От редакции: В конце мая 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин посетил духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу. Исполнительный директор благотворительного Фонда имени святителя Григория Богослова Леонид Михайлович Севастьянов в передаче «Плод веры» на телеканале «Союз» рассказывает об истории старообрядцев и сохранении ими собственных традиций в современном мире.
***
Старообрядчество не является обрядоверием. Старообрядчество через сохранение обрядов несет в себе особую идеологию. Эта идеология заключается, если хотите, в религиозном патриотизме, где патриотизм является частью религиозного чувства. Для старовера основой религиозности, основой истины является его принадлежность к культуре, он не мыслит себя в интернациональных или глобалистских рамках, старовер всегда привязан к русской культуре. И считает, что Бог общается с человеком, прежде всего, через его культуру.
Если мы исследуем словообразование в разных языках, то увидим, что народы могут одну и ту же реальность через какое-то определение выражать совсем по-разному. К примеру, когда нашими отцами, предками было принято православие, многие термины были переведены на русский язык, но основной термин «Бог» сохраняется на древнем, еще дохристианском языке. Мы, в данном случае, являясь православными христианами, воспринимаем Бога через то слово, через которое его воспринимали наши отцы еще до принятия христианства. Слово «Бог» означает «богатый милостью», это древнее слово, которое не является точной копией греческого термина «Феос». То есть, мы видим, что с самого начала боговосприятие и мировосприятие не обязательно были идентичными восприятию греков или византийцев. Через даже маленький пример мы видим, что человек общался с Богом через свою культуру, через культурное восприятие божественного.
Очень многое в нашем восприятии Бога определяется даже климатическими условиями. Например, когда мы говорим «Хлеб наш насущный даждь нам днесь…», то у эскимоса это очень сложно понимаемо, потому что он никогда хлеб не видел. Если бы ему переводили в точности греческое восприятие, то он бы не понял, о чем речь. Я хочу сказать, что даже Исус Христос проповедовал конкретной культуре, и потом разные культуры воспринимали эту истину через призму своей культуры, через свое миросозерцание. Русские люди своим менталитетом отличаются от византийцев, греков, поэтому русский человек может воспринимать Бога через свою культуру, через свой язык и традиции. И, соответственно, любое привнесение для него было изменением гармонии боговосприятия. Для русского человека, если он всегда крестился двумя перстами, было очень сложно понять, почему он должен принимать чужую традицию, если преподобный Сергий Радонежский, его отцы, спасались тем, что крестились двумя перстами.
Идеология старообрядчества заключается в том, что русскость является критерием всех вещей. В русской традиции для староверов будет оплот истинности, если покажете староверу древнеславянскую книгу и греческую, то он выберет древнеславянскую. Даже если ему покажете Библию синодального перевода, то для него все равно первоисточником будет Острожская Библия, например. Идеологией старообрядчества является русскость, как в культурном плане, так и в географическом.
Если говорить в радикальном смысле, то староверу сложно понять, зачем граждане России должны ездить с паломничеством в какие-то далекие страны, в то время когда у нас очень много святынь, например, в Ростове Великом. Почему мы должны почитать святых, не связанных с нашей культурой, при этом забывая о таких святых, как Леонтий и Исаия Ростовские. Все русские забыли, что такие святые существовали, а они были настолько важными для русского человека, что молитвы им помещены в Проскомидии. Это сознание старовера. Для него важнее те святые, которые прошли свой христианский путь на этой земле.
Старообрядчество, к сожалению, было подвергнуто жесточайшим гонениям в XX веке, так же, как и Русская Православная Церковь. Основные интеллектуалы были уничтожены. Многие из вновь пришедших староверов относятся к своей религии формально, следуя лишь обрядовой составляющей. Например, старовер будет считать, что нельзя пить или есть из одной посуды с человеком не его религии. И это просто из-за того, что он считает, что так поступали его отцы. На самом деле забыта истинная мотивация этого поступка. У староверов, живших два века назад, мотивация была очень простая. На Руси очень часто свирепствовали эпидемии чумы, оспы и других болезней. Они уносили целые города, и вопрос санитарии был первостепенным. Когда люди жили в одной общине, они знали поведение всех членов общины, через исповедь, через обсервацию. Когда приходил внешний человек, они не знали ничего о нем, и, соответственно для того, чтобы сохранять какую-то санитарию, они выделяли для него отдельную посуду, чтобы защитить общину от болезней. Такой поступок не был негативным, а наоборот позитивным в плане заботы о своей общине.
