Еще на соборе 2004 года митрополит Московский и всея Руси Андриан (Четвергов) предложил собрать разрозненную информацию об истории и современном дне старообрядческих общин, создать своеобразную летопись епархий Русской Православной старообрядческой Церкви. За прошедшие годы появилось немало публикаций, посвященных этой теме. Однако обобщающих материалов подготовлено не так много. Один из них, посвященный старообрядчеству Молдовы, был представлен Петром Артемовичем Донцовым на III научной конференция «Язык, книга и традиционная культура позднего русского средневековья в науке, музейной и библиотечной работе».
Об авторах:
Петр Артёмович Донцов. Уроженец старинного старообрядческого села Кунича Каменского района Молдавской ССР. Является председателем (с 2009 года) Координационного совета российских соотечественников и председателем (с 2000 года) Республиканского совета ОД «Русское духовное единство», членом церковного совета старообрядческой общины г. Кишинева, муниципальным советником г. Кишинева, публицистом, автором ряда книг, посвященных старообрядчеству Молдовы. Лауреат Есенинской премии РМ, организатор (с 2001 года) традиционных международных научно-практических конференций по проблемам русской истории, культуры и старообрядчества; республиканских Круглых столов по проблемам межнациональных отношений. Публиковался в альманахе «Русский альбом», в материалах международных конференций по истории и культуре: «Культура русских липован в национальном и международном контексте» (2000), «Старообрядцев Молдовы живое слово» (2003), «Нить времен» (2006), «Старообрядчество Молдовы: опыт прошлого, задачи настоящего» (2012).
Дмитрий Николаевич Михайлов. Родился в 1958 в РСФСР. По образованию и основной профессии — физик-теоретик. Закончил в 1981 году физфак МГУ (г. Москва), до 1999 года работал научным сотрудником в Институте прикладной физики Академии наук Молдовы. Соавтор и издатель энциклопедии по старообрядчеству Молдавии. Интересуется проблемами построения естественно-научных моделей в языкознании, культурологии и в теории сознания. Автор монографии по структурной (хронотопной) мифологии и христианской литургистике. Автор монографии по структурному (кластерно-триадологическому) анализу метаструктуры современных индоевропейских языков. С 2003 года — Сопредседатель Центра русской культуры в Республике Молдова.
Основные центры старообрядчества в Молдавии
Старообрядчество в Молдавии существует 300 лет. За это время сменилось 5 общественно-политических формаций, но проблем у старообрядцев, всячески избегавших вмешиваться во внутриполитические процессы, с местным населением на религиозной почве практически не было. И в связи с этим можно отметить, что у нас, в Молдавии, были выработаны адекватные формы отношений с местным иноязычным населением и были созданы более благоприятные условия для бережного сохранения древних русских традиций, чем во многих регионах России.
Переселяясь в чужие страны, наши предки всегда старались жить общинами, строили свои храмы и предпочитали сельские виды деятельности более благоприятным городским. На начальном этапе это были конфессиональные, территориальные, изолированные общины. Они характеризовались способностью к выборочному принятию элементов чужой культуры, к самозащите путём уединения, ухода.
На современном этапе в старообрядчестве происходит переход к общинам открытого типа, с допустимостью сосуществования с инокультурами (в условиях городов), с одновременным созданием межобщинных структур, со стремлением создать единую старообрядческую церковь и всемирную организацию старообрядцев (Диаспору!). Изменяется и отношение к России: не как к царству Антихриста и гонительницы, а как к Святой Руси, идущей к Преображению.
Одновременно возрастает роль новых лидеров старообрядчества, объединяющих вокруг себя носителей идей самобытности русского народа, его избранности. Не изоляция и уход (уже некуда бежать!), а укрепление в вере, путём углублённого понимания Слова Божьего, познания правоты этого Слова.
Политологи, занимающиеся проблемами глобалистики, говорят, что в современном мире самым эффективным субъектом международного права выступает не просто национальное государство, а национальное государство плюс сильная зарубежная (в идеале — всемирная) национальная диаспора, объединенные общим духовным стремлением, порывом.
В настоящее время канонически молдавские старообрядцы подчиняются Московской митрополии. Они в Молдавии компактно проживают в городах Кишинёве, Тирасполе, Бендеры, Бельцы, Кагул, Орхей, Теленешть, а также в сёлах Кунича и Валя Рэдоайей Флорештского района; Покровка Дондушенского района; Сырково Резинского района; Старая Добруджа и Сакаровка Сынжерейского района, Егоровка и Новая Грубна Фэлештского района. Кроме того, старообрядческие семьи или группы семей проживают и в других населённых пунктах, как правого, так и левого берега Днестра.
Все вышеперечисленные 15 населённых пунктов имеют юридически оформленные общины и приходы. Каждый приход имеет свою церковь, построенную, как правило, в древнерусском стиле. В селе Кунича, кроме церкви, ещё имеется также юридически оформленный православный старообрядческий женский монастырь.
