Ученые со всей России и стран ближнего зарубежья собрались в МГУ, чтобы поделиться новыми изысканиями по теме старообрядчества.
23 мая на историческом факультете Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова открылась III научная конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе». Нынешний научный форум посвящен памяти двух выдающихся исследователей истории и культуры старообрядчества — академика Николая Николаевича Покровского и основателя археографической лаборатории МГУ Сигурда Оттовича Шмидта.
Открывая пленарное заседание, доктор исторических наук, профессор кафедры истории Церкви исторического факультета МГУ Ирина Васильевна Поздеева рассказала о значимости работы археографической лаборатории исторического факультета МГУ.
Руководитель музейно-библиотечно-архивного отдела о. Алексей Лопатин зачитал приветственное слово предстоятеля Русской Православной старообрядческой Церкви Митрополита Московского и всея Руси Корнилия (Титова), в котором тот, в частности, отметил:
«Конференция оказала большое влияние на формирование не только разных научных школ, изучающих этот историко-культурный феномен у нас в стране и за рубежом, но, шире, на отношение нашего общества к расколу и старообрядчеству, как важнейшему фактору исторического бытия и современности. Отрадно осознавать, что у истоков тех вспомогательных исторических дисциплин, которые связаны с письменностью и книжностью, находится знаменитый труд, созданный старообрядцами первого поколения — братьями Андреем и Симеоном Денисовыми — «Поморские ответы».
Уже в нем были успешно продемонстрированы методы критического анализа источников, принципы археографии и палеографии, позволяющие получать объективные исторические знания. Именно по этому пути идут представители школы Московского государственного университета. Этими научными принципами руководствуемся и мы, выстраивая наше музейное, архивное и библиотечное пространство».
Затем в пленарном заседании выступил декан исторического факультета МГУ Сергей Павлович Карпов с докладом «Наука и образование на Историческом факультете МГУ (1934–2014)». Он рассказал о пути отечественной исторической науки в XX веке. В частности, после революции 1917 года произошла «смена вех» практически во всех исторических дисциплинах. Вместо гражданской истории появилась история формаций. До 1990 года над всем довлела идеология, которая в какой-то степени сдерживала развитие исторической науки.
Впрочем, как отметил Сергей Павлович, и в советское время были разные периоды. Так, после XX съезда КПСС, разоблачившего культ личности Сталина, наука стала развиваться свободнее и интенсивнее. 90-е годы XX века давали много надежд, однако, вскоре оказалось что обществом и ученым сообществом в какой-то момент были потеряны нравственные ориентиры. Среднее поколение ученых ушло из науки, было практически потеряно. Кто-то занялся бизнесом, другие эмигрировали в более благополучные страны мира.
Карпов отметил несколько принципов, на которых зиждется современная российская историческая наука. Это сохранение традиций, научные новации, признание имеющихся проблем и белых пятен в историографии, верификация знания, очищение его от напластований мифов и домыслов, широкое развитие источниковедения. Также декан высказал мнение, что современное развитие науки невозможно без сложившейся системы грантов и пожертвований.
Профессор кафедры истории России РУДН Валерий Всеволодович Керов выступил с докладом «Старообрядчество: средневековый реликт или фактор хозяйственной модернизации России». Он опроверг миф, что старообрядчество стало изучаться лишь в последние 20 лет. «Оно изучалось всегда, но с разными, зачастую пристрастными мотивами», — заметил исследователь. По мнению Керова, старообрядчество сыграло определенную роль в модернизации российского общества. Оно оказало социально-психологическое влияние на народ, можно сказать, произвело новый тип религиозности, новый архетип, неизвестный до середины XVII века. Появилась личная, частная ответственность за религиозные убеждения, за свою судьбу, за судьбу имущества, доверенного тебе от Бога.
Также старообрядцы выступили модернизаторами в развитии гражданского общества, демократической церковной соборности. С другой стороны, взгляды на старообрядцев как на политических модернизаторов явно преувеличены. Они не принимали значимого участия ни в первой, ни во второй русских революциях.
Главный научный сотрудник Государственного исторического музея Елена Михайловна Юхименко в докладе «Письменное и художественное наследие Древней Руси как основа старообрядческой культуры. Сводные труды» рассказала о знаковых произведениях старообрядческого искусства. Были продемонстрированы слайды составивших золотую коллекцию безпоповства Выговских Четьих Миней 1712-1717 годов, икона «Образ всех российских чудотворцев», поморский кодекс сочинений преподобного Максима Грека.
Доцент кафедры археологии и этнологии Украины Одесского национального университета Александр Анатольевич Пригарин выступил с сообщением «Липоване и их культура: опыт типологии источниковой базы». Он рассказал о способах обнаружения самых разных исторических источников по теме староверия. В наши дни историческая память стирается даже в семьях коренных старообрядцев, и только упорные, неоднократные расспросы позволяют восстановить исторические факты, а иногда и обрести уникальные документы: письма, дневники, фотографии. На сегодняшний день из источниковой базы украинского старообрядчества уже практически исчезли рукописные тетради и гектографы. По мнению Пригарина, современный исследователь старообрядчества должен владеть профессиональными этнографическими методиками исследования.
Председатель Общественного движения «Русское духовное единство» Республики Молдова Петр Артемович Донцов рассказал о жизни старообрядцев РПСЦ в современной Молдавии. Сейчас там существует 16 официально зарегистрированных общин. Отношения с властями в целом хорошие, даже лучше, чем у остальных русскоязычных слоев населения. Села и деревни, населенные старообрядцами, остаются в относительном порядке, тогда как другие значительно деградировали и вымерли в 90-е-2000-е годы. Старообрядцы Молдовы активно занимаются исследовательской, издательской и мемориальной деятельностью. В последние годы вопросы истории старообрядчества заинтересовали не только специалистов из России, но и молдавских ученых.
В конце пленарного заседания с приветственными словами выступил Олег Иванович Розанов, настоятель Невской старообрядческой поморской общины, председатель Российского Совета ДПЦ.
Во второй половине дня работа конференции протекала в тематических секциях: «Язык, литература и книга в истории и культуре позднего русского средневековья», «История и культура русского старообрядчества», «Современное старообрядчество».
Комментариев пока нет