Современным староверам очень полезно изучать глубинные смыслы религиозных традиций. Это касается не только староверов, но и православных, когда православные живут какими-то внешними формами, забывают о том, что внешние формы всегда выражают какую-то идеологию, к чему-то подталкивают. Например, пост воспитывает чувство самоограничения, но не является самоцелью, а является средством. Когда я говорю, что, с одной стороны, старообрядчество является глубинной идеологией, а с другой стороны, что сами староверы не всегда это понимают и следуют только внешним формам.
Я часто наблюдаю очень агрессивное поведение некоторых староверов, когда они могут выгнать из храма или просто нагрубить. Надо сказать о том, что это обычное поведение староверов-неофитов, которые в старообрядчестве недавно, может, год–два, и они не понимают глубинности идеологии, подражают лишь внешним формам. Мне думается, что такие люди не являются подлинными староверами, потому что, чтобы стать старовером, человек должен понять смысл формы и обряда, жить идеологией, а не внешней оболочкой.
Существуют две основные причины. Первая — это то, что человек ищет дисциплину. Я знаю на своем опыте, что в старообрядчество обращались не только русские люди, а американцы даже. Один мой знакомый перешел из протестантизма в православие, а потом в старообрядчество. И он мне так объяснил: «Мне нужна дисциплина, мне нравится, что мне говорят, что нужно так и так молиться, поститься. А в Православной церкви я не мог себя найти, потому что из-за того, что я богатый, я мог не поститься, приходил, и мне все прощалось. Я чувствовал, что не могу совершенствоваться, потому что мне ничего не нужно делать. А в старообрядчестве мне приходится очень строго жить. Несмотря на то, есть у меня деньги или нет, я должен быть как все».
Вторая причина интереса к старообрядчеству — это поиск русской идентичности. Не секрет, что эту тему эксплуатируют неоязычники. На самом деле никто не знает, кто такие неоязычники, во что они верят, современные неоязычники — это просто реконструкторы, которые черпают информацию из своих воображений. Так вот, их главный аргумент — православие является занесенной религией, оно не является истинно русской религией в плане нашего культурного кода, грубо говоря, в лучшем случае — это религия греков, а в худшем — евреев. И неоязыческие идеи находят большой отклик, если Вы посмотрите их ролики на YouTube, то у них миллионные просмотры. О чем это говорит? Что в нашем обществе есть запрос на самоидентификацию в плане своей национальности. Часто человек чувствует себя некомфортно, если он находится в глобалистской культуре, то есть ему комфортнее найти самоидентификацию в своей национальной культуре.
В данном случае старообрядчество тоже предстает такой религией, которая имеет свою основу в русских корнях, которая говорила о том, что русские корни важнее, к примеру, чем греческие или малороссийские. Многие староверы ставят под сомнение существование Киевской Руси, то есть они говорят: «Было одно, единое, русское государство, Киев — это провинция, а центр — это так сказать, центральная часть России». И в этом они находят самореализацию своих идей.
В любом случае Православная церковь и государство должны базироваться на основе запросов общества. Русская церковь и правительство должны прекрасно понимать эти новые тенденции в обществе, новые запросы общества, соответственно, запрос у нас на дисциплину и на русскость. Считаю также, что необходимо способствовать развитию старого обряда внутри РПЦ, всячески поддерживать инициативы тех приходов, которые хотят служить по старому обряду. Необходимо менять способ общения с другими старообрядческими церквями, я считаю, что какие-то термины должны отмирать, например, такой термин, как «раскольник» в отношении старообрядцев.
