После состоявшегося совещания рабочей группы, сформированной официальными представителями старообрядческих церквей для координации сотрудничества в сфере отношений с обществом и государством, в редакцию сайта «Русская вера» поступило ряд вопросов от наших читателей, а также просьбы представителей старообрядческой общественности разъяснить смысл этой инициативы. Сегодня мы беседуем с координатором рабочей группы профессором М.О. Шаховым.
Михаил Олегович Шахов — доктор философских наук, профессор кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. С 2004 г. по настоящее время — член Экспертного совета Комитета по делам общественных и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Преподаватель Сретенской духовной семинарии. Заместитель председателя Экспертного совета по проведению Государственной религиоведческой экспертизы при ГУ Министерства юстиции РФ по Москве. Член Комиссии Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики. Автор пяти монографий, более 100 научных публикаций.
***
Отвечая на этот и последующие вопросы, хочу подчеркнуть, что я высказываю действительно своё личное мнение. Рабочая группа только начала свою деятельность, даже её название, не говоря о формулировке целей и задач, может уточняться и дорабатываться общими усилиями, путем поиска оптимальных вариантов.
Тем не менее базовое взаимопонимание было достигнуто уже на подготовительной стадии, в ходе переговоров со старообрядческим Митрополитом Московским и всея Руси Корнилием (Титовым), с древлеправославным Патриархом Московским и всея Руси Александром (Калининым). Рабочая группа прежде всего должна дать практический ответ на вопрос: возможна ли координация, согласование действий Древлеправославных Церквей в сфере отношений с государством и обществом. Есть целый спектр вопросов и проблем, которые могли бы более эффективно разрешаться к общей пользе, если бы российское старообрядчество действовало солидарно, на основе взаимоподдержки.
Современное российское государство достаточно благожелательно относится к насущным потребностям и пожеланиям так называемых «традиционных религий». В таких вопросах, как выделение государственной поддержки на ремонт и реставрацию церковных зданий, являющихся памятниками истории и культуры, возвращение национализированных в советские годы храмов и монастырей, правильное освещение истории старообрядчества в школьном курсе «Основы православной культуры», объединение усилий старообрядческих Церквей способствовало бы тому, чтобы органы власти — федеральные, региональные, местные — более внимательно и полноценно учитывали бы интересы старообрядчества. Не менее важно и соединение усилий в диалоге с современным российским обществом, которое в значительной части является нерелигиозным и имеющим весьма смутные представления о Православии и его истории. Такие мероприятия, как грядущее празднование 400-летия протопопа Аввакума, могут в полной мере реализовать свой культурно-просветительский потенциал, если будут проводиться совместными усилиями Древлеправославных Церквей. (Юбилей со дня рождения протопопа Аввакума будет отмечаться в 2020 году — прим. ред.)
В наших планах также изучение путей развития международных контактов со старообрядческими религиозными организациями ближнего и дальнего зарубежья.
В общем, уже в названии рабочей группы, которое мы приняли после непростого обсуждения, сформулировано краткое изложение программы её деятельности. Обращу особое внимание, что рабочая группа четко ограничивает свою деятельность — это насущные социальные проблемы, а не богословский диалог или диспут.
На 3 марта запланировано проведение Круглого стола по теме «Актуальные проблемы современного старообрядчества», в июне должна состояться Международная конференция «Старообрядчество, власть и общество в современном мире». Эти мероприятия реализуются в рамках грантового проекта «Старообрядчество в современном мире: социальное служение, диалог с государством». Цели проекта во многом близки с целями рабочей группы: изучить положение современного старообрядчества, его проблемы во взаимоотношениях с обществом и с органами власти, наметить пути разрешения этих проблем и делать более общедоступными знания о современном старообрядчестве.
Я считаю справедливым, что на фоне весьма значительных сумм, выделяемых в виде государственных грантов на нужды других конфессий, государство признало социально значимым старообрядческий научно-практический проект. Рабочая группа — это деловой разговор полномочных представителей Древлеправославных Церквей. Грантовый проект позволит дополнить этот диалог организацией двух больших встреч старообрядцев для обсуждения научно-практических проблем. Также в рамках научно-исследовательского проекта будет написано и опубликовано справочное издание о современном старообрядчестве.
