От редакции: В конце мая 2017 года Президент Российской Федерации В.В. Путин посетил духовный центр Русской Православной старообрядческой Церкви, Рогожскую слободу. Исполнительный директор благотворительного Фонда имени святителя Григория Богослова Леонид Михайлович Севастьянов в передаче «Плод веры» на телеканале «Союз» рассказывает об истории старообрядцев и сохранении ими собственных традиций в современном мире.
***
Начну с исторических событий. В 1551 году во время Стоглавого собора, который был созван царем Иваном Грозным и митрополитом Макарием, была провозглашена идеологема: «Кто не крестится двумя перстами, как и Христос, тот анафема да будет». Понятно, что они не хотели сказать, что они знают точно, как Исус Христос крестился, но смысл заключался в том, что если мы так верим, если наши отцы, прадеды крестились двумя перстами, значит это и есть истина. Мы не должны после падения Константинополя искать другую истину, все, что у нас есть — это истина, это является отправной точкой.
В XVII веке патриарх Никон меняет эту концепцию, причем единолично, не посоветовавшись со всей церковной полнотой. Он заявил: «Раз все крестятся тремя перстами, значит, и мы должны переходить на троеперстие». Тем самым он нарушил наше национальное право на истину, или, как сейчас говорят, «суверенитет истины». В том смысле, что является источником истины, и если не мы, то на нас можно влиять через проповедь о том, что истина находится где-то в других местах. В данном случае патриарх Никон говорил, что истина находится не у нас, а в греческих книгах. Не важно, исправны были или не исправны греческие книги, говорилось, что надо следовать за тем, что в данный момент написано в греческих служебниках. Нужно молиться и переводить на русский язык и воспринимать так, как это уже существует в греческой практике.
Для протопопа Аввакума и других деятелей старообрядчества равнение на Грецию и греческую церковь было неприемлемо, потому что она не раз отходила в унию, находилась под турками, под османами, соответственно, они не могли сказать, что является истиной. Для протопопа Аввакума главным и последним рубежом православия являлась Москва. Поэтому в его видении все должны были сверять истину с Москвой, а не с кем-либо другим. Весь спор с реформаторами и заключался в этом. Конечно, сейчас и потом, уже в XIX веке, пытались это все симплифицировать, редуцировать к тому, что это спор о двух или трех перстах, но на самом деле спор был намного глубже. Два или три перста были символами, но сам спор заключался в том, кто обладает истиной, что является критериями истины, и как можно определить, что истина, а что не истина.
С тех пор началась параллельная история: история официальной церкви и история старообрядчества. И вплоть до последнего момента старообрядчество находилось, можно сказать, под спудом русской истории и культуры, несмотря на то, что прежде всего, в XIX веке старообрядчество было архи-влиятельной церковью в России. Прежде всего, в области капитала, финансов, до революции 70% всего капитала принадлежало староверам. Большинство купцов были староверами.
Нельзя забывать о том, что старообрядчество повлияло и на культурное развитие нашей страны, прежде всего, на начало XX века, нельзя представить существование всего Серебряного века без староверов-меценатов. Скажем, нельзя представить существование Врубеля, Серова, Шаляпина без староверов, все они находились под патронажем Саввы Мамонтова, который занимался выявлением новых направлений в искусстве и патронировал их, помогал финансами, создавал специально для них театры и т.д.
Соответственно, визит В.В. Путина на Рогожское кладбище, на мой взгляд, это попытка как раз примирить нашу историю. Как сейчас говорят, что необходимо примирить историю красных и белых. Если мы пойдем вглубь истории, об этом как раз говорил А.И. Солженицын, что разделение в обществе началось не в 1917 году, а в XVII веке, «красные» и «белые» существовали и тогда, была официальная церковь и была старообрядческая, которая находилась в оппозиции основным процессам, и в первую очередь, секулярным и некоторым политическим явлениям. Так, известный факт, что Степан Разин тоже был старовером. Мы говорим, что в России не было религиозных войн, но на самом деле война Степана Разина была религиозной. Или восстания казаков в начале XVIII века. Атаман Игнатий Некрасов также был старовером, но некрасовцы уже воевали против крепостничесства. На самом деле, если мы будем смотреть на нашу историю более глубоко и анализировать процессы последних 300 лет, то мы увидим то, что «красные» и «белые» существуют уже на протяжении 300 лет.
Путин, приехав на Рогожское кладбище, тем самым сделал символический жест, показал, что он хочет примирить общество, разделенное не только в XX веке, но и в XVII. Он хотел показать, что при современной российской власти могут комфортно существовать не только «красные», «белые» XX века, но и «красные», «белые» романовских времен.
