7 августа (25 июля ст. ст.) Церковью отмечается Успение преподобного отца нашего Макария, желтоводскаго и уньженскаго, новаго чудотворца, который за свою земную жизнь основал четыре обители и знаменитый Оленевский скит, ставший после раскола XVII века старообрядческим. Также именем Макария была названа знаменитая на всю Россию макариевская ярмарка.
Содержание:
- Житие преподобного Макария Унженского
- Почитание и чудеса преподобного Макария Унженского
- Тропарь и кондак преподобному Макарию Унженскому
- Преподобный Макарий Унженский. Иконы
- Храмы на Руси во имя преподобного Макария Унженского
Житие преподобного Макария Унженского
Преподобный Макарий родился в 1349 году в Нижнем Новгороде в семье благочестивых родителей Иоанна и Марьи. В этот период в Нижнем Новгороде княжил Константин Васильевич, который был славен благочестием и силой. Согласно преданию, дом родителей Макария находился в 7 саженях от церкви Жен-Мироносиц; а с противоположной стороны в 7 саженях располагался дом, где родился преподобный Евфимий Суздальский. Еще в младенчестве Макарий был достоин удивления: когда бывал благовест церковный к утрени — пробуждался и плакал, слезами выражая желание свое быть в церкви; он плакал во время звона к каждой церковной службе, а когда богослужения не было, то спал непробудным сном. Сначала родители не понимали этого, но однажды в праздник взяли младенца в церковь, и когда вошли с ним в храм Божий, плач сразу прекратился, младенец во время всей церковной службы улыбался и ласкался к матери своей. И с тех пор стали носить его в приходскую церковь Жен-мироносиц на каждую службу.
Когда Макарию исполнилось семь лет, родители отдали его учиться грамоте, в учении он показывал необычайнее успехи, которым дивились его учителя. Он превзошел своих сверстников в разумении Священного Писания, в послушании, кротости. Макарий не участвовал в играх с детьми, а стремился проводить свободное время в церкви и за книгами. Часто бывал он в Печерской обители — особенно сильно тянулось туда его сердце.
В двенадцать лет Макарий тайно от родителей ушел и принял иноческий постриг в Печерском Вознесенском монастыре от Дионисия, будущего архиепископа Суздальского. Родители искали своего сына всюду, и только спустя три года отец случайно узнал от одного из иноков о том, что Макарий находится в Печерской обители. «Иоанн пришел к нему и слезно умолял сына лишь о том, чтобы он вышел повидаться с ним. Макарий разговаривал с отцом через стену и сказал, что увидится с ним в будущей жизни. „Протяни мне, по крайней мере, свою руку“, — просил отец. Сын исполнил эту просьбу, а отец, поцеловав протянутую руку сына, и благословив его, возвратился домой». В монастыре Макарий был строг и аскетичен. Пищу принимал он только для поддержания жизненных сил, но при этом всегда ходил с братией на трапезу, чтобы не показаться строгим постником в глазах других. За свою подвижническую жизнь Макарий приобрел почет и уважение среди монастырских насельников. Тяготясь этим, он решил уйти из монастыря и поселиться в безлюдном месте.
Странствуя несколько лет, Макарий в начале своего отшельнического подвига подвизался на реке Лух и затем построил малую келью на берегу Волги, близ слободы Решмы Юрьевецкого уезда, где через некоторое время основал обитель во имя Богоявления Господня, которая впоследствии стала Свято-Богоявленским Макариевым Решемским монастырем.
В 1434 году Макарий основал Желтоводский монастырь во имя Пресвятой и Живоначальной Троицы в устье реки Керженец. За четыре года существования обители к Макарию присоединилось немало монахов, монастырь был весьма известен, на его обустройство делал пожертвования великий князь Василий Темный.
Согласно житию, Макарий, «обходясь ласково и беседуя с приходящими иноверцами», обратил в православие немало чувашей, марийцев, мордвы, татар. Расцвет обители длился пять лет. В 1439 году монастырь был разорен ханом Улу-Махметом. Большинство монахов было убито, а сам Макарий был уведен в плен в Казань. Спустя некоторое время Улу-Махмет отпустил его, с запрещением восстанавливать монастырь и возобновлять иноческую жизнь на прежнем месте.
