20 ноября в Доме причта на Рогожском с рассказом о липованах — русских старообрядцах, оказавшихся в Румынии, выступил профессор РГГУ А. А. Пригарин. По словам выступавшего, на пространстве от Добруджи до Подолии проживает до 500 тысяч русских старообрядцев. Одними из первых очагами старообрядчества стали женские монастыри в с. Куничи (Молдавия) и в с. Русская Слава (Румыния). Часть храмов для старообрядцев были построены за казенный счет Османской империей. В Одессе был целый район (Молдаванка), населенный старообрядцами — их было до 5 тысяч человек. Шла бойкая торговля от Варшавы до Лондона. Впервые рыбные консервы были приготовлены старообрядческим купцом Дубининым. В следующем году исполнится 300 лет первому упоминанию о липованах (1724 г.).
Мне дважды довелось побывать в Румынии (в 90-е и нулевые годы) — в ответ на приезд в Москву нескольких старообрядческих священников, которые останавливались у нас. Из всех моих многочисленных поездок это были одни из самых интересных и запомнившихся. Своеобразный говор со множеством архаичных слов и с румынизмами — типа: «Люмина» — свет, лампа, или «майкулица» — моя матушка. Главная черта у липован — пожалуй, это их добродушие. Преп. Ефрем Сирин так говорит: «Блажен человек, который нелегко предается гневу или приходит в раздражение». Липованский анклав в Румынии представлялся загадочным материком, осколком Святой Руси. Хотелось познакомиться с их печатными изданиями, известными священнослужителями. Увы! В этом плане приоритет, безусловно, за Москвой. Кроме краткосрочных курсов по изучению знаменного пения и тоненького «Вестника Белокриницкой митрополии», выходившего чуть ли не раз в году, ничего больше тогда здесь не было. Ну, настенный календарь еще.
«Мы люди простые — у нас все просто» — приговаривал митрополит Леонтий. Очень любят посещать престольные праздники друг друга. Свадьбы, судя по видео, у них не такие разгульные, как порой бывает у нас. Изюминка липован — это их строй жизни в труде и молитве. Липованин не скажет: «Я со своей плотью не церемонюсь — бросаю ее на диван и пусть валяется». Они говорили: «Нас когда-то гнали из России, но наше сердце и душа — в России». Было грустно слышать, что Россию переселяться они не собираются, есть большие сомнения по этому поводу. В Румынии давно обжились, несмотря на некоторые сложности — мобилизацию в годы Второй Мировой войны, когда пришлось сражаться в составе румынских войск на Восточном фронте и попытки принудить к принятию нового календарного стиля. Не скрою, мне было приятно, что все, от митрополита до простой крестьянки, относились ко мне исключительно позитивно. Не думаю, что этого так просто достичь.
Наверное, это нужно было заслужить неподдельным интересом к их жизни, искренним, доброжелательным отношением к ним — выстраиванием их продолжительных служб и сидением на не менее продолжительных трапезах — посиделках с непременной рыбой и домашним вином. Вообще, что касается трапез, то здесь, безусловно, приоритет за Россией. На Рогожском они всегда на высоте. Очень быстро читают, особенно кафизмы — как говорится, «слова от зубов отскакивают». Поют от души, на максимальной громкости. За трапезой липованское духовенство может просидеть всю ночь. В последние дни пребывания я старался незаметно улизнуть в соседнее помещение и завалиться на кровать. Не сказать, чтобы разговоры были слишком содержательными — добродушные подшучивания, частые пожелания «много лет священствовать» и пение — оно произвело одно из самых сильных впечатлений. Представьте себе: идет трапеза своим чередом и вдруг, кто-то из присутствующих на трапезе священников запевает, допустим, Славу на стиховне на великой вечерне в праздник Сретения, или стихеру на литии в праздник Преображения. Я неоднократно, от изумления приоткрыв рот, наблюдал такую картину. Все они с детства на крылосе, с молоком матери, что называется, впитывали в себя массив богослужебных текстов. Еще поразило множество детей, которые пели на крылосе или неподвижно стояли в храме.
Я полюбил липован. Плотно общался с их архиереями, священниками, иноками, простыми людьми. Кстати, иноческая жизнь в нескольких мужских и женских монастырях у них не прерывалась. Ряд уставных моментов и обычаев, не встречавшихся мне в России, например, чин омовения мощей, вызвал у меня неподдельный интерес. Своей простотой и непосредственностью липоване напоминали, ассоциировались у меня с образом Пятницы в знаменитом романе Даниэля Дэфо «Робинзон Крузо». Главные их проблемы: падение уровня знания русского языка у молодого поколения и отток молодежи на заработки в Европу, что нередко негативно отражается на ее нравственности. Если старшее поколение, практически, наши дедушки и бабушки из Центральной России, то молодежь очень заметно румынизировалась. Одним словом, мне все понравилось. Кроме упомянутого, еще и природа и добротность их домов с чистотой в них, ухоженные участки и вопли по утрам ослов — магаров, как они их называют. С огорчением я воспринял средостение, возникшее между двумя братскими митрополиями. Хочется надеяться на скорейшее его преодоление.
Комментариев пока нет