Староверы очень активно участвовали в двух революциях: революции 1905 года и в февральской революции 1917 года. Если говорить о революции 1905 года, то я считаю, первостепенным мотивом было, можно сказать, завоевание религиозных прав. Если посмотрим историю религиозных свобод в романовскую эпоху, то мы обнаружим, что на самом деле у староверов было намного меньше прав, чем у иудеев, мусульман, протестантов. Все эти основные религии пользовались теми свободами, что и официальная церковь, а у староверов не было свобод. Старовер не мог служить на государственной службе, не мог стать дворянином, не мог стать даже офицером, старовер не мог жениться на православной, староверы не могли строить храмы. Рогожское кладбище, которое посещал В.В. Путин, было на протяжении 50 лет опечатано, до 1905 года Были опечатаны алтари, невозможно было служить. То есть, с одной стороны получалось, вы очень активно участвуете в общественной жизни, создаете новые культурные направления, платите налоги, но при этом ущемлены в основных правах, в религиозных правах.
И соответственно, мотив первой революции был религиозным — добиться религиозных свобод. И когда 17 октября была дана религиозная свобода, староверы сразу же вышли из революции. После этого революция резко начала затухать. Тот факт, что они вышли из революции, для многих стал роковым, смерть Саввы Морозова показала это. Савва Морозов не покончил жизнь самоубийством, а был убит именно из-за того, что вышел из революции и прекратил поддерживать большевиков.
Вторая революция, февральская, уже не имела религиозных мотивов, она была буржуазной, можно сказать, капиталистической. Тот факт, что староверы обладали колоссальными ресурсами, были основной капиталистической силой в России, как раз объясняет, почему они были вовлечены в февральскую революцию. К 1917 году шел быстрый рост промышленности в России. Сейчас принято говорить, что большевики создали ЗИЛ, но на самом деле ЗИЛ был основан и создавался Рябушинскими в 1916 году. Что такое завод масштаба ЗИЛ? Это огромнейшие инвестиции, причем не только свои деньги, но и заемные, и, соответственно, человек не может делать такие инвестиции, идти на риски, если он считает, что по каким-то причинам он не сможет гарантировать сохранность своего капитала, а сохранность капитала может гарантировать только четкий закон и силы, которые гарантируют исполнение этого закона.
В России существовала форма правления — самодержавие, и, соответственно, капиталисты выступали за конституционную форму монархии, потому что воля царя не может быть законом, потому что сегодня она может быть одной, а завтра другой. А требования капитализма заключаются в долгосрочности проектов и долгосрочности инвестиций. Нужна уверенность, что закон не поменяется в течение 20 лет, и что закон независим от воли одного человека, правителя, царя, который сегодня думает одно, а завтра другое. Эти процессы не должны сказываться на инвестициях, иначе капиталистический процесс становится невозможным. Этим объясняется участие староверов в революции.
Мода на старообрядчество была всегда. Во второй половине XIX — начале XX вв. эта мода, прежде всего, выражалась во внешних атрибутах: была мода на бороду, на русские кафтаны, на русский стиль архитектуры, также в партесной музыке появилось знаменное направление, тот же Рахманинов. И, соответственно, мода на русское была всегда. Насколько можно ассоциировать понятие «русское» со старообрядчеством, то здесь каждый для себя находит свой ответ.
Будет ли мода на старообрядчество в плане развития какого-то старообрядческого согласия? Пока трудно сказать. Потому что внутри Русской Православной Церкви тоже есть старообрядчество — единоверие. Если русский православный человек хочет старообрядческой атрибутики, ему не обязательно становиться частью какого-то другого старообрядческого согласия, есть все механизмы для воплощения своих интересов, находясь в РПЦ.
Продолжение следует
1. "в XIX веке старообрядчество было архи-влиятельной церковью в России. Прежде всего, в области капитала, финансов, до революции 70% всего капитала принадлежало староверам. Большинство купцов были староверами." — по Л.С. сила Церкви в количестве денег у прихожан.
2. "создавал специально для них театры и т.д." — это строго по Преданию.
3. "в XVII веке, «красные» и «белые» существовали и тогда." — "тогда" была Истина и ложь, а "красные-белые" дрались между собой за ложь. Соответственно и "белые" — оне ПОСТромановских времен.
4. "мотив первой революции был религиозным — добиться религиозных свобод. И когда 17 октября была дана религиозная свобода, староверы сразу же вышли из революции." — а я-то неуч не знал, что еврейская молодежь на баррикадах —
староверы.
5. "Нужна уверенность, что закон не поменяется в течение 20 лет, и что закон независим от воли одного человека, правителя, царя, который сегодня думает одно, а завтра другое." то-то в демократической России стабильные законы. Не помешает Л.Севостьянову почитать Законы Российской империи и посмотреть как часто монархи выпускали Судебники.
В общем ставлю "пять".
"нельзя представить существование Врубеля, Серова, Шаляпина без староверов, все они находились под патронажем Саввы Мамонтова"
Честно говоря, нигде не видел свидетельств, что род Саввы Мамонтова имел хоть какие-то старообрядческие корни. Судя по всему, они происходили из обычных православных.