По возвращении Макарий предал земле убитых монахов и вскоре отправился с теми, кто остался жив, в Галичскую землю, с намерением основать там новую обитель. Тогда Макарию было уже 90 лет. Путь был тяжелым. Вот как повествует об этом житие: «В дороге не стало у них хлеба, голод начал терзать непривычных к посту. Преподобный Макарий стал молиться, и вот нашли они завязшего в узком месте лося. Это было во время поста Апостольского, за три дня до праздника. Путники просили у преподобного Макария позволения утолить голод лосем. Он не благословил им нарушить пост и убеждал потерпеть до праздника святых апостолов Петра и Павла. «Поверьте, братия, — прибавил старец, — лось будет в ваших руках, когда придет время разрешить пост. Потерпите еще три дня — Господь сохранит жизнь вашу».
Путники послушались преподобного и, надрезав ухо лосю, отпустили его, а преподобный молил Господа, чтобы Он укрепил слабых его товарищей. По милости Всемогущего даже малые дети остались живы, пробыв без пищи до праздника апостолов. В праздник преподобный Макарий, отойдя в сторону от прочих, преклонил колена и, воздав благодарение Творцу, молил Его пропитать его голодных спутников. И вот неожиданно явился тот самый лось, которого пустили на свободу за три дня перед тем. Его поймали, и святой старец с радостью благословил его для трапезы. «Надейтесь же, друзья мои, на Господа, — говорил он, — Он не оставит нас и впредь». Согласно преданию, на этом месте Макарий и сопровождавшие его иноки основали Оленевский скит, который после церковного раскола XVII века остался верен древнерусским традициям и заветам преподобного, а потому стал считать старообрядческим.
В 15 верстах от Унжи Макарий основал деревянную «Макарьеву новую пустынь» (впоследствии Макарьевский Унженский Монастырь). Известно, что по пути из Казани в Унжу Макарий останавливался в Варнавинской пустыни, где беседовал с Варнавой Ветлужским.
Последние дни своей подвижнической жизни Макарий проводил в тех же трудах, к которым привык с малых лет. Он часто посещал город Унжу, чтобы не лишать жителей его спасительного слова. Как сообщает его житие: «Отходя ко Господу, он приобщился Святых Тайн и заповедал, чтобы его тело было отнесено в устроенную им Унженскую обитель. В самый час блаженной его кончины внезапно исполнился благоухания весь город Унжа и окрестные селения, так что все уразумели, что чистая душа отходит к Господу. Преставился Макарий в 1444 году в возрасте 95 лет в Унженском монастыре».
Почитание и чудеса преподобного Макария Унженского
Почитание Макария как великого подвижника началось вскоре после его блаженной кончины, сперва в тех местностях, где он бывал, а затем и распространилось на всю землю русскую. Вскоре после кончины Макария поселились в его пустыни любители пустынной жизни, воздвигли над гробом его храм и завели монашеское общежитие. В 1522 году громадные толпы татар окружили Унжу и трое суток осаждали слабый город, но не могли взять его, устрашенные видением грозного черноризца. В четвертый день они бросили огонь в город и город загорелся. Народ в ужасе повторял: «Святой Макарий, помоги нам!» И неожиданно полился дождь, пожар был залит, а татары в ужасе бросились бежать из города. Достойные видели в это время преподобного в облаках, заливающего пожар. Пленные татары говорили, что им виделся старец на коне, в иноческой одежде, вторгнувшийся в их полки и метавший в них стрелы. В то же время отдельный отряд татар из трехсот человек хозяйничал в Макариевой пустыни: враги хотели обворовать раку, обитую серебром, но внезапно ослепли. Это навело ужас на всех, все бросились бежать и многие потонули в озере Унже.
В 1532 году молитвами преподобного Макария был спасен от татар город Солигалич, и благодарные жители устроили в соборном храме придел в честь святого. Более 50 человек по молитвам преподобного Макария получили исцеление от тяжелых недугов. 190 лет Желтоводский монастырь находился в запустении, а в 1620 году вновь был отстроен благочестивым старцем Авраамием по повелению троекратно явившегося ему преподобного Макария.
Житие Макария Унженского было написано в XVI веке. По предположению Н. В. Понырко, создано около 1552 года в Унже или в Солигаличе.
Житие имеет две редакции, краткую и пространную. Первоначальной является краткая редакция. Составитель пространного Жития пользовался кратким, словесно украсил его, но не распространил фактическую основу.
Служба Макарию в отдельных списках предшествует краткому Житию. Время ее создания Н. В. Понырко также определяется кануном 1552 года, поскольку здесь в молитвенном обращении к святому есть прошение о даровании «победы православному царю нашему на неверныя варвары». Служба имеет солигалическое происхождение: Макарий называется в ней «заступником и помощником» «граду нашему Галическому», говорится, что «днесь град твой, отче, Галич, тобою хвалится».
