22–23 октября 2019 года в духовном центре Русской Православной старообрядческой Церкви, что на Рогожском в Москве, состоялся ежегодный Освященный Собор. В заседаниях приняли участие около двухсот старообрядцев, приехавших со всех уголков России и зарубежья. О своих впечатлениях, полученных в ходе соборных заседаний, продолжает рассказывать делегат Освященного Собора от Сергиевской старообрядческой общины Сергиева Посада Дионисий Севастьянов.
Читайте также первую часть интервью с Дионисием: «Участие мирян в Соборах свидетельствует, что Церковь полагается не на профессионализм иерархии, а на промысел Божий и на действие благодати Духа».
***
Вопрос «о деятельности Всемирного союза староверов и иных общественных организаций» — это вопрос общественно-политического характера. Он возник внезапно, и по этой теме не было подготовлено заранее предварительного доклада. Следует отметить, что такие вопросы нужно готовить особенно тщательно, так как, рассматривая их, Собор вторгается в сферу действия гражданского законодательства. В таких случаях нужна серьезная проработка и предварительная юридическая экспертиза, чтобы избежать возможного конфликта формулировок постановления с государственными нормативными актами. На Соборе 2019 года этого сделано не было.
Сам вопрос был внесен на рассмотрение Собора от лица Рогожской общины и касался не всех общественных организаций, а одной конкретной — недавно созданного «Всемирного союза староверов». Большинство на Соборе впервые узнали о существовании такой организации. У соборян огромное удивление вызвало то, что сложный вопрос политического характера был поднят представителем Рогожской общины.
Выглядело довольно странным, что весьма оскудевшая в количественном и качественном отношении Рогожская община, у которой немало собственных внутренних проблем, где налицо существует кадровый кризис, в которой настолько оскудела жизнь, что должность и Председателя, и Настоятеля вынужден совмещать 87-летний священник, решила заняться российской общественной политикой. Именно Рогожская община предложила Собору для обсуждения как будто чрезвычайно важный вопрос: оценку деятельности светской общественной организации «Всемирный союз староверов».
Но при этом почти не обсуждаются важные, стратегические вопросы. Например, контакты РПсЦ с государственной властью, общественными организациями, а также другими институтами светского гражданского общества.
Предстоятель Церкви регулярно встречается с Президентом страны. Но на Соборах ни разу не обсуждалось, что старообрядчество хочет от общества и что может ему дать, какие темы нужно поднимать на встречах с Президентом, какую общественную и социальную концепцию развития общества поддерживает наша Церковь.
Подобная ситуация, когда неподготовленный вопрос, по сути, случайно ставится на обсуждение, еще раз подтверждает слабую организаторскую работу по подготовке Освященного Собора. Это говорит о том, что случайность в этих вопросах и соборных решениях постоянна.
Тут стоит заметить важный момент. Несмотря на то, что вопрос был не проработан, не было предварительной юридической и общественно-политической экспертизы, на делегатов Собора оказывалось мощное информационное и пропагандистское давление. Еще задолго до Собора, а потом и среди соборян, распространялись дорогостоящие красочные листовки, выполненные по всем правилам черного пиара, которые оказывали влияние на мнение соборян с целью достичь желаемого результата. По этой причине на Соборе было принято не совсем точное, неудачно сформулированное постановление. Однако то, чего хотели добиться экстремистски настроенные лица, — обсуждение и осуждение деятельности общественной организации «Всемирного союза староверов», — принято не было. Собор не поддержал это агрессивное стремление, которое могло привести Церковь на грань конфликта с гражданским законодательством. Собор рассматривал этот вопрос не в контексте одной общественной организации, а пытался вообще выразить отношение к самому факту существования старообрядческих общественных объединений.
В связи с этим здравое предложение о поддержке общественных старообрядческих объединений также принято не было. При этом нужно отметить, что таких организаций у старообрядцев, в отличие от РПЦ, сейчас очень немного. Они работают в сфере благотворительности, просвещения, поддержки старообрядческих общин, вопреки современным трудностям пытаются возрождать прежние традиции старообрядческой общественной деятельности, заложенные в свое время, до революции, например: Всероссийскими съездами старообрядцев, Союзом старообрядческих начетчиков, Братством Честного Животворящего Креста, благотворительным старообрядческим обществом, старообрядческим культурно-просветительским обществом и многими другими общественными организациями.
Собор мог бы принять постановление в поддержку возросшей гражданской активности старообрядчества. Но это решение не было принято под давлением пропаганды, истерики и лжи некоторых докладчиков. Получается, что Собор якобы не интересует ни общественная жизнь, ни благотворительность, ни собственно развитие старообрядческих идей в общественном сегменте.
Совсем недавно я читал материалы по истории знаменитых Всероссийских съездов старообрядцев до революции. Это самая известная старообрядческая общественная организация в период 1900–1917 гг., она принесла неоценимую пользу старообрядчеству. Не будь этих съездов, неизвестно, когда были бы распечатаны алтари Рогожских храмов. Именно по инициативе этих съездов подавались письма к светлейшим князьям членами императорской фамилии с просьбой даровать свободу вероисповедания.
В 1900–1901 гг., когда гонения на старообрядчество возобновились и была даже поставлена цель уничтожить старообрядческую иерархию, именно общественные съезды спасли старообрядческую иерархию от уничтожения. Интересно, что Освященный Собор епископов в 1901–1903 гг. также под действием радикалов не поддержал эти начинания, даже запрещали священникам присутствовать на съездах. Но уже в 1905 году, спустя 2–3 года, Освященный Собор не только поддержал это общественное объединение, но даже сам архиепископ Иоанн (Картушин) стал принимать участие в заседаниях съезда старообрядцев. Мне кажется, в наши дни история повторяется. Несмотря на активизацию общественной деятельности старообрядцев, есть и ее противники как внутри, так и вне Церкви. Чтобы загнать старообрядчество в этнографическое гетто, лишить его пассионарности, они используют пропаганду, нечестную конкуренцию и черный пиар. Но пройдет время, и Господь все расставит по своим местам.
В связи с этим принятая Собором формулировка по этому пункту неудачна. В ней говорится:
6.1. Освященный Собор заявляет, что ни одна из ныне действующих или могущих возникнуть в будущем общественных нерелигиозных организаций, использующих в своих наименованиях слова «старообрядчество», «староверие» и производные от них, не может высказывать суждения от имени Церкви.
Во-первых, неясно, а были ли прецеденты, чтобы какие-либо организации высказывали суждения от имени Русской Православной старообрядческой Церкви? Известно, что от имени РПСЦ выступал Освященный Собор, Совет Митрополии и лично Предстоятель Церкви.
Во-вторых, из постановления неясно, какие же организации согласно постановлению считать старообрядческими? Согласно буквальному пониманию текста, старообрядческими организациями можно считать лишь «использующие в своих наименованиях слова «старообрядчество», «староверие» и производные от них». А если в названии организации эти слова отсутствуют, они могут выступать от имени РПСЦ? Формально могут, но это же абсурд!
Вот цена постановлению, принятому без какой-либо серьезной подготовки, под влиянием выкриков радикально настроенных делегатов Собора.
Полагаю для должной «организаторской работы по подготовке Освященного Собора» и подготовки других вопросов в Митрополии нужен профессиональный (бюрократический) аппарат, включающий юриста, с работников которого можно спрашивать и за содержание проекта документа и за букву нем. И проекты не должны вручаться на входе, а рассылаться по общинам вместе с извещением о Соборе. Тогда участники Собора будут подготовлены к обсуждению.
По просьбам читателей публикуем до сих пор актуальные решения Освященного Собора РПСЦ 2011 года, касающиеся Рогожской общины г. Москвы:
15. О положении дел в Рогожской общине г. Москвы
15.1. Служащим в Покровском кафедральном соборе священникам уделять особое внимание духовному окормлению прихожан, способствуя укреплению мира и христианской любви;
15.2. Просить митрополита благословить второго священника для постоянного служения в Покровском кафедральном соборе из кандидатов, предложенных общиной;
15.3. Продлить заключенный при митрополите Алимпии договор с Рогожской общиной о разграничении прав пользования переданным Русской Православной Старообрядческой Церкви недвижимым имуществом;
15.4. Рекомендовать Рогожской общине избрать нового председателя общины;
15.5. Напомнить настоятелю Покровского кафедрального собора о необходимости исполнения Соборного постановления о назначении ризничего.
Династия Севастьяновых «рулит». Мы вас уже искренне любим. С Папой вы как то перегнули, но ладно. От папы надо вовремя оторваться. Вопросы Дионисий поднял вполне приемлемые, но тут уж кто чем руководствуется, кто канонами, а кто ГК РФ. Собор — тело Христово в своих рамках, что то обсудилось — ереси нет? И дай Бог.
Какие темы обсуждать, вопрос странный, даже с правительством. 2 И в имени Христа, двуперстие, три погружения, сугубая аллилуйя… А что ещё им дать кроме Веры ?