На данный момент полнокровными приходами могут считаться приходы сёл Кунича, Покровка, Ст. Добружа и приход г. Кишинева (зданию Мазаракиевской церкви в 2012 году исполнилось 260 лет), а также Бендерский и Тираспольский приходы с левого берега Днестра.
В конце XX века старообрядцы поняли, что без общественного объединения невозможно решать накопившиеся проблемы, поэтому и было учреждено общественное движение «Русское духовное единство» (ОД РДЕ), которое имеет филиалы во всех старообрядческих общинах.
ОД РДЕ проводит различные мероприятия, как духовные, так и светские, в течении года, как самостоятельно, так и с Центром русской культуры в Республике Молдова и Русской Общиной. Это рождественские и пасхальные мероприятия, храмовые праздники, масленицы, мероприятия, посвящённые Дню Победы и Дню России, этнокультурные фестивали, традиционный республиканский фестиваль «Дерзайте, ребята», ежегодный рождественский и общереспубликанский Русский рождественский бал «С верой в Россию!», новогодние и рождественские мероприятия, а также научно-практические конференции на темы: «Русская национальная школа в Республике Молдова» (2001); «Старообрядчество Молдовы: истоки и современность» (2002); «Русское население Молдавии: история и современность» (2006); «Русское старообрядчество. Духовные и культурные традиции» (2010) и другие.
Ежегодно вместе с другими русскими организациями ОД РДЕ проводит до 3-х круглых столов по проблемам как старообрядчества, так и русской диаспоры в целом. ОД РДЕ также занимается издательской деятельностью. Совместно с Центром русской культуры в РМ им было издано 12 книг по истории Молдовы, Великой Отечественной войны, проблемам русской диаспоры, защите русского языка и старообрядчества.
Движение занимается восстановлением и сохранением старообрядческих памятников культуры, мест захоронений (инициировало установку в 2011 г. в память о захороненных предках Поклонного Креста, который был установлен на центральном кладбище г. Кишинёва, так как на другой части кладбища воздвигнут мемориал воинской славы «Вечность»); добилось выделения (в 2012 году) отдельного участка для захоронения старообрядцев на кладбище «св. Лазаря» муниципия Кишинёва; не допустило передачу в 2006 году здания Мазаракиевской церкви в другую, нестарообрядческую епархию.
Мы говорим о живом старообрядчестве, а это значит и о тех людях, на которых держатся общины, о тех реально существующих и эффективных формах организации их социума, о тех чаяниях, которыми живёт молодежь… Отметим актив нескольких значимых старообрядческих приходов.
Кунича
Самым старым и известным старообрядческим селом в Молдавии является село Кунича, расположенное на севере республики. В селе есть крепкие хозяйственники. Анатолий Сережников (владеющий до 1000 га), арендующий земли в соседних молдавских селах и использующий значительное число местных наемных рабочих. Николай Подлеснов и Сергей Федорчуков (имеющие до 500 га), как и А. Сережников занимающиеся садоводчеством, огородничеством, производством пшеницы, высокого качества чернослива, массово заготавливающие веники, пользующиеся спросом на рынках Кишинева, а также активно осваивающие рыбное хозяйство.
К крепким хозяйственникам относится и примар Кунич — Григорий Елисавецкий, уделяющий большое внимание Дому культуры, местной школе, фольклорному коллективу, организации досуга сельской молодежи.
После смерти маститого протоиерея Иоанна, настоятелем куничского храма во имя Флора и Лавра стал отец Стефан Еремеев, всемерно пытающийся восстановить былую цельность и авторитет общины…
Большим уважением среди селян пользуется директор лицея — Зоя Сережникова. Нужно отметить, что в местных молдавских селах учителя или директора школ пользуются гораздо меньшим авторитетом, особенно после обвальных для образования 90-х годов прошлого столетия. В старообрядческих селах авторитет образования остался на прежнем высоком уровне.
Из местной культурной элиты можно отметить и заведующего куничским Домом культуры — Виктора Дибольского, который проработал долгое время в Санкт-Петербурге, вернулся назад, и только после долгих уговоров согласился на эту сложную и ответственную работу в родном селе. Ему помогает Анна Подлеснова — руководитель фольклорного коллектива «Куничанка». Большим авторитетом среди селян пользуется и сельский семейный врач Анна Лепилова.
В Куниче действует женский монастырь (один из 3-х, действующих в старообрядчестве, в нём игуменья Агния, 4 инокини, 3 послушницы), который тесно связан с женскими монастырями в Украине и в России. По общим наблюдениям, жители Куничи, несмотря на тяжелое экономическое положение, не ожесточились, пришлых встречают приветливо…
Покровка
Особое положение среди старообрядческих общин занимает община села Покровка. Это село вписалось в новые экономические условия и показывает остальным селам Молдовы, как можно успешно и эффективно хозяйствовать в либеральной экономике, используя общинную форму отношений.