Хотя, его отец, Иван Федорович, взаимодействовал с вашим знаменитым Кокоревым, а свою племянницу (двоюродную сестру Саввы) выдал за не менее известного потомка старообрядцев Павла Третьякова.
Странного собеседника выбрал ТК Союз для разговора о старообрядчестве.
Представители РПЦ МП могут высказываться на тему старообрядчества, где хотят и как хотят, тем более на принадлежащем им канале «Союз».
Другое дело, что со стороны РПЦ есть желание стать посредниками между государством и старообрядчеством. Но этим надо было заниматься как минимум лет на 40 раньше. Теперь Путин, Володин, Собянин и прочие власти ведут прямой диалог со старообрядческими согласиями. Никакой нужды в посредниках нет и, видимо, больше никогда не будет.
Что касается прочих оценок Л. Севастьянова, то они во многом верны. Старообрядцы вполне могут задействовать имеющийся потенциал национально ориентированной идеологии и разные культурные тренды. Но пока они упускают одну тенденцию за другой – например, борьбу с курением которую возглавило государства с европейской подачи, кстати. Или моду на ту же бороду у современной молодежи…
Леонид Михайлович — человек, безусловно, талантливый, импонирующий интеллигенции. Очень искусно обошел все острые углы, не сказав ничего о сути старообрядчества. Особенно режет слух неправильное произношение имя протопопа Аввакума. Но о революционной деятельности старообрядцев-миллионщиков рассказал познавательно. Спаси Господи!
Со стороны РПЦ НЕСТЬ желания стать посредниками между государством и старообрядчеством.
А есть желание встать на пути возможных финансовых потоков от первого ко второму.
Мало понятно ликование по поводу единственного визита Путина, если бы он каждую неделю начал ездить, а одноразово он и синагоге, и в мечети был…
Повеселил "потенциал национально ориентированной идеологии"… Разъясните суть её, можно тезисно или ссылочку на фундаментальную работу по этой теме.
Ну, вот, разве что, "разные культурные трЫнды" — это реально, это сколько хошь — наденем косоворотки и кокошники и будем турецкой тыквой торговать с кипы сена….
Ну скажем тот же о.Иоанн Миролюбов куда интереснее и живее рассказывал о староверии при подобных вопросах например, можно без проблем найти в интернетах ролики. Это я о странности выбора Союзом собеседника для рассказа дорогим россиянам о староверии.
А почему Л. Севастьянов странный собеседник? Согласен, что талантлив и прекрасно образован. Вот только интересно, как сочетаются мнение о моде на старообрядчество и его жизненный путь? Выходец из известной старообрядческой семьи заканчивает учебное заведение РПЦ и далее Григорианский католический университет, следом — университет Джорджтауна в Вашингтоне ( ну очень дорогое удовольствие). С 2009 г. в команде известного бизнесмена В.Якунина с которым года два-три назад перешел с Рогожского в единоверческий храм Покрова в Рубцове. Совпадение или нет, но с их приходом там начал служить древним чином митрополит Иларион (дважды в году), появились прекрасный иконостас, дубовая мебель в старинном стиле. Кстати,а о.Иоанн Миролюбов стал протоиереем и настоятелем, тоже бывший старовер с разносторонним образованием, полученным в Риге, С-Петербурге и США. Вот таких людей теряют старообрядцы (причины,поводы и предпосылки,естественно, разные). И главный итог статьи — тем, кто хочет старообрядческой атрибутики, не обязательно идти к старообрядцам, все это можно найти в старообрядных приходах РПЦ. Вот такая просматривается мода.
Это не мода. Ещё и опыт. Расскажите чего вы сегодня найдете такого в старообрядчестве? Ну когда пройдет этот хайп с переодеваниями и внешними отличиями. На какие вопросы даёт ответы старообрядчество сегодня современному человеку. И как даёт. Где мысль, рассуждения, ответы на сегодняшние вопросы, попытки здраво переварить сегдоняшнее время, а не проохать очередной раз как всё Никон 400 лет назад испортил и как важно жить в русском пост-средневековье для спасения.
С попытками здраво переварить сегодняшнее время и дать ответы на вопросы далеко не все и не всегда получается и у представителей Московской Патриархии. И это с ее огромным "мыслительным потенциалом"! А чего сегодня найдете такого в старообрядчестве? Для потомственных старообрядцев такого вопроса не существует, а т.н. неофиты значит что то находят. И что же Вам так не нравится переодевание перед службой в старинною русскую одежду? Неужели женщины в джинсах, обмотанных платками, в коротких и обтянутых платьях, в декольтированных и без рукавов блузках, во всевозможных накинутых шарфиках и шляпочках и т.п.- все, что типично для новообрядцев, это лучше подходит для молитвы в храме?