Думаю, что правильно относиться к старообрядцам как к некой внутрицерковной оппозиции, которая на протяжении истории всегда существовала в церкви в той или иной степени. Тем более, что многие исследователи считают, что само монашество родилось как оппозиция секулярным явлениям внутри древней церкви. А сейчас оно является неотъемлемой частью Русской церкви. То же самое может быть и со старообрядчеством, может, нам стоит подумать о том же подходе, когда мы восприняли бы старообрядчество как оппозиционное движение внутри Православия и позволили бы старообрядчеству влиться в Русскую Православную Церковь на правах широкой автономии, где просто не препятствовалось сохранение всех форм, но и поощрялось, помогали бы открывать новые старообрядческие храмы, продвигали бы старообрядческое сознание, культуру. Но здесь должна быть обоюдная ответственность, должно прийти осознание, что старообрядчество никогда не мыслило себя вне общей русской церкви, они должны быть заинтересованы чувствовать себя частью чего-то большого, целого.
Возвращаясь к визиту В.В. Путина на Рогожское кладбище, я считаю, что государственная власть так же, как и в диалоге с РПЦЗ, может быть главным гарантом и главным переговорщиком. Как ни странно, русская власть, если мы говорим об истории, разделяла и не способствовала объединению старообрядчества с РПЦ, а сейчас, наоборот, русская власть может способствовать этому объединению, путем того, чтобы подчеркивать единое целое между православием и старообрядчеством.
Нам нужно отказаться от примитивных форм мышления, когда мы просто говорим: «белое и черное» и являемся судьями, а на самом деле очень часто процессы, которые происходят, мы понимаем только в исторической перспективе, только через века можно осознать, почему произошло то, а не иное. Мы должны стремиться к единению всех русских и, прежде всего, православных людей, нас не так много, чтобы искать разделения между нами, мы должны искать общие формы, которые нас объединяют.
Прежде всего, старообрядцев нужно воспринимать как русских людей, которые имеют тот же генетический и культурный код, что и мы, и мы должны воспринимать старообрядцев не как каких-то раскольников, а как наших братьев, и делать все, чтобы сближать наши позиции. Мы не только должны признавать ценность старообрядчества, но и способствовать, чтобы староверы тоже осознали, что Русская церковь является для всех нас общим домом.
Самым влиятельным является белокриницкое согласие, центр которого находится на Рогожском кладбище. Митрополит Корнилий (предстоятель Русской Православной старообрядческой Церкви — прим. ред.) становится таким объединительным лидером всего старообрядчества. Он ведет переговоры с правительством от лица всех старообрядцев, у него есть полномочия, есть мандат на это. Существует диалог с РПЦ, но есть проблемы в этом диалоге, они связаны с какими-то каноническими нюансами, причем с двух сторон. Есть первостепенные обвинения, которые мешают сдвинуться в переговорах.
Со стороны РПЦ не решен вопрос признания старообрядческой иерархии. Белокриницкая иерархия вызывает сомнения потому, что ее основатель, митрополит Амвросий, единолично рукоположил епископа для староверов, и тут встает вопрос, может ли епископ единолично рукополагать. Со стороны староверов другое главное обвинение — в практике крещения в РПЦ, которое бывает обливательным. Староверы считают, что крестить можно только погружательно. Обливательное крещение они считают недействительным. Об этом говорилось на соборе 1620 года, что крещение может быть только погружательным. Так вот, эти взаимные претензии являются краеугольными, их необходимо решить для выравнивания диалога и поиска какого-то компромисса. Я считаю, что и со стороны РПЦ и со стороны старообрядцев люди больше смотрят на форму, чем на содержание.
Если мы говорим о рукоположении епископа, смысл рукоположения двумя или тремя епископами заключался в том, что епископ должен быть выбран народом, должна быть народная рецепция и рецепция всей Церкви, выраженная в том, что два или три епископа его рукополагают. Это символ признания кандидата не только местной общиной, которая тогда этого кандидата выдвинула, но и признание этого кандидата всей полнотой церкви. Но подобное признание может быть и постфактум, то есть, если сейчас Русская Православная Церковь признает белокриницкую иерархию. Второе, о непогружательном крещение. Нужно понимать, что крещение имеет формы и содержание. В данном случае нарушена форма, но содержание не нарушено, так как ребенка крестят во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа, у него есть крестный, читается Символ Веры, вся догматика соблюдается. Здесь мы должны понимать разницу между общим и частным, что нарушения священника — это его личные нарушения, которые должны как-то наказываться, но при этом они не меняют содержание.
Можно предположить на примере других таинств, что священник молится в алтаре и может не прочитать какую-то молитву, или обряд не выполнить, народ стоит в церкви, и, не зная этого, причащается, а нарушения священника не распространяются на народ. В истории канонического права были случаи, когда непогружательное крещение признается допустимым, если для погружательного не было условий. Например, человека крестят в пустыни, о каком погружении может идти речь, есть примеры, когда мать крестила своего ребенка грудным молоком, так как по какой-то причине рядом не было воды, то есть, мы не можем сказать, что ребенок не крещен, да, были нарушены формы, но это не значит, что не было соблюдено содержание. За нарушение форм каждый человек несет персональную ответственность, притом, что человек, над которым таинство совершается, все равно приобщается общей благодати. И наоборот, можно представить, что форма полностью соблюдена, но можно сказать, что человек некрещеный, когда это делается для профанации, для перфоманса. Погрузят его, а он не верит в это, здесь точно можно сказать, что человек некрещеный, хотя форма соблюдена. То же при рукоположении, человек может пройти всю формальность, а при этом быть атеистом. Поэтому я считаю, что большее внимание нужно обращать не на форму, а на внутреннее содержание.
Старообрядцы не мыслят себя, свою религию вне России, вне русского языка. Поэтому вернуться на территорию России для них является не только естественным, но и религиозным чувством. Это то же самое, как для еврея вернуться в Израиль. Конечно, приезжая в Россию, старообрядцы сталкиваются с трудностями, во-первых, потому что здесь совершенно другое законодательство, чем то, к которому они уже привыкли, например, в Латинской Америке. Здесь уже совершенно новые традиции, чем те, которые были когда они уезжали. Потому что Россия все-таки за 100 лет поменялась. Приезжая в Россию, они сталкиваются с нашей пресловутой коррупцией, хамством, и очень многие не выдерживают как раз вот этих проблем и возвращаются туда, откуда приехали.
Я считаю, что для государства, которое ищет какие-то новые идеологемы, восстанавливает старые идеологемы, государство, которое сейчас находится во враждебном окружении, во враждебном мире, возвращение староверов именно в данный момент является очень серьезной глубокой идеологической поддержкой. Что это означает для государства? Несмотря на то, что все нас критикуют, несмотря на то, что все считают, что мы идем не этим путем, исторически русские, которые как раз считали, что мы шли не тем путем на протяжении трех веков, сейчас как раз признают наши действия верными. Можно сказать, что староверы всегда негативно относились к власти, но вот именно к нашей администрации они относятся хорошо, именно при нашей администрации они хотят вернуться. Для государства это является очень серьезным и мощным месседжем, как для своей самооценки, так и в качестве послания для внешних. Государство не должно думать об экономической целесообразности в данном случае. В данном случае, я считаю, что государство должно понимать, что оно инвестирует, прежде всего, в идеологию, пытается восстановить русскую идеологию, которая была основой государства. Государство должно всячески способствовать, чтобы староверы возвращались, занимались сельским хозяйством, как они и хотят, были такими, можно сказать, зернами положительного влияния. Староверы как раз могут показать, что русская культура является основой нашего пути, нашего развития.
> Идеологией старообрядчества является русскость, как в культурном плане, так и в географическом.
Как-то много тут вопросов возникает сразу. И попы из Уганды и Пакистана вспоминаются..
А ещё больше вспоминается, что нет во Христе ни эллина, ни иудея. А тут русскость какая-то.
Благодарения Леониду Севастьянову! И всем, кто принес его слова нам :).
А вам реально не кажется, что в старообрядчестве перебарщивают с акцентом на национальное? Вот это русское, русскость и т.п. Ведь христианство не этническая религия, а староверие делает православие чем-то наразрывно связанным с русскостью. А дальше пошло-поехало: сакрализация сарафана и кафтана, русские этнические традиции чуть ли не обязательными для спасения начинают казаться и т.п. Идет вот этот ложный путь на мой взгляд. С русскостью пора завязывать.