Днем памяти преподобного Макария является 7 августа, к этому же дню в 1641 году была приурочена знаменитая Макарьевская ярмарка, которая, кстати, в ХIХ веке стала местом активной деятельности купцов-старообрядцев. Считалось, что преподобный покровительствовал волжским торговцам. Также на этой ярмарке выступали известные старообрядческие начетчики и проходили религиозные диспуты с миссионерами синодальной церкви. Обретение мощей преподобного Макария произошло в 1671 году.
Мощи преподобного Макария находятся в Макарьевском Унженском монастыре. Его честная глава с 2005 года находится в Печерском Свято-Вознесенском монастыре.
Тропарь и кондак преподобному Макарию Унженскому
Тропарь, глас 5.
Днесь град твой Галичь тобою хвалится. В концех бо его пресветло яко велие солнце восиял еси. И чудесы убо своими преподобне Макарие вся озарил еси. И ныне молися Господеви, избавитися душам нашим от прелести вражия, и спастися граду твоему от поганскаго наития.
Кондак, глас 2.
Вторыи Моисей явился еси преподобне. Он бо жезлом море раздели, ты же страсти яко амалика победи. И непроходную пустыню, немятежным умом прошел еси. В ней же молитвами своими велие чудо сотворил еси. Гладныя люди до изобилия прекормил еси. И ныне молися Господеви, подати всем печальным утешение, Макарие отче приснопамятне, иже галичестей стране и всей русской земли похвала и утвержение.
Преподобный Макарий Унженский. Иконы
Преподобный Макарий Унженский традиционно на иконах изображается в полном иноческом облачении, с благословляющей десницей и свитком в левой руке.
Изображения преподобного Макария в Поволжье появились уже в XVI столетии; особенно широкое распространение они получили после его канонизации. Ярославская икона XVII века относится к числу самых ранних дошедших до нас житийных икон святого.
Храмы на Руси во имя преподобного Макария Унженского
Во имя преподобного Макария Унженского был освящен придел церкви Рождества Иоанна Предотечи Николо-Надеинского прихода в Ярославле. Теплый храм в честь Рождества Иоанна Предотечи с приделом во имя Макария Унженского с южной стороны алтаря был построен в XVII веке на средства купца Никифора Петровича Холщевникова. В 1836 году главы над церковью и приделом были сняты и заменены полусферическим куполом, а вход в церковь перестроен в классическом стиле и украшен колоннами. Иконостас в храме был резной двухъярусный золоченый, с иконами «большею частию новой кисти». Вся теплая церковь была расписана стенным письмом. Под приделом преподобного Макария был захоронен строитель храма Н.П. Холщевников. Теплый храм снесен после 1931 года.
Во имя преподобного Макария Унженского освящен придел церкви Спаса Преображения в с. Пурех Чкаловского района Нижегородской области. Церковь первоначально была деревянной и построена была в 1613-1615 годах в честь освобождения Москвы. В 1864 году, после пожара, церковь перестроили. В 1879 году к ней были пристроены новые трапезная и колокольня с семнадцатью колоколами. В 1934-1937 годах Спасо-Преображенскую церковь закрыли. В настоящее время восстановлена.
Печерскому монастырю в советское время более-менее «повезло», его по минимуму поддерживали, там находились и реставрационные мастерские. а ныне покои — аппартаменты митрополита Георгия. А вот Макарьевский находился в плачевном состоянии, т.к. вместе с поселком попал в планируемую зону затопления. В 17 в. игуменом монастыря был Павел, будущий епископ Коломенский, единственный из архиреев открыто выступивший против «реформ» Никона. В период функционирования Макарьевской ярмарки старообрядцы вели себя активно — не только торговали, но и распространяли «»листки», отпечатанные в Клинцах. Селились в соседних селах В.Красный Яр и Валки. Попытка построить деревянный храм в наше время оказалась неудачной и сруб перевезли в заречную общину Н.Новгорода. А напротив через Волгу на въезде в г.Лысково стоит древний Спасо-Преображенский собор — подворье монастыря с пределом Макария Унженского и Желтоводского. До сих пор в неприглядном состоянии и служба бывает один раз в год. Слева до революции была старообрядческая молельня, а справа стоит родительский дом митрополита Алимпия. В начале 90-х старообрядцы просили собор, а после отказа построили недалеко небольшой, но красивый храм.