На страницах нашего сайта продолжается обсуждение вопроса оскудения духовенства, как по причине ранней кончины в результате пандемии и других болезней, так и по системным причинам.
Блаженной памяти почивших отцов! За минувший год Господь к себе призвал не одного и не двух священников. На минувшем Освященном Соборе, когда митрополит Корнилий говорил о почивших, было очень тяжело на него смотреть — так он тяжело прочувствовал каждую утрату нашей Церкви, с такой искренней душевной болью он говорил и молился за отошедших ко Господу клириках.
Но намного большую боль и скорбь имеют простые люди, которые во множестве сейчас умирают на своих осиротевших приходах, без последнего покаяния и без приобщения Святых Христовых Таин. На приходах нет пастырей, они ушли в мир иной!
Русская Православная старообрядческая Церковь потеряла за нынешний год епископа Силуяна (Килина), протоиерея Алексея Комендантова, протоиерея Илию Косырева, иерея Анатолия Носочкова, иерея Владимира Савельева, иерея Иоанна Горшенина, иерея Игоря Вершинина, иерея Александра Чукаленко, иерея Валерия Кириченко и совсем недавно протоиерея Евфимия Кузьмина. Но скорбя о потерях и утратах, мы должны думать о будущем. А это будущее представляется очень сложным, исходя из нынешних тенденций.
На Освященном Соборе РПСЦ 2018 года протоиерей Евгений Чунин представил доклад: «О кадровой работе в Церкви», в котором он озвучил, что в нашей Церкви 102 храма не имеют постоянного священника. И для решения этой проблемы при тогдашних темпах, в 2018 году, нужны были десятилетия. Подводя итоги этого доклада, многие соглашались, что на хорошие, а тем более богатые приходы кандидаты находятся, но на малые приходы идти служить желающих нет.
За прошедшие после собора годы ситуация если и изменилась, то только в худшую сторону. Да, в Москве и ее окрестностях все нормально, выправилась ситуация в Казанско-Вятской епархии, тщанием трудов местного архиерея и на Урале. Но в других епархиях не все ладно.
Кто обязан исправлять ситуацию? Открываем книгу правил, где известный толкователь канонов Иоанн Зонара в толковании на второе правило Святых Апостолов прямо пишет:
«Избрание и хиротонию пресвитеров и диаконов правило предоставляет епископу, которому имеют быть подчинены рукополагаемые».
Но из кого епископу выбирать кандидатов в духовные степени? Нынешняя тяжкая ситуация стала таковой в том числе и по причине того, что найти достойного кандидата на священство почти невозможно. И многие говорят, что это основная причина. Уговаривать в попы бывает просто некого, так как большинство мужчин не вполне соответствуют каноническим требованиям к духовенству. И один наш архиерей так прямо и говорит — «Не буду никого ставить. Достойных сейчас нет!» За многие годы своего святительского служения этот архипастырь поставил только двух попов (причем один из них — его родной брат), и так случилось, что оба они уже преставились на иные обители и у Бога ныне за нас молятся.
Отсутствие подходящих кандидатов — это первая, можно сказать поверхностная, причина. Как всегда в жизни бывает, редко когда бывает одна причина. Чаще всего это целый комплекс причин.
Вторая причина — это то, что оскудела любовь у архиереев к своим клирикам. Архиереи перестали морально поддерживать своих клириков. Например, если у попов случаются разногласия со своими общинами. Очень часто мы видим, что руководит общиной председатель, а поп служит и отвечает за все. И во многих маленьких приходах председателям общины постоянный поп и не нужен. Приехал поп раза три в год, послужил, и ладно. И большего не надо! И когда приезжает молодой кандидат в попы в такой приход, быстро становится видно, что с таким председателем мирной жизни в приходе священнику не будет.
Третья причина — это то, что архиереи мало участвуют в приходской жизни. Многие наши архиереи любят месяцами жить в Москве, у них есть свои московские духовные чада, в том числе и женского пола, что совсем идет вразрез с номоканоном, который запрещает монахам исповедовать лиц женского пола. Некоторые архиереи живут месяцами не только вне своей епархии, но вообще в женских монастырях, что прямо запрещает Стоглав. Как мы можем ссылаться на Стоглав в вопросе двоеперстия, а другие его постановления цинично и злонамеренно не исполнять.
О реальной жизни приходов своих епархий часть наших архиереев узнают не из личных впечатлений и живого общения, а из звонков «доброжелателей», существование которых тщательно поддерживают, и которым верят больше, чем своим клирикам.
Четвертая причина — архиереи не хотят помогать своим клирикам финансово и административно на слабых приходах. Да, митрополит Корнилий много пытается делать. К его чести, адресно всегда готов помочь нуждающимся.
На Освященном Соборе 2019 года по этой теме было принято постановление:
«7. О материальной поддержке священства
7.1. Поддержать инициативу Митрополита Корнилия о материальной поддержке священства.
7.2. Икономам епархий подготовить списки нуждающихся священнослужителей к ближайшему Совету Митрополии.
7.3. Комиссии по благотворительности подготовить проект реализации предложения Симферопольской общины.
7.4. Вернуться к рассмотрению данного вопроса на очередном Совете Митрополии».
А что получается на практике? Обратился один клирик в комиссию по материальной поддержке. У него потребовали кучу справок. И НДФЛ, и справку о составе семьи, и справку с работы матушки, и справки с прихода — какая зарплата, сколько треб в среднем за месяц, ходят ли поповские дети на клирос и как они себя ведут…. Махнул рукой тот поп и решил, что проще на буднях службы не молиться, а пойти шабашить. А прихожане пусть сами молебен послужат, если захотят, и тем пусть будут довольны.
Пятая причина — отсутствие явных и всеми соблюдаемых правил. Да, есть правила Святых Апостолов, Семи Вселенских и девяти поместных Соборов, номоканон…
Но почему-то эти правила соблюдать архиереи от своих клириков требуют, а сами соблюдать их не хотят! Примеры приводить не буду, дабы не впасть и не ввести других в грех осуждения, но кому интересно — все прекрасно все знают.
Суммируя все вышеизложенное, приходим к не совсем хорошим выводам — наша Церковь в тяжелейшем кадровом кризисе. И те, кто обязан что-то делать, не всегда справляются со своими обязанностями. Да, на каждом Соборе говорят о кандидатах на священные степени, но…что-то мы делаем неправильно, раз ситуация становится все сложнее и тяжелее. Своими силами наша Церковь явно не справляется.
Автор: Л. Толоконный
автору статьи — если не трудно напишите свой email (сохраняя анонимность) есть вопросы к редкому ныне человеку которому не все равно
Епископы берут пример с РПЦ,только там епископы вообще берега попутали от жажды к наживе.
Причиной самого раскола и упадка является мздоимство внутри церкви, которое было еще 500 лет назад. Многие священники были по мзде ставлены, включая митрополитов. Именно этот грех привел к тому что внутри единой церкви появились «реформаторы» и закончилось все Никоном, а также веками гонений и уничтожения.
Пока РПСЦ этот свой грех не признает и не отмолит — так и будет погоня за наживой, которая суть основа РПЦ.
РПЦ вообще стоит на древнем грехе наживы. Не будет греха — не будет РПЦ.