Скажем так: не то что перебарщивают, а просто подобное направление на данный момент лишено реального действия, причём не только в старообрядчестве, но и в консервативном направлении обычного Православия. Если видеть возрождение православного христианства именно как русское возрождение, то необходимо делать Россию величайшей страной мира во всех смыслах — прежде всего в духовном, но также в демографическом, промышленном, социальном, интеллектуальном, научном и т.п. То есть ту страну, с которой весь мир будет "делать жизнь". А иначе как это произойдет? Именно из-за отсутствия учёта такой необходимости и не состоялись надежды консервативного крыла православной молодежи начала 90-х гг. на такую же русскость надеявшейся. Увы.
А староверы — ну у них свой мир, таких глобальных задач он не ставит.
Нет, не "перебарщивают". Где оно, "это русское, русскость" в нашей жизни, посмотрите вокруг! Всюду одна попса, макдоны и бургеры, ашаны и прочее, прочее! Где, например, услышать русскую песню? Включить телевизор? Ну включите! Старообрядцы хранят русскость и слава Богу! Пусть будет больше косовороток и сарафанов, пусть русскость будет хоть во внешних проявлениях! А то дожились, появиться в косоворотке в обществе вроде как стыдно, а в рубашке от дойче с габаной вроде как престижно. Но они педерасты!
Я не против многонациональности России, но русских становится все меньше и меньше, города Центральной России просто перенаселены таджиками, узбеками и тд., поэтому в плане национального фактора Л. Севастьянов говорит верно.
Да, выкинь, брат, телеящик и станет легче!
Косоворотка и сарафан — обереги от сексуальных отклонений?!
Если вся загвоздка в сохранении ****кости (заместо *** можно подставить любую национальность), то как сохранить ХРИСТИАНСТВО, т.к. оно наднационально? И кто его сохранил? И, храня одно,не теряем ли другое?
О русскости какой то и с которой пора завязывать, Сергию 985 ( интересно было бы узнать как думают предыдущие 984 сергия) можно без особых усилий узнать из словарей, специальной литературы, интернета. Подходы к содержанию термина разнообразны от минимального (это состояние души; некий набор черт и характеристик), до попытки системного подхода увязать с русской идентичностью,"Русским миром", "русским вопросом", "русской идеей", "русской цивилизацией". По всей видимости, Л.Севастьянов действительно переборщил, вынося такое утверждение в заголовок, а может рассматривал в узком смысле. В этой его второй статье важен другой момент. Ссылаясь на пример воссоединения РПЦЗ с Московской Патриархией, он проводит мысль (далеко не новую) о вхождении старообрядчества в РПЦ на правах широкой автономии. В этой связи хотелось бы обратить внимание на следующее. Во-первых, с Патриархией воссоединились далеко не все приходы РПЦЗ, фактически там произошел раскол, что также неизбежно произойдет, если мысленно допустить, что Освященный Собор РПсЦ примет (!!!) такое предложение. РДЦ и ДПЦ в принципе не рассматривают такое. Во-вторых, наглядный пример из того же единоверия, о какой автономии может идти речь? Да, появились вначале советского периода ненадолго викарные епископы, а каков нынешний статус старообрядных (единоверческих) приходов? В-третьих, РПсЦ, РДЦ, ДПЦ хоть и медленно, с большими трудностями, но продвигаются вперед. Поэтому, пусть каждый занимает свою нишу, а люди сами определяться исходя из того, куда их Господь направит.
Говорить об автономии старообрядчества в рамках новообрядческой церкви можно было в конце 17-го, в 18 веке. Тогда действительно в этом быk смысл.
А сейчас, когда митрополит Корнилий открывает ногой дверь в кабинет президента России, когда в Румынии и Латвии старообрядческие церкви признаны официальными государственными вероисповеданиями, когда на Украине господствующим исповеданием является Киевская Патриархия, а вовсе не РПЦ МП, идти в «автономию» под всяких Питиримов Сыктывкарских не просто смешно, но и крайне губительно.
Вот если само единоверие смогло бы добиться хоть какой-то автономии в рамках РПЦ, а не быть нелюбимым пасынком.
