Сейчас очень многие люди не знают своих «корней», как и чем жили их предки. Некоторые начинают задумываться об этом только тогда, когда тех, кто располагает нужной информацией, уже нет в живых. Пытаются что-то узнать, кто-то даже приступает к архивным изысканиям, но порой бывает, что уже поздно. Биографические данные не сохранились, следовательно, биографии как таковой не составить, лишь редкие даты и обрывки из жизни становятся тем, что потомки стараются бережно хранить в своей памяти и передавать из уст в уста.
2014 год оказался памятным для истории старообрядчества города Ржева. 70 лет назад в провинциальном городе Сердобске (Пензенская область) в больнице скончался сын старообрядческого священника города Ржева — Иоанна Иголкина, писатель, краевед-любитель, человек, прошедший сквозь страшные муки советской власти — Василий Иванович Иголкин.
Троицкая церковь и ее настоятель
В 1906 году во Ржеве на Предтеченской улице в 115-ом квартале (ныне ул. Смольная) состоялась закладка старообрядческой церкви в честь Святой Живоначальной Троицы. Деревянная одноглавая церковь строилась на участке, пожертвованном местным купцом Поярковым Григорием Ивановичем. Строительство деревянного храма было закончено в 1908 году. 14 ноября 1909 года епископ Кирилл (Политов) совершил освящение церкви.
Храм был построен на средства и силами ржевского купца Григория Ивановича Пояркова и будущего настоятеля о. Иоанна Георгиевича Иголкина. Каменная ярусная колокольня была заложена в 1910 году, также был надстроен восьмерик с куполом над основным объемом храма. Позже был построен придел во имя Архистратига Михаила, который был освящен в 1912 году. На звоннице было семь колоколов.
Еще в 1888 году о. Иоанн Иголкин служил в Городце (Нижегородская область), куда был поставлен по рекомендации инока, а впоследствии епископа Арсения (Швецова). Священноинок Арсений воспитал многих учеников, из них наиболее видными были: священник о. Димитрий Смирнов, священник о. Иоанн Иголкин.
Затем о. Иоанн служил в Санкт-Петербурге в домовом храме Громовского кладбища, который был освящен 8 ноября 1905 г. старообрядческим епископом Санкт-Петербургским и Тверским Виталием (Бажановым) во имя свт. Петра, митрополита Киевского и всея Руси чудотворца. В Тверскую губернию он попал опять же по рекомендации на тот момент уже епископа Арсения Уральского.
Вначале служил в Торжке, а в 1890-х г. был переведен на служение во Ржев. Служил в молитвенном доме в 129-ом квартале, но у него не сложились мирные отношения с частью прихожан, и о. Иоанн, не отчаиваясь, поступил очень мудро, принявшись за строительство Троицкого храма. Впоследствии между двумя этими приходами установился мир. Вместе ходили Крестным Ходом, общались.
Настоятелем этого молитвенного дома был о. Игнатий Червяков. Известно, что в 1908 году о. Иоанн Иголкин участвовал в закладке старообрядческого храма во имя Покрова Пресвятыя Богородицы в г. Ржеве на Смоленской улице (ныне ул. Калинина).
Далеко за пределами Ржева был известен церковный хор Троицкого храма. Да и вообще Ржевские певчие признавались одними из лучших в старообрядчестве. Но после октябрьской революции 1917 года клир и активные миряне были подвергнуты репрессиям, вскоре упокоился и настоятель храма о. Иоанн.
В сентябре 1934 г. церковь закрыли, но иконы из основного комплекта иконостаса, предметы убранства, книги, утварь, во многом благодаря энергии диакона Феодота Тихомирова, удалось сохранить и перенести в Покровский храм, где эти святыни благополучно пережили военное время и были спасены от гибели.
В годы Великой Отечественной войны Троицкий храм был разрушен. Опустевшее здание Троицкого храма еще перед войной превратили в клуб, где по праздникам устраивали танцы под патефон, а на амвоне была устроена сцена. От церковного комплекса до наших дней сохранилась лишь каменная колокольня и остатки трапезной, стоящие среди соседских огородов.
Осужденный за благие дела
Сын о. Иоанна, Василий, родился в 1888 году. В этот период Иголкины проживали в деревне Слобода Глуховской волости Медынского района Калужской губернии. Еще до революции получил высшее образование — выучился на счетовода, работал на предприятиях города Ржева. Был женат на Татьяне Иголкиной.
Василий проявлял интерес к истории своего края, даже состоял членом Ржевского научного общества. Был краеведом-любителем. В 1930-х годах начал писать историко-бытовую повесть «Ржевитянка», но, увы, не успел закончить из-за внезапного ареста.
Василий Иванович создал кружок знаменного пения при Троицкой старообрядческой церкви города Ржева, в котором обучал детей и подростков пению по крюкам. Однако за это благочестивое и полезное занятие в 1929 году на него было заведено уголовное дело. Проходил допрос его учеников — детишек, и все они, еще малые, несмышленые в силу возраста, старались делать все, чтобы Василия не арестовали, все осознавали нелепость предъявленных сыну настоятеля, прихожанину Троицкого храма, обвинений.
Сейчас эти дети вызывают восхищение! Иголкин был приговорен к принудительным работам сроком на один год, исключением из профсоюзной организации, а затем был выслан. К счастью, после обжалования, дело было пересмотрено и приговор отменен.
Но, увы, жестокость советской власти, ее беспощадность, нелепость сыграли свою роль. В 1937 году Василий был репрессирован, как и многие люди в то время, и осужден на 10 лет лагерей. Находясь в заточении он «заработал» туберкулез. По болезни в 1944 году был освобожден досрочно. Когда возвращался домой, в дорогой ему Ржев, в пути, в городе Сердобске, его состояние ухудшилось. Вскоре он скончался в больнице.
В 1961 году Василий Иванович Иголкин был реабилитирован посмертно. До сих пор остается загадкой: писал ли он какие тексты, находясь в лагере, а скорее — мечтал о возвращении во Ржев и продолжении своей «Ржевитянки»…
К сожалению, известно мало сведений о жизни Василия Иголкина, его жизнь было задавлена машиной советского террора, его литературная деятельность была пресечена нелепым арестом. Его вклад в культуру Ржева, в историю старообрядческой жизни, культуры города недооценен.
Но если бы не постигшие его, как и многих других, беды того времени, этот вклад был бы гораздо больше, и память о нем горела бы в больших сердцах и передавалась из поколения в поколение. И нам, старообрядцам, следует особенно помнить о таких людях, которые даже во времена безбожия учили вере, проповедовали, открывали церковные кружки, и за это были жестоко наказаны их судьбы, искалечены их семьи советским режимом. Впрочем, так происходит в любом авторитарном и тоталитарном обществе, когда за слово, за вопрос, за мысль, за веру ломают судьбу человека, судьбы его родных и близких.
Правдиво и искренне написала племянница Василия, Галина, на обороте его поздней фотографии: «Какие страдания на твоем лице, мой родной дядя Вася».
Очень надеюсь, что в дальнейшем будет известно больше фактов о жизни этого выдающегося русского человека, и его потомки вспомнят о нем. Не только как о родственнике, но как о христианине, о человеке, который не спрятался, не перекрасился, как принято в такие времена делать, не схоронился «страха ради иудейска», но остался верен себе и своим духовным убеждениям.
Выражаю благодарность за помощь в изыскании информации: Ржевскому краеведческому музею, Государственному архиву Тверской области, Ржевскому районному архиву.
Комментариев пока нет