаивание веры русского человека — это и есть путь истинный, путь спасения.
Я думаю, что Русский собор сейчас дает такую возможность, обменяться на этом пути, выверить наши пути, наши координаты, наши направления. Это великое благо Русского собора. Я рад, что прошел уже ХХ Собор. Если вначале было больше вопросов, чем ответов, то сейчас чувствуется, что мы уже выходим на какую-то общую платформу, обращаясь к своей истории, конечно, истории русского народа, наших побед, наших огорчений. Но, извлекая уроки из прошлого, мы, я думаю, должны сделать и правильный выбор по гласу народа, по гласу Божьему. Идти этим верным путем, который начался с князя Владимира.
Русский народ, в отличие от Запада, всегда выбирал духовное
Для нас, старообрядцев, это очень актуальный вопрос. Действительно, это расхождение (XVII век и чуть раньше в русской истории) — западный путь и путь истинный, который выбрала Святая Русь, — это было причиной раскола. Да, на Западе много соблазнов. И сейчас мы видим много этих соблазнов.
Но есть истинный путь, который ведет к спасению души. Ведь мы знаем, нет ничего для православного русского человека ценнее, чем душа. Если западный мир предлагает нам какие-то свои ценности, обычно это ценности материальные. Если сравнивать, что же — материальное или духовное — должно превалировать, русский народ всегда выбирал духовное.
Вот расхождение пути: по Божьим законам жить или по мирским законам. Господь говорит: «не будьте с миром, будьте всегда горé, ваше устремление». Вот это очень важно.
К сожалению, мы видим после страшной церковной реформы, после нововведений Петра Первого, было много положительного в материальном мире, но в духовном, к сожалению, это был слом русских традиций, русского духа. И, к сожалению, размежевание — царского верха и народа. Народ остался в основном верен своим благочестивым предкам. Но пошло совершенно другое направление, с повторением вектора на Запад.
И русские люди всегда говорили, что «основное сохранить, сохранить как зеницу ока свою веру». И старообрядцы на этом стояли и стоят, и будут, я думаю, стоять.
И старообрядчество, я думаю, это не только прошлое. Ведь, по сути, первый старообрядец был князь Владимир, и Сергий Радонежский тоже. Это все старообрядцы. И старообрядцы всегда оставались верными заветам своих предков, потому что самое важное — они спасали свою душу.
Да, Запад всегда пытался как-то приносить нестроение, разъединять нас. Но дело в том, что и наши русские люди, начиная с царствования Алексея Михайловича, тоже поддавались этому влиянию, хотели царить в мире, хотели, чтобы мир, общий, был под Москвой — да, Третий Рим. Действительно, там говорилось о том, что возможен этот Третий Рим. Но насилием никогда это не делалось, ведь пытались насилием после раскола внедрять новую веру, вот трагедия в чем.
И сейчас мы все-таки видим, что Господь нам дает свободу. Это очень важно, об этом и на Русском соборе говорят, и я много раз выступал. Собственно, меня же никто не ограничивал, я говорил то, что думал, что думают наши единоверцы. И это очень важно, что мы сейчас имеем возможность выверить наш путь. Да, иногда, может быть, нас и обмануть не трудно, потому что мы сами обманываться рады, как говорит поэт. И этот путь, путь русский, — это не западный путь. И Россия имеет свой выбор и должна иметь свой выбор. И он Богом должен быть утвержден, что сейчас и делается с Божьей помощью.
Запад всегда был агрессивен к русской силе
Да, Запад всегда был агрессивен к тому, что утверждалась русская концентрация, это Святая Россия, Святая Русь, Средневековье. Мы знаем вызовы, начиная с Александра Невского и Литовское Княжество, Смутное время, 1812 год и так далее. Всегда была агрессия, но всегда русский народ сплачивался, особенно в таких критических моментах, вокруг своей веры, вокруг Церкви. Это очень важно. И Запад ничего не сможет, хотя дьявол стоит, конечно, он разделяет и властвует.
Если мы будем едины, если мы будем опираться на веру, на Бога, то они нам не страшны. Мы должны бояться не какого-то сильного Запада, не сект, не глобализма, а слабости своей веры. Если у нас крепка вера, то с нами Бог, нас никто не одолеет. Мы на этом стояли, стоим и, думаю, будем стоять.
Общие дела с Западом — школа, семья, борьба с вредными привычками
Я думаю, что в какой-то мере да. Наплыв западных сект, каких-то новых конфессий, чуждых для России, уж не говоря о возвращении к язычеству в какой-то мере.
Да, в какой-то мере это наша общая платформа. Да, нас сближает эта позиция. Но основное, что должно нас сближать, — это возвращение к тем истокам Святой Руси.
Во время раскола мы разделились, к сожалению. И если мы будем возвращаться (я сейчас вижу, что понимают в Московской Патриархии, Патриарх тоже понимает) постепенно к этим истокам, устоям, обычаям, традициям, формам… Это идет. Хотя вот уже почти 350 лет прошло, но сейчас, слава Богу, происходит осознание того, что мы зашли все-таки не туда, что реформа была страшным потрясением для России, этот раскол.
И мы должны просто свою силу еще раз проверить, усилить общими делами. А есть у нас, конечно, общие дела. Это школа, семья, борьба с вредными привычками, традициями, абортами, за чистоту русского языка и т.д. — вот наши общие дела, общие позиции с Московской Патриархией и с другими традиционными конфессиями. И мы это услышали в обращениях тех, кто выступал от мусульман и других.
Сейчас, в это довольно-таки трудное время, понимаем, что идет информационная война. Но это в какой-то мере нас сближает. Сближает как раз позиции, что мы должны в этих вопросах быть едины. Это очень важно сейчас.
Беседовала Вероника Иващенко. Источник: tsargrad.tv
Слава Богу!