Старообрядчество конечно может использовать потенциал «русскости», и даже отчасти перехватить его у неоязыников. При этом, старообрядчество, в этом направлении гораздо богаче русской символикой и русскими смыслами нежели РПЦ.
Эстетика РПЦ это пелеринки времен Александры Федоровны, пустые глазницы всевидяшего ока петербургских храмов, да поющиеся в каждом храме песнопения немецкой гармонизации князя Львова.
Не пахнет Русью в РПЦ, совсем не пахнет.
"когда митрополит Корнилий открывает ногой дверь в кабинет президента России" — не думаю, что он так воспитан… Сбавьте обороты…
Нюхаете не там, вот и не пахнет.
К тому же так и не понятно — является ли достоинством христианской церкви ее националистичность? Лично я сильно сомневаюсь….
Всего несколько встречь и один визит в гости — и м.Корнилий уже "открывает дверь ногой"? Смеетесь что ли… Какая-то гиперпереоценка значимости этих визитов.
Староверы в большинстве своём настаивают, что старообрядчество это то же православие, фактически синоним. Можно ли сказать "идеологией православия является русскость"? Ну так, здраво сказать, чтоб потом самому глаз не выкосило.
По-моему, православие (христианство) тем и хорошо, что не привязано ни к русскости, ни к украинскости, ни к еврейскости, ни к китайскости. Оно вообще не из этого. И прекрасно может быть православием среди русского, китайского, корейского, немецкого и якутского. Не заставляя одевать кафтан, сарафан и учить ЦСЯ. Русскость какая-то.
Разочарован в портале если честно… что за чушь вы здесь городите? Какая русскость??? "Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе." — или вы Библии не читаете, только свои "сочинения"?
Какое открытие двери ногой, во первых скорее всего митрополит Корнилий как написал Константин не так воспитан, во вторых, скорее это В.В.Путин открывает дверь ногой в кабинет митрополита.
Да не может здесь быть никакого объединения, это же абсурд! Вы между собой объединиться не можете, а размышляете о большем. Я уже не говорю о разногласиях учения, нашего Никонианского и вашего… я просто удивлен постоянному абсурду который вижу на портале последний месяц. То вы против революций, однако в 1917 году первые под эту революцию легли… в общем превратились вы в итоге в театр абсурда.
Портал тем и хорош, что здесь можно увидеть совершенно противоположные взгляды совершенно разных людей. Здесь не гнут линию партии.
> То вы против революций
Кто против революций? Например, известный старообрядческий фрик Георгий Лоскутов не только за революцию, но и активно топит за Сталина, коммунизм и вертел все заявления официальных лиц митрополии на эту тему.
Хотя, это и правильно наверное. Не может христианство быть однозначно слинковано с каким-то политическим строем. Возникло христианство вообще во времена рабовладельческие и не было конфликтов с этим фактом.
Возможность высказать противоположные взгляды, естественно. благо. А вот беспардонность суждений и раздражительность, граничащие с оскорблениями, — совсем другое. Кстати, впервые слышу такую фразу: " наше Никонианское учение". И этот человек отсылает других к Библии! Засланный "казачек", по всей видимости. К сожалению, и некоторые постоянные пользователи нередко грешат этим.
"Наше Никонианское учение" априори подразумевает некое особое учение никониан, которое возникло в середине 17 века "трудами" Никона, царя и иже с ними.
Вы нас называете Никонианами, или же новообрядцами, отсюда и назвал это именно так.
Сергий, да неужели? Правда не может?)))
Термин " новообрядцы" по значению противоположный существенно ранее возникшему "старообрядцы", что вполне естественно. А вот от слов "раскольники" и "никониане" образованный человек должен однозначно воздерживаться. Однако, это приходится слышать не только от бывших комсомолок , а ныне пенсионерок- прихожанок РПЦ с одной стороны, и "ревнителей" со стороны староверов, но и , к глубокому сожалению, даже от священнослужителей обеих конфессий.
> Сергий, да неужели? Правда не может?)))
Сдуру можно и х_р сломать. Но сдуру.
А христианство вненационально. Кто считает иначе — см. строку выше про х_р.