Среди местных крепких хозяйственников выделяется примар села Иван Рыльский. Известен также и Дмитрий Латышев — выходец из Покровки, ныне проживающий в Кишиневе и занимающийся бизнесом по химикалиям. Латышев построил в селе Турбазу и холодильный цех на 1000 тонн для хранения фруктов и овощей.
Покровчане в основном выращивают яблоки, сливы, малину, которые пользуются огромным спросом не только в Молдове, но и в соседних Украине и России. Что странно, местные жители — молдаване — при имеющейся у них возможности выращивать ту же малину предпочитают покупать её у старообрядцев.
Одним из хранителей старины и обычаев у покровчан считают Инну Бельченкову, директора местного Дома культуры, учителя музыки и руководителя фольклорного коллектива «Долинушка». Этот коллектив не раз с успехом выступал и на больших сценах Кишинева.
После долгого отсутствия священника в храме Покрова Пресвятыя Богородицы наконец-то настоятелем был избран отец Виктор Костромин, которому приходится вести большую работу по духовному сплочению общины.
Старая Добруджа
В пяти километрах от Бельц — крупного промышленного центра на севере Молдовы — пристроилось село Старая Добруджа. Помимо привычных для молдавских старообрядцев огородничества и садоводства, селяне занимаются производством в промышленных масштабах животноводства и особенно выращиванием знаменитых на всю Молдавию и юг Украины роз… Среди крепких хозяйственников, причастных к этому делу, выделяются Василий Березов и Аурел Бабенко.
Значительным авторитетом среди местных селян пользуются секретарь при мэрии Татьяна Павлова и настоятель храма Успения Пресвятыя Богородицы отец Федор Кожемякин. После смерти настоятеля местного храма отца Епифания, новому настоятелю также приходится предпринимать много усилий для сохранения духовного единства общины… В каждом селе уже работают воскресные школы.
Бендеры
В Бендерах — городе с большими старообрядческими традициями — нынче служит молодой настоятель храма отец Андрей Костромин, отец 4-х детей. Он издаёт календари, строит новый храм, возобновил крестные ходы. В Бендерах активно работает воскресная школа. Сам отец Андрей активно занимается миссионерской деятельностью, привлекая в общину в том числе и местное население, являясь убедительным примером для других молодых, вновь поставленных священников.
Кишинёв
В столице Молдавии находится епархиальный храм и администрация епископата. Епископом Кишинёвский и всея Молдовы поставлен Владыко Евмений (Михеев Евгений Иванович), а настоятелем кафедрального храма Покрова Пресвятыя Богородицы является отец Меркурий Сосин, участник Великой отечественной войны и войны с Японией, строгий наставник молодых священнослужителей, проходящих в епископальном храме свою стажировку перед началом своего самостоятельного служения. Отметим, что за время архипастырства владыки Евмения число священников в Молдове увеличилось в 1,5 раза, что привело к своевременному исполнению треб и необходимых обрядов.
В Кишинёве при общине работает первая в современной Молдавии воскресная школа, которой руководит Галина Годунова. При храме создана епископальная библиотека, которой заведует Елена Немцова. Среди прихожан епископального собора особо выделяется бывший староста прихода Аркадий Дрогинский, много сделавший для Кишиневской общины (внутренний и наружный ремонт храма, благоустройство двора, ремонт духовного центра).
Важно отметить, что современные старообрядцы, находясь в неблагоприятной среде, все-таки не идут на самоизоляцию, а, стремясь защитить свои политические и социальные права, продвигают своих активистов на ответственные государственные и муниципальные должности…
В сфере образования пользуются авторитетом учителя высшей категории Татьяна Федорчукова, Антонина Донцова, Галина Паскарь… Кстати, отметим, что в результате проведенной в прошлом году археологической экспедиции выяснился и высокий уровень патриотического воспитания старообрядческой молодежи, который поддерживается именно в школах (как государственных, так и воскресных)… Среди журналистов, часто освящающих жизнь старообрядцев, широко известны Наталья Розамирина и Наталья Узун. На ТВ ведут программу «Русский мир» и создают документалистику о старообрядчестве Светлана Потанина и Игорь Мироник.
Документальный фильм о молдавских старообрядцах получил престижную премию «Тэфи» в 2012 году, а вторая его версия номинирована на премию ялтинского фестиваля. Часто публикуются интересные материалы о жизни старообрядческих общин в газете «Русское слово» (гл. редактор Татьяна Борисова).
В Молдавии продолжает свои традиции интересная иконописная школа, представленная в настоящее время Николаем Подлесновым (с. Кунича), Федором Кауновым и Василием Лепиловым (г. Кишинёв).
В настоящее время, накануне 70-летия со дня Победы, старообрядческие приходы озабочены реконструкцией памятников и захоронений павших в боях за освобождение Молдавии.
Комментариев пока нет