От редакции:
Объявление пандемии коронавируса, карантинные меры, введенные во многих странах, породили острую полемику во внутрицерковной среде о необходимости или избыточности принятия санитарных мер в храмах. Нет ли отрицания веры в благодать Божию в соблюдении гигиенических мер в Церкви? Что должно являться предметом веры, а что — предметом знаний? Можно ли заразиться какой-либо болезнью при Причащении святых Таин? Об этих и других вопросах рассуждает настоятель старообрядческого храма в г. Калуге иерей Иоанн Курбацкий.
***
На самом деле проблема соблюдения мер гигиены стоит в Церкви давно, и новая пандемия лишь актуализировала эту дискуссию. Мы знаем, что многие светские люди при знакомстве с церковными обычаями нередко смущаются тем, что верующие причащаются из одной лжицы. Да и сами верующие порой стараются причащаться так, чтобы не прикоснуться устами лжицы или сделать это по возможности бесконтактно. Настало время оценить сложившиеся практики на предмет их соответствия современным представлениям о гигиене, задуматься, можно ли что-то менять в сложившихся веками традициях.
Одни верующие считают, что ничего делать и менять не надо: дескать, как жили, так и будем продолжать жить, в храме невозможно заразиться, и потому никакая инфекция не страшна, все меры гигиены излишни. Другие, напротив, пытаются сделать все возможное, чтобы минимизировать риск заражения людей в храмах и дальнейшего распространения инфекции. Так, Синод РПЦ принял специальную инструкцию в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции. Какие-то из этих мер стали применять и некоторые старообрядческие священники в своих приходах. Поразмышляем об этом.
Сегодня есть немало верующих людей, которые искреннее и твердо верят, что в храме нельзя ничем заразиться. Но если бы это было действительно так, то история не знала бы эпидемий чумы, холеры, тифа, оспы и т. п. Можно было бы спастись от болезни и смерти, просто отсидевшись в храмах. Верующие во все времена совершали молитвы, служили литургии и молебны, святили воду, звонили в колокола, совершали крестные ходы. Но не всегда Бог спешил исполнить молитвы. Летописи сообщают, как опустошались целые города. Так, в середине XIV века архиепископ новгородский Василий, посещая охваченный эпидемией чумы Псков, сам заразился этой болезнью и умер, принеся эту эпидемию в Новгород. В тот же период чума выкосила Смоленск, Киев, Чернигов и Суздаль.
«Моровые язвы» были относительно давно, и сегодня мы забыли и не знаем, как поступала Церковь в период эпидемий, были ли какие-то ограничения. Но тогда и медицинских знаний о распространении болезней и мерах профилактики было меньше. Тем не менее карантины были и в древности. Из Евангелия мы знаем о прокаженных, которые жили вне городов, чтобы не заразить окружающих.
Им предписывались строгие правила поведения, а в случае исцеления этот факт должен был быть зафиксирован священником. На Руси во время эпидемий тоже устраивали карантины. К примеру, «Вторая новгородская летопись» сообщает:
1552 г. Того же лета месяца октября в 16 день бысть кличь в Новегороде о псковичех, о гостех, чтобы все они ехали вон, часа того из Новгорода с товарами какими ни буди; а поймают гостя псковитина на завтрее в Новгороде, ино его выведши за город сжечи и с товаром. А в Новгороде выймут во дворе псковитина, ино дворника бити кнутом, а псковитина сжечи. И бысть застава на псковской дороге, чтобы не ездили во Псков, ни из Пскова в Новгород. И бысть в Пскове мор велик и учаше являтися мор в ту пору в Новгороде, на Редятине улице, и новгородцы того ради псковичь из Новгорода выслали вон и пристольцев.
В 1771 году в Москве, когда свирепствовала чума, купцы-старообрядцы, всегда отличавшиеся своей благотворительностью, с разрешения властей тоже стали устраивать карантины и больницы, а также и кладбища на свои средства. Так появилось Рогожское и Преображенское кладбища.
Если то или иное бедствие, называемое в Писании гневом Божиим, постигает народы, то оно касается всех: и праведных, и неправедных. Вспомним пророка Илию, который также голодал и страдал от зноя вместе со всеми, когда не было дождя 3,5 года (3 Цар. 17). Да, Бог спас Его особым, чудесным образом, но кто мы? Не прелесть ли считать, что именно меня (нас) Господь обязан пощадить, потому что мы, мол, благочестивые, истинно православные и прочее? Можем ли мы оставаться безбоязненными, вправе ли считать, что Бог обязан нас защитить? В упомянутом XIV веке благочестивых на Руси было больше, но и их не миновала чаша сия.
В этой самонадеянности, которая мнит себя твердой верой, видится нарушение заповеди Господней «Не искушай Господа Бога твоего». Вспомним искушение Исуса Христа в пустыне: «И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Исус сказал ему в ответ: сказано: не искушай Господа Бога твоего» (Лк. 4:9–12).
На это нередко возражают, что в Евангелии, помимо этого эпизода, есть обещание Спасителя истинным последователям Господа: «аще и что смертно испиют, не вредит им». Но при этом почему-то забывают всю фразу: «Веровавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что́ смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16:17–18). Если кто-то столь уверен, что ему дан дар без вреда испивать смертоносные чаши, то пусть явит и прочие знамения.
Стоит задуматься, не самомнение ли — пренебрегать правилами гигиены и мнить себя столпами веры, не желая ничего менять в православных обычаях, касающихся гигиены. Да, «если Господь не сохранит го́рода, впустую бодрствовал страж» (Пс. 126:1). Но это отнюдь не значит, что можно рисковать. Меры профилактики и гигиены служат для того, чтоб эти риски минимизировать. Возьмем аналогию с ремнем безопасности в автомобиле. По статистике, применение ремня безопасности уменьшает риск гибели водителя при фронтальном столкновении — в 2,3 раза, при боковом — в 1,8 раза, при опрокидывании — в 5 раз.
В тех мерах гигиены, которые сегодня предлагаются, в частности инструкцией Синода РПЦ (протирать чашу или крест спиртом), индивидуальные салфетки и т.п., нет отрицания веры в благодать Божию. В этих действиях проявляется не наше маловерие, а наоборот, вера в то, что, если мы будем выполнять необходимое, Господь нас поддержит и поможет нам. Если мы пьем лекарство, разве этим мы отрицаем, что Бог — единственный врач душ и телес? Нет, от Него сила лекарств и способность познания. Так же и с гигиеной: знаете о правилах — не пренебрегайте ими.
Кстати говоря, знакомый эпидемиолог рассказал мне, что для полного уничтожения вируса необходимо после протирания спиртом (не менее 70 градусов) креста или чаши выжидать минуту. А лжицу опускать в спирт также на минуту. Чтобы не делать паузу, использовать 2 лжицы, меняя их каждый раз.
Некоторые священники, слыша о мерах гигиены и не соглашаясь с ними, пытаются довести ситуацию до абсурда вопросами типа: «надо ли теперь кипятить святую воду, протирать потир спиртом». Разумеется, святую воду кипятить не надо, а вот сосуды следует держать в чистоте. Некоторые из них неплохо было бы прокипятить. Стоит вспомнить, что в 1930-е годы священников нередко арестовывали под предлогом антисанитарных условий в храме, например за то, что крестил в ржавой купели. Думаю, зачастую повод действительно был. Так, не надо «давать повода ищущим повода», как советует святой апостол Павел (2 Кор. 11:12).
Отдельно стоит рассмотреть вопрос о возможности заразиться какой-либо болезнью при Причащении святых Христовых Таин. Одни считают это невозможным, саму мысль об этом признают богохульной, так как Тело и Кровь Господа нашего Исуса Христа есть источник здравия души и тела.
Никто и не говорит, что человек заражается от Причащения, но от соприкосновения с Чашей или со лжицей, из которой перед этим причащался инфицированный больной. Ведь на ней может остаться слюна, значит, и любой микроб точно так же может осесть, равно как и мошка или иное насекомое может попасть в Чашу. Приходилось слышать мнение, что все свято, чисто и даже лжица освящается и очищается причастием лучше всякого спирта. Тем самым Святым дарам приписываются сверхъестественные свойства, помимо того, что это Таинство, в котором нам преподается самая Пречистая Кровь и Пречистое Тело Христа. Но мы знаем, что Причастие в виде Запасных Даров может подвергнуться порче. Так, 157 правило Номоканона говорит о случае, когда Святые дары «просмрадятся и не могут в снедение приятися». А в чине священнической исповеди упомянут грех, когда небрежением священника святые дары «поизгрызут мыши». Можно вспомнить примеры из истории, когда людей убивали, помазав чашу с причастием ядом.
Здесь мы касаемся важного богословского вопроса о соотношении научного знания и веры. Того, что может и должно являться предметом веры, а что — предметом знаний. Мы помним, что не всегда удавалось соблюсти этот баланс. Некоторых ученых даже сжигали за мысли, противоречащие представлениям Церкви. Сейчас смешно читать, к примеру, о том, как старообрядческого епископа Михаила (Семенова) еще сто лет назад осуждали, в частности, за высказанное предположение, что дни, за которые Бог сотворил мир, не равны нынешним суткам, а обозначают некий период времени. Ревнители буквального понимания Библии считали это посягательством на веру и ересью. В наше время есть люди, которые вопреки науке и очевидным фактам веруют, ссылаясь на некоторые изречения святых отцов, что земля имеет плоскую форму (так называемые «плоскоземы»). Но подлинное православное богословие никогда не противоречит подлинному научному знанию.
Думаю, что если, не приведи Господи, подтвердится случай заражения у кого-то из прихожан наших храмов, и выяснится, что он контактировал с людьми в храме на службе, а меры профилