Сайт «Русская вера» продолжает публикацию доклада, посвященного старообрядчеству Молдовы и представленного Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференции «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». На этот раз авторы рассказывают о сотрудничестве старообрядцев Молдовы и ученых.
Хочется отдельно сказать о сотрудничестве наших старообрядцев с известным ученым, всю жизнь посвятившим нашим проблемам, — об Ирине Васильевне Поздеевой, докторе исторических наук, крупнейшем современном специалисте по русскому старообрядчеству, которая отметила свой юбилей. Мы знаем Ирину Васильевну как профессионала высочайшего уровня, глубоко и всесторонне знающего проблемы старообрядчества, как никто понимающего проблемы сохранения величайшего культурного наследия русской цивилизации не только в самой России, но и за её пределами.
История средневековой русской книжности, традиции быта, общинной жизни, отношения с окружающими социумами в их историческом развитии, в их становлении — вот, что выделяет работы Ирины Васильевны из множества работ, посвященных исследованию проблем средневековой и современной культуры русского старообрядчества. Более 40 лет Ирина Поздеева занимается исследованием истории, культуры, книжности и в Молдове. Она стала инициатором нескольких международных полевых экспедиций в русских селах и общинах Молдовы и Приднестровья.
В том числе только благодаря её титаническим усилиям, её авторитету, её неуемной энергии была организована и 3-я Международная полевая этнографическая экспедиция исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова по регионам Молдовы, в результате которой, как мы уже говорили, были описаны более 900 древних книг, множество икон, обнаружены многие исторические документы, касающиеся истории возникновения русских сел и православных приходов в Молдове.
Мы, российские соотечественники, проживающие в Молдове, признательны госпоже Поздеевой за её титанический труд и выражаем надежду ещё не раз принять её и её коллег, её учеников на гостеприимной земле Молдовы, которая всегда с благодарностью вспоминает о замечательном человеке, друге, высочайшем профессионале Ирине Васильевне Поздеевой.
***
Говоря о современном живом старообрядчестве в Молдове, нельзя не сказать и о недавно прошедшей в Молдавии Первой «Международной полевой научно-исследовательской археографической экспедиции по старообрядчеству в Молдове», организованной Московским госуниверситетом им. М. В. Ломоносова под руководством профессора МГУ, доктора исторических наук Ирины Васильевны Поздеевой и заведующей археографической лаборатории исторического факультета МГУ Натальи Викторовны Литвиной, которая работала с 28 июля по 20 августа 2013 года в селах традиционного проживания старообрядцев: Кунича, Старая Добруджа, Покровка, Егоровка, Сырково, Сакаровка, Валя Рэдоайей, Новый Бычок и в городах Кишиневе, Оргееве, Кагуле, Бельцах, Теленештах, Бендерах и в Тирасполе.
В этой уникальной экспедиции приняло участие 12 исследователей из Москвы и 5 энтузиастов из Молдовы. Эта экспедиция проводилась при поддержке Фонда «Русский мир», Посольства РФ в Молдове, РЦНК в РМ, Бюро межэтнических отношений РМ, Московской старообрядческой митрополии и Кишиневской старообрядческой епархии, ОД «Русское духовное единство», Центра русской культуры в РМ, Русской общины г. Бельцы, при активном содействии примаров вышеуказанных сел и городов.
Эти полевые исследования, в результате которых были научно зафиксированы и описаны в максимально полном объеме элементы сохранившейся в старообрядчестве традиции древнерусской культуры, письменности, языковых особенностей и традиционного православного вероисповедания, рассчитаны на несколько лет. В минувшем 2013 году экспедиция охватила 10 старообрядческих общин, 6 оставшихся общин будут исследованы в последующие годы.
Недавно прошедшая полевая археографическая экспедиция выявила, что в 8 старообрядческих общинах Молдавии обнаружено 749 книг (из них 10 книг — ХVI века, 90 книг — ХVII века). С учетом коллекции описей книг 2012 года всего зафиксированы и могут быть введены в научный оборот более 900 древних книг, по которым до сих пор живут и оправляют требы старообрядцы в Молдове. Как не раз говорила И. Поздеева, основой устойчивой православной культуры и традиции всегда были человек, община и книга.
Книга, хранительница основ веры и миросозерцания, сохранялась и совершенствовалась на протяжении тысячи лет. Несмотря на наличие интернета и компьютеров, и сегодня в старообрядческих общинах обучение основам веры идет по древним канонам и книгам. Именно те элементы культуры, обряда и быта, что держатся на бережно сохраняемой древней книге, наиболее устойчивы…
Наиболее ценное для археографических исследований книг — это те правки, заметки на полях, которые оставляли их владельцы и пользователи. Именно по ним можно многое узнать о реальной жизни их владельцев, об отношениях между ними, о путях движения книг… В Молдавии при описании древних книг обнаружилось, что в некоторых из них есть заметки княгини Е. Ромодановской, царя Михаила Федоровича (Романова), патриарха Иоакима (1670 г.), князей Черкасовых…
Среди рукописей было найдено много певческих (более 80 экз.) и крюковых (в подражание гуслицким рукописям). Обнаружилось, что для Молдавии характерны свои, более украшенные, чем московские, знаменные распевы. Обнаружена уникальная рукопись дьякона Нестора (Венедиктова) начала ХХ века.
Наталья Литвина, проводя опросы в селе Кунича, занималась проблемой восстановления истории семей (вплоть до 4 колена, установление 7 степеней как родового, так и духовного родства), как одной из составляющих элементов в сохранении старообрядческой традиции. В Молдове, как выяснилось в результате опросов, память о родовом родстве сохранилась (до 4 колена в старообрядческих селах знают практически все) в большей степени, чем в России. Несмотря на тяжелое экономическое положение, как и в давние времена, благодаря высокому профессионализму в традиционных, передаваемых из поколения в поколение отхожим промыслам, старообрядцы держатся лучше, чем в соседних молдавских селах.
Этнографическая экспедиция зафиксировала, что ныне в Куниче действуют 2 духовные школы пения (по крюкам, на дому), в которых сохраняется старая традиция воспитания и обучения молодежи. После распада СССР и перехода на рыночные отношения, в Куничах восстановилась древняя традиция держать книги на дому и организовывать церковные праздники в храме силами одной семьи. В некоторых семьях хранится по 5-7 древних книг (ХVII-ХVIII века). Во многих семьях поют (от мала до велика), что говорит о сохранении живой певческой традиции. Если в 90-х годах духовные стихи пелись только в храме и за общей трапезой, то в 2013 году отмечается пение таких стихов и во время свадеб, общественных собраний, и во время многих светских мероприятий.
И всё это в далекой Молдавии, в затерянных среди лесов и холмов, тихих русских селах, окруженных иноязычными племенами. Живой, затерянный, но благодаря сохранению старых обычаев не сгинувший в иноземщине русский мир.
Отрадно отметить, что у членов экспедиции остались добрые воспоминания о работе в наших старообрядческих селах.
Я много раз была в Молдавии, — говорила на круглом столе по завершении экспедиции Ирина Васильевна, — но по-настоящему влюбилась в неё только сейчас, когда мне удалось побывать в старообрядческих сёлах, пообщаться с людьми, увидеть эти шедевры древней русской книги…
Она отметила, что из-за глобализации существуют две тенденции в культуре: с одной стороны, стирание отмирающих, не поддержанных в обряде и быту культурных, религиозных различий, граней, и, с другой стороны, углубление сохранившихся живых национальных элементов культуры и традиции, их кристаллизация. Обе эти тенденции четко прослеживаются и на примере культуры старообрядцев.
За месяц работы первой археографической экспедиции был собран значительный видео- и аудио-архив воспоминаний, фотодокументов, старинной архитектуры, в том числе церковной, заснятых в сёлах Молдавии.
Проведение таких экспедиций позволяет не только сохранить память о ныне живущих людях, восстановить память о ранее ушедших, но и помогает нам, старообрядцам, понять самих себя. Помогает лучше и яснее увидеть кто мы, чем мы отличаемся от соседних народов, ради чего мы явились на эту землю. Понять, что, возможно, мы много потеряли из-за своей оторванности от России, но и осознать, что здесь, в Молдавии, в условиях иноязычного окружения, условия для сохранения древних обычаев и православной культуры были лучше, чем в самой России. И что старообрядцы не упустили этой возможности. Отрадно, что это было увидено и отмечено участниками проведенной археографической экспедиции…
Комментариев пока нет