Как и в прошлом году, мероприятие проходило в конференц-зале Дома причта церкви Покрова в Рубцово. Собравшихся тепло приветствовал архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан — он, как и в прошлые годы, возглавлял Круглый стол. Основным выступавшим на Круглом столе был протоиерей Иоанн Миролюбов, настоятель церкви Покрова в Рубцово, руководитель Патриаршего центра древнерусской богослужебной традиции, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством.
О. Иоанн сообщил о том, что идет работа над концепцией старообрядных приходов. Выступавший отметил, что в старообрядном движении наличествуют тревожные тенденции, имеют место попытки внести разделение на собственно единоверческие приходы и таковыми не являющимися в полном смысле этого слова, то есть как бы неполноценные. При этом выразители такой позиции считают единоверие одним из направлений (согласов или согласий) старообрядчества. В проекте Итогового документа Круглого стола критически говорилось о том, что представители этих взглядов общаются избирательно, им свойственны элементы фарисейства, буквоедства и обрядоверия. Они часто выступают анонимно, считают, что не должно молиться святым, прославленным Церковью в послераскольный период, являются противниками нахождения в единоверческих храмах икон таких святых. В частности, это касается Новомучеников и исповедников Российских, в лучшем случае они им молятся по общей минее или по службе, составленной о. Симеоном Дурасовым (в этой службе не упоминаются имена святых). Настаивают, что в единоверческих храмах молиться подобает только по книгам первых пяти русских Патриархов (в Положении о единоверии, однако, не говорится, что только по этим книгам, а сказано, что в единоверческих храмах применяются такие книги). Далее они считают, что единоверческими являются те священники, которые были рукоположены по чину, содержащемуся в дораскольномпотребнике (так были рукоположены отцы Иринарх (Денисов), Петр (Васильев) и Иоанн Миролюбов). Между тем, до революции священники, переходящие к старообрядцам («беглые попы») были принимаемы в сущем сане (в случае, конечно, если они были крещены полным погружением). О. Иоанн привел пример, как в 20-е годы единоверцы из храмов на Самокатной (там был Центр единоверия) пригласили к себе служить о. Николу Полубенского из соседнего с церковью Покрова в Рубцово Никольского храма.
Следующий тезис: единоверческими храмами являются те, которые были зарегистрированы в этом качестве. Здесь делается акцент на юридической стороне. А вот мы, например, имеем благословение Патриарха служить по старому чину, а зарегистрированы на общих основаниях. Спрашивается: неужели юридический аспект превалирует над духовным? В конце концов, регистрация зависит не только от нашего желания.
Что касается служб новопрославленным святым. Неужели, если, допустим, мы после воскресной Литургии пред иконой прп. Серафима Саровского, изображенного с двуперстным знамением, иконой с частицей его мощей, пропоем величание в связи с днем его памяти, может явиться основанием, что после этого с нами не следует общаться? О. Иоанн ребром поставил следующий вопрос: во всех ли единоверческих храмах читается молитва о мире на Украине? В нашем храме, например, после уставной заамвонной молитвы читается молитва о победе Русского воинства. На мой взгляд, то, что в некоторых единоверческих храмах, вместо этой молитвы, совершается молебен о победе над супостатами, вполне приемлемо. Вообще, я за гибкость, за то, чтобы единоверческим приходам не предписывалось механически применять в литургической практике распоряжения священноначалия. Здесь своя традиция, свой формат, с которыми нужно считаться и к которым нужно бережно относиться. Я с уважением отношусь к тому, как проходят богослужения в церкви свт. Николы в Студенцах — здесь на сегодняшний день имеет место быть наиболее истовый вариант службы по старому чину.
Критиковались на Круглом столе некоторые публикации на телеграм-канале Единоверческого общества имени князя Андрея Ухтомского. Говорилось, что оно действует самочинно, анонимно, сеет рознь и т.п. На мой взгляд, в публикациях на этом сайте помещается много содержательных и интересных материалов. А телеграм-канал, например, Преображенской церкви в Куровском, вообще, является образцовым приходским информационным ресурсом.
Не устоялся, не упрочился до сих пор вопрос о наименовании приходов, служащих по старому обряду в РПЦ МП. До революции их называли единоверческими (красивое слово, оно мне всегда нравилось). В решениях единоверческих съездов в первой четверти XX века предлагалось другое наименование — «православные старообрядческие храмы». С нулевых годов активно внедряется термин «старообрядные». Комиссия при ОВЦС так и именуется — «по делам старообрядных приходов». Честно говоря, нам это название более всего подходит, так как наша община формировалась из числа прихожан обычных храмов, потянувшихся к корням. Но мы не против любого наименования, согласны принять любое соборное решение по этому вопросу, например, наименоваться «православным старообрядческим (единоверческим) храмом».
