20 ноября в Доме причта на Рогожском с рассказом о липованах — русских старообрядцах, оказавшихся в Румынии, выступил профессор РГГУ А. А. Пригарин. По словам выступавшего, на пространстве от Добруджи до Подолии проживает до 500 тысяч русских старообрядцев. Одними из первых очагами старообрядчества стали женские монастыри в с. Куничи (Молдавия) и в с. Русская Слава (Румыния). Часть храмов для старообрядцев были построены за казенный счет Османской империей. В Одессе был целый район (Молдаванка), населенный старообрядцами — их было до 5 тысяч человек. Шла бойкая торговля от Варшавы до Лондона. Впервые рыбные консервы были приготовлены старообрядческим купцом Дубининым. В следующем году исполнится 300 лет первому упоминанию о липованах (1724 г.).
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/Снимок-47.jpg)
Мне дважды довелось побывать в Румынии (в 90-е и нулевые годы) — в ответ на приезд в Москву нескольких старообрядческих священников, которые останавливались у нас. Из всех моих многочисленных поездок это были одни из самых интересных и запомнившихся. Своеобразный говор со множеством архаичных слов и с румынизмами — типа: «Люмина» — свет, лампа, или «майкулица» — моя матушка. Главная черта у липован — пожалуй, это их добродушие. Преп. Ефрем Сирин так говорит: «Блажен человек, который нелегко предается гневу или приходит в раздражение». Липованский анклав в Румынии представлялся загадочным материком, осколком Святой Руси. Хотелось познакомиться с их печатными изданиями, известными священнослужителями. Увы! В этом плане приоритет, безусловно, за Москвой. Кроме краткосрочных курсов по изучению знаменного пения и тоненького «Вестника Белокриницкой митрополии», выходившего чуть ли не раз в году, ничего больше тогда здесь не было. Ну, настенный календарь еще.
«Мы люди простые — у нас все просто» — приговаривал митрополит Леонтий. Очень любят посещать престольные праздники друг друга. Свадьбы, судя по видео, у них не такие разгульные, как порой бывает у нас. Изюминка липован — это их строй жизни в труде и молитве. Липованин не скажет: «Я со своей плотью не церемонюсь — бросаю ее на диван и пусть валяется». Они говорили: «Нас когда-то гнали из России, но наше сердце и душа — в России». Было грустно слышать, что Россию переселяться они не собираются, есть большие сомнения по этому поводу. В Румынии давно обжились, несмотря на некоторые сложности — мобилизацию в годы Второй Мировой войны, когда пришлось сражаться в составе румынских войск на Восточном фронте и попытки принудить к принятию нового календарного стиля. Не скрою, мне было приятно, что все, от митрополита до простой крестьянки, относились ко мне исключительно позитивно. Не думаю, что этого так просто достичь.
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/Старообрядческий-священник-с-матушкой-Румыния.jpg)
Наверное, это нужно было заслужить неподдельным интересом к их жизни, искренним, доброжелательным отношением к ним — выстраиванием их продолжительных служб и сидением на не менее продолжительных трапезах — посиделках с непременной рыбой и домашним вином. Вообще, что касается трапез, то здесь, безусловно, приоритет за Россией. На Рогожском они всегда на высоте. Очень быстро читают, особенно кафизмы — как говорится, «слова от зубов отскакивают». Поют от души, на максимальной громкости. За трапезой липованское духовенство может просидеть всю ночь. В последние дни пребывания я старался незаметно улизнуть в соседнее помещение и завалиться на кровать. Не сказать, чтобы разговоры были слишком содержательными — добродушные подшучивания, частые пожелания «много лет священствовать» и пение — оно произвело одно из самых сильных впечатлений. Представьте себе: идет трапеза своим чередом и вдруг, кто-то из присутствующих на трапезе священников запевает, допустим, Славу на стиховне на великой вечерне в праздник Сретения, или стихеру на литии в праздник Преображения. Я неоднократно, от изумления приоткрыв рот, наблюдал такую картину. Все они с детства на крылосе, с молоком матери, что называется, впитывали в себя массив богослужебных текстов. Еще поразило множество детей, которые пели на крылосе или неподвижно стояли в храме.
![](https://ruvera.ru/wp-content/uploads/В-келье-инока-старообрядческого-мужского-монастыря-с.-Слава-Русская-Румыния.jpg)
Я полюбил липован. Плотно общался с их архиереями, священниками, иноками, простыми людьми. Кстати, иноческая жизнь в нескольких мужских и женских монастырях у них не прерывалась. Ряд уставных моментов и обычаев, не встречавшихся мне в России, например, чин омовения мощей, вызвал у меня неподдельный интерес. Своей простотой и непосредственностью липоване напоминали, ассоциировались у меня с образом Пятницы в знаменитом романе Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо». Главные их проблемы: падение уровня знания русского языка у молодого поколения и отток молодежи на заработки в Европу, что нередко негативно отражается на ее нравственности. Если старшее поколение, практически, наши дедушки и бабушки из Центральной России, то молодежь очень заметно румынизировалась. Одним словом, мне все понравилось. Кроме упомянутого, еще и природа и добротность их домов с чистотой в них, ухоженные участки и вопли по утрам ослов — магаров, как они их называют. С огорчением я воспринял средостение, возникшее между двумя братскими митрополиями. Хочется надеяться на скорейшее его преодоление.
Комментариев пока нет