Старообрядчество столетиями сохраняло памятники древнерусского искусства — иконы, книги и другие реликвии. В эпоху гонений Романовых на русскую культуру, когда старые иконы выносились из храмов, срубались древнерусские фрески, уничтожались кладбища, сжигались книги и перестраивались памятники русского зодчества, староверы, как могли, рискуя свободой, а иногда и жизнью, сохраняли это бесценное наследие. Большинство старинных икон в коллекциях современных российских музеев сохранились только благодаря этому.
В XVIII-XIX веках старообрядчество и само создавало подобные, не менее ценные, памятники церковного искусства. И, что немаловажно, в больших количествах.
Существовали целые центры и регионы (Поморье, Гуслицы, Сызрань, Москва, Невьянск), где работали сотни мастеров, переписывавших книги и создававших тысячи икон.
Однако наступивший за этим период гонений на религию со стороны государства с 1917 по 1988 годы нанес огромный ущерб традиционным промыслам и практически остановил воспроизводство предметов церковного искусства. За эти годы исчезли целые классы мастеров и ремесленников, занимающихся им.
Это постепенно стало приводить к тому, что культурное наследие староверия стало умаляться — количество новых икон и церковной утвари существенно уменьшилось. Также накапливаются проблемы и с уже существующим, созданным в прошлых веках, историческим наследием.
Так, например, старинные иконы по объективным и субъективным причинам ветшают, не реставрируются, иногда становятся целью неблаговидных коммерческих сделок, и выходят из церковного обихода.
В первую очередь, это касается собраний предметов древнерусского и старообрядческого искусства, находящихся во владении церковных общин.
Основные проблемы сохранения наследия
Специалисты называют следующие причины этого:
1. Ненадлежащее хранение. Книги, иконы и другие предметы наследия могут находиться в неподходящих для этого помещениях, например, в сырых подвалах. Также в помещениях, подверженных затоплениям и пожарам.
2. Ненадлежащий уход. Мытье икон абразивными веществами. Покрытие мебельным лаком и т. п.
3. Неквалифицированная реставрация икон, которая может привести к порчи исторического облика, вплоть до создания нового изображения поверх старого. Регистрируются случаи подмены иконы во время реставрации. Не везде с должным старанием происходит реставрация книг, когда их, например, склеивают скотчем.
4. Продажа, дарение, кража церковных ценностей, принадлежащих старообрядческим общинам.
5. Отсутствие каких-либо описей, централизованной каталогизации, фотофиксации памятников, за исключением редких случаев частной инициативы на местах. Отсутствие системы ревизии церковного имущества.
6. Слабое взаимодействие с правоохранительными структурами на предмет возвращения похищенных предметов культурного наследия староверия.
7. Малое число старообрядческих иконописцев, реставраторов, мастеров традиционных церковных промыслов и других специалистов по сохранению, поддержанию и развитию культурного наследия староверия. Падение культуры иконописания, исчезновение региональных школ иконописи.
Таким образом, двумя главными проблемами в области культурного наследия староверия являются трудности с сохранением уже имеющегося и воспроизводством нового.
Как сохранить культурное наследие?
Есть несколько путей сохранения культурного наследия староверия. Во-первых, этим могли бы заняться сами старообрядческие согласия. Во-вторых, этим могла бы заняться комиссия из специалистов по каталогизации и сохранению культурного наследия, созданная на основе межстарообрядческих договоренностей.