Круглый стол будет достаточно «камерным» мероприятием. На нем предполагается по 2-3 небольших доклада от РПСЦ, РДЦ, ДПЦ и последующее обсуждение. Всего ожидается до 30 приглашенных. При этом мы отказываемся от строго формального подхода, когда выделяется по 2 или по 3 выступления на согласие, а кто будет говорить и что говорить — неважно. Конечно, круглый стол не может превратиться в монолог одного согласия, но при составлении программы мы намереваемся прежде всего дать слово тем, кого интересно будет послушать. С оглядкой на соблюдение пропорций между согласиями. Это об основных докладчиках. Кроме того, выделим по согласиям некоторое количество пригласительных билетов, в рамках обозначенной общей численности участников.
Тот же самый подход (с учетом опыта от проведения круглого стола) предлагается и для Конференции, которая будет значительно более масштабным мероприятием. Подчеркну, это не «съезд», на котором голосуются и принимаются какие-то решения или резолюции, это форум, старообрядческий научно-практический диалог.
Конечно, чем больше старообрядческих объединений будет содействовать достижению общественных интересов старообрядчества, их защите, формированию положительного отношения к старообрядчеству в обществе, тем эффективнее будет эта работа. Принципиально важным было создание рабочей группы, в которую официально делегированы представители основных Древлеправославных Церквей, то есть попытка начать не просто общественное обсуждение, а межцерковный диалог. Тем не менее без участия старообрядческой общественности, людей, которые не только могут и хотят работать, но уже работают в этой сфере, идея может не реализоваться.
На это я уже ответил в первом ответе. Упомяну ещё об обмене опытом работы с органами власти. Уже с самого начала выяснилось, что есть чем обмениваться и помогать друг другу. Конечно, готового и законченного списка тем и проблем у нас нет. В том и состоит первая задача рабочей группы, чтобы выработать этот список. А затем (или параллельно) искать пути достижения сформулированных целей и выявленных проблем, методы сотрудничества и координации усилий.
В регистрации рабочей группы в качестве юридического лица нет необходимости. Но она не является «неформальной», ибо каждая из Церквей «формально» направила своих представителей в рабочую группу.
Скорее, не предусмотрен. Потому что неразумно пытаться разом решить все проблемы межстарообрядческих взаимоотношений. Сконцентрировавшись на богословской дискуссии, которая длится уже веками, можно не дойти до той практической тематики, которой должна заняться рабочая группа.
Но совсем уйти от богословских проблем, говоря об отношениях с обществом и государством, невозможно. Предполагается обсудить проблему богословской характеристики современного общества и государства.
В старообрядческом богословии эта проблема в период после революции 1917 г. почти не затронута. Если в царской России государство и общество были «никонианскими», то как охарактеризовать постсоветские государство и общество? Ведь государство у нас нерелигиозное, а значительная часть общества — люди фактически неверующие. А в зависимости от, казалось бы, теоретического богословского ответа на этот вопрос следуют очень практические выводы. Например, о формах социального служения, благотворительности в отношении «внешнего», нестарообрядческого населения. О возможности участия Древлеправославных Церквей в работе по патриотическому воспитанию, которая возрождается в современной России.
Экуменизм, в моем понимании, основывается на том принципе, что достижение религиозного единства важнее богословских разногласий, которыми нужно пренебречь. Чтобы максимально дистанцироваться от экуменизма, от известной с дореволюционных времен проблемы «возможно ли объединение старообрядчества в одну Церковь?», рабочая группа с самого начала отказалась от богословских дискуссий и попыток канонического «сближения».
Конечно, со строгой канонической позиции можно заявить: «никакого «старообрядчества» вообще нет, есть истинная Церковь и еретики за её пределами, и разговаривать нам не о чем, кроме как о чине вашего к Церкви присоединения». Но жизнь вновь и вновь показывает нам, что межстарообрядческое сотрудничество и взаимоподдержка в практических делах возможны, нужны и полезны.
Безо всяких уступок в вероучительных вопросах.
Рабочая группа — это постоянно действующее совещание представителей Древлеправославных Церквей, а не независимая самостоятельная организация. Поэтому она может выработать предложения для церковного руководства (священноначалия) относительно церковной поддержки созданию Движения и, в случае их одобрения, быть оперативным связующим звеном между Церквями и Движением. Подчеркну, как и в начале этого интервью, что это моя личная точка зрения. Мы только начали работу и пока находимся в стадии установления сотрудничества с инициаторами Движения.
Беседовал Глеб Чистяков
Хотелось бы узнать. Если это межрелигиозный диалог между старообрядческим священством, круглый стол и научно-практическая конференция, как узкорелигиозное мероприятие, для обсуждения вопросов между старообрядческим священством разных согласий, то будут ли приглашать ученых и общественность с докладами и будет ли издан сборник статей помимо справочника?