у тебя-то не спросили, Дионисий, что на Соборе обсуждать, а что нет. Даже читать не буду и другим не советую. Тот самый случай, когда дальше заголовка ходить незачем. Пользы от прочтения сего опуса точно не получить
Вы разве не признаете решения собора 2019 года: «6.2. Выразителем полноты мнения Церкви является Освященный Собор»? Освященный Собор высший орган церковной власти. Ему и решать, как и о чем говорить с Путиным и другими высокопоставленными чиновниками. В этом Дионисий абсолютно прав.
> Но при этом почти не обсуждаются важные, стратегические
> вопросы. Например, контакты РПсЦ с государственной
> властью
А это вообще на каком-то уровне обсуждается? Ну может не с Собором, а в Митрополии совет старейшин садится и решает, что надо бы заслать Владыку к Властелину и поднять такие и такие вопросы.
Не может ли быть, что это общение с госвластью вообще ни с кем не обсуждается?
Ознакомтесь с Уставом РПСЦ.
> Чтобы загнать старообрядчество в этнографическое гетто
Я думаю это почти главное для значительной части примкнувших к староверию. Для них «русская» важнее чем «православная» старообрядческая церковь. Вненациональность христианства для них чужда, скорее наоборот есть желание сделать «русскость» неотъемлимой частью настоящего православия, со всеми своими штанами и блинами. Элементы декора, покроя порток, узора на картузе и прочего кисель-фетиша занимают основное внимание, а христианство без всего этого вообще не представляется возможным.
> Предстоятель Церкви регулярно встречается с Президентом страны.
> Но на Соборах ни разу не обсуждалось, что старообрядчество хочет
> от общества и что может ему дать, какие темы нужно поднимать на
> встречах с Президентом, какую общественную и социальную
> концепцию развития общества поддерживает наша Церковь.
А что если «старообрядчество» само не знает чего хочет от общества? И не имеет никаких концепций развития этого общества? Что если современное старообрядчество реально находится на уровне обсуждения черепокожих и подстрижки усов?
Ведь чтобы формировать концепции развития общества надо, чтоб в старообрядческой среде было много образованных мыслителей: философов, историков, политологов и т.п. И не просто чтоб были, а чтобы вели какие-то активности в рамках староверия этого вот. Сейчас даже нет регулярных диспутов которые были до революции: с никонианами, меж собой и т.п. Единственный диспут с Сысоевым это все, что случилось на этой ниве за многие последние годы.
МСДУ превратили в духовный техникум для подготовки требоисполнителей, крюкозапевателей и свещевозжигателей.
Отдельные интеллектуалы ведут свою деятельность скорее не в рамках старообрядчества, выступая лекторами или историческими консультантами на сторонних активити. Кого-то вообще придавливают, как придушили передачу о.Аркадия Кутузова в ее изначальном виде. Как заткнули фрик-философа Лоскутова с его размышлениями о золотом веке как о сифилисе вместо того, чтоб вступить с ним в диспут, выявить несостоятельность его позиции, обругать его и может даже оттаскать за бороду — но не заткнуть и убрать.
Без активно действующей в рамках старообрядчества образованной интеллигенции староверие никогда не даст обществу никаких концепций и вообще ничего, кроме потешных репортажей про классификацию черепокожих и перлы про прикрытие афедрона длинной рубашкой на поклоне.
«концепция развития общества» написана Христом и святыми, а активность «действующей в рамках старообрядчества образованной интеллигенции» приведет к очередной разрушающей революции.
> Именно Рогожская община предложила Собору для обсуждения как
> будто чрезвычайно важный вопрос: оценку деятельности светской
> общественной организации «Всемирный союз староверов».
Ничего удивительного. Переключить внимание на «внешнюю угрозу», чтобы отвлечь внимание от реальный собственных внутренних проблем — стандартный паттерн поведения.
А где настоящий Дионисий — на этой фотографии или на своём сайте? http://www.ikonnik.ru/
Обе стороны этого конфликта только воюют на страницах своих изданий, а мы, простые миряне, не можем понять, в чем причина? Господин Севастьянов старообрядец, или нет? Господин Хохлов с кем-то подрался, или нет? Что за «экстремистски настроенные лица», в чем усматривается автором экстремизм? Что такое «грань конфликта с гражданским законодательством»? Конфликт есть, или его нет?
Приводятся исторические примеры, которые интересны как история, но аргументы в нашей ситуации они не подкрепляют. Ни с чьей строны — справедливости ради сказать. Прошлая ситуация не повторятся 1 в 1, не надо нас путать.
Что по мнению автора некорректно в формулировке 6.1 так сказано и не было. Общественные организации не могут говорить от имени Церкви, это очевидно.
Нелегкая же работа у Дионисия — черного кобеля добела отмывать. Чтоб союз староверов прикрыть, все болячки расскажет, а которых нет — так придумать надо, труд немалый.