Эта комиссия могла бы сформировать с помощью благотворителей или государственной поддержки мобильную рабочую группу, которая бы на профессиональном уровне делала описи всех ценностей, находящихся в собственности религиозных общин. Это могла быть паспортизация, фотографирование и каталогизация всех храмовых икон, церковной утвари и облачений старше, скажем, 50 лет. Копии этих описей и каталогов не только остаются в местной общине, но и передаются централизованной религиозной организации, а также — независимой структуре, для хранения и подтверждения верификации.
В случае кражи какого-то памятника искусства, информацию о нем можно было бы немедленно предоставить правоохранительным органам, и похищенное будет проще найти и вернуть.
Похищенный, но задокументированный предмет стал бы представлять существенно меньшую ценность для криминальных деятелей, его никакой ответственный коллекционер не решился бы приобрести.
Также такая комиссия могла бы разработать правила хранения и рекомендации по уходу за предметами старины. Несомненно, большая бы ответственность в этих вопросах возлагалась бы и на сами религиозные общины.
Опыт РПЦ
Положительный опыт решения подобной проблемы есть сегодня и у Русской Православной Церкви.
Сегодня не только старые, но и современные иконы (имеются в виду рукописные иконы храмового использования — прим.) нельзя не только вынести, но и даже внести в храм без необходимой паспортизации предмета.
Существует документ «Инструкция по приёму, учёту и хранению имущества храмов Русской Православной Церкви». Он посвящен важнейшим вопросам сохранения культурного наследия. В частности, в нем содержатся следующие главы: «Действующие правила охраны памятников», «Совместное с музеями использование памятников церковной архитектуры и искусства», «Что можно требовать от проекта реставрации», «Требования к содержанию объектов культурного наследия», «Правила ремонта и реставрации памятников архитектуры и церковного искусства», «Условия хранения особо чтимых икон», «Условия хранения богослужебных облачений и тканей», «Условия хранения богослужебных сосудов, светильников, церковной утвари из металла».
Также в Постановлении Архиерейского Собора РПЦ от 2-5 февраля 2013 г. (п. 41) о надлежащем использовании, сохранении, учете, ремонте, реставрации и восстановлении памятников церковной архитектуры и искусства в штат епархий была введена должность епархиального древлехранителя, осуществляющего контроль за сохранением памятников истории и культуры. В частности, в его обязанности входит «пресечение деятельности, влекущей повреждение, разрушение, искажение, уничтожение объектов культурного наследия и культурных ценностей; информирование Патриаршего совета по культуре об особо сложных ситуациях».
Возможно, в современной ситуации могли бы помочь дополнения к законодательству об охране культурного наследия или даже отдельный федеральный закон «Об учете культурных ценностей».
Принцип возврата святынь
Немало вопросов возникают по поводу возвращения староверам некогда похищенных тем или иным образом объектов церковного имущества. Отечественные СМИ регулярно сообщают о случаях задержания и разоблачения контрабандистов, которые пытаются вывести за рубеж иконы и другие предметы, некогда принадлежавшие религиозным конфессиями. В 99 % случаев эти предметы христианского культа передаются Русской Православной Церкви, несмотря на то, что значительную часть контрабандного потока составляют как раз старообрядческие иконы, как наиболее массовые и написанные на высоком художественном уровне в XVIII-XIX веках.
Необходимо менять политику в этом вопросе.
Все иконы канонического письма этого времени должны признаваться старообрядческими, если нет каких-либо особых указаний на другое их происхождение.
Также современные специалисты в области истории русской иконописи с большой точностью выявляют принадлежность икон к тому или иному согласию или региональному центру.

Это же относится и к меднолитым иконам. Как известно, их производство было запрещено в синодальной Церкви, и любая меднолитая икона, произведенная до начала XX века, является частью старообрядческого культурного наследия.
Создавая новое наследие
Что касается новых икон и других предметов церковного и традиционного искусства, то для их развития есть все возможности. На территории нашей страны действуют десятки общественных организаций, коммерческие и некоммерческие структуры, гражданские сообщества, занимающиеся вопросами возрождения самых разных (от бани до мезенской росписи) традиционных русских форм культуры, искусства и быта. Появился большой опыт в возрождении канонического иконописания как ремесла, действуют несколько известных иконописных образовательных учреждений. Возрождены и отработаны, казавшиеся забытыми, технологии медного литья. В рамках современной культурологии и искусствоведения изданы десятки монографий и других исследований, посвященных разным направлениям русского искусства и культуры. Государством выделяются гранты на реализацию культурных инициатив. Представители староверия, несомненно, должны воспользоваться этими возможностями.
Так, недавно, в 2024 году, на Освященном соборе РПсЦ съездам головщиков и церковных певчих придали статус ежегодных общецерковных мероприятий. До этого решения прошли два таких семинара. Последний состоялся в июне на территории Костромской епархии Русской Православной старообрядческой Церкви. Подобные же мероприятия надо проводить и в сфере иконописи и других церковных ремесел.

Например, собрать съезд всех ныне действующих старообрядческих иконописцев.
Помощь в этих вопросах может оказать и научное сообщество. Например, действует организация «Ферапонтовское общество сохранения, изучения памятников древнерусской культуры», которая регулярно, в последние годы на территории Ростова Великого, проводит конференции, посвященные русскому культурному наследию в области церковного искусства.
Комментариев пока нет