О. Иоанн подвел черту над размышлениями на эту тему: «Приходы имеют разное происхождение, невозможно всех подвести под один знаменатель». Что касается «Единоверческого общества», то, по мнению о. Иоанна, оно должно быть зарегистрировано при каком-то храме и должно духовно окормляться конкретным пастырем (для меня остался открытым вопрос — да, это желательно, но обязательно ли, если какое-либо общество позиционирует себя как общественная организация?).
Интересная деталь прозвучала в словах священноинока Варсонофия из Кузнецка Пензенской области. Когда он был еще прихожанином старообрядческой церкви в Саратове, то часто слышал от настоятеля критику в адрес прп. Серафима Саровского. Будущему батюшке запомнились слова пожилой прихожанки этого храма: «Не почитаешь, но и не хули».
Я в своем выступлении признал, что надо действовать смелее — коль ты настоятель старообрядного прихода, то на общецерковные мероприятия и одевайся соответственно. Критика в мой адрес по этому вопросу послужила для меня импульсом быть более активным в этом направлении. И уже на недавнем праздновании памяти прп. Феодосия Великого — одном из престолов в нашем храме, на службе с участием благочинного я уже вел себя без комплексов. В мой адрес звучали упреки — приезжает, мол, со своими прихожанами на какой-либо приход без приглашения; подозревают в каком-то шпионстве и тому подобных необоснованных замыслах. Да, в молодости я, по своей наивности, приезжал несколько раз на службы без предупреждения в некоторые единоверческие храмы, полагая, что в этом нет ничего зазорного. Мною двигала жажда общения и познания. Все, однако, оказалось не так просто. Со временем я это понял. Когда же появился интернет, моя любознательность вполне была удовлетворена обильной информацией о жизни этих приходов. К тому же, с возрастом и болезнями запал стал угасать.
Говорили также о стремлении Миссионерского общества имени архимандрита Павла Прусского (недавно была выявлена его могила) начать подготовку его канонизации. Этот вопрос, однако, не так прост — и не только потому, что реакция старообрядцев будет крайне негативной, но еще и потому, что неизвестно о его почитании и посмертных чудесах.
Обсуждался вопрос о реабилитации известного единоверческого деятеля XIX в. о. Иоанна Верховского и о канонизации единоверческих епископов Вассиана и Амвросия (о нем был большой доклад на Секции по старому обряду в храме Христа Спасителя).
Закончилось заседание теплым архипастырским словом владыки Стефана, который призвал всех к миру, любви и согласию. Обстановка, вначале напряженная, к концу заседания окончательно умиротворилась. На трапезе царило благодушие, звучали интересные рассказы из приходской практики. Я поведал о нескольких «приколах», вот один из них: «На одной речной переправе служил паромщик, с чрезвычайно сильным басом. И вот как-то его голос пришлось услыхать тамошнему архиерею во время объезда своей епархии. Владыка решил, что с таким даром Божиим этому человеку уготована прямая стезя к диаконскому служению. Паромщик не заставил себя долго уговаривать, и вскоре был рукоположен в диаконы. И вот его первая архиерейская служба. Церковный причт вышел из алтаря и выстроился для встречи епископа, и среди него, в центре, лицом ко входу стоит новоиспеченный диакон. Архиерей вошел в храм и остановился, ожидая начального диаконского возгласа „Премудрость“. Все замерло и воцарилась тишина. Но молодой диакон, ощутивший себя в центре внимания, растерялся и молчит. Священники, что стоят поближе, начинают громким шепотом подсказывать ему: „Ну давай! Начинай!“ Тот красный и совсем сконфуженный, забыв всё, чему его учили, таким же шепотом спрашивает: „Как?“ — „Ну как обычно, давай же“. И вот, сам себя не помня, стоящий напротив архиерея недавний паромщик воздвиг десницу с орарем, и, во всю мощь своей утробы, громовым гласом возгласил „как обычно“: отча-алива-ай!»
Шутили: кто будет слишком резко себя вести, отправить его в Подмосковье к пчелам священноинока Антония. Наиболее активным и на Круглом столе, и на трапезе был диакон Константин из храма Новомучеников в Строгино (один из трёх диаконов в единоверии). Он с прекрасным образованием, хорошо служит. Слушая его в очередной раз, я, в конце концов, не выдержал и в шутку сказал: «Похоже, что диакон просто так, подобру-поздорову, не уйдет отсюда. Вот мы с о. Иоанном только кандидаты богословия, а он целый магистр!»
На мой взгляд, Круглый стол в этом году был наиболее содержательным и продуктивным — были устранены разные недоумения, и произошла явная консолидация, пока еще немногочисленного духовенства РПЦ, служащего по старому обряду.
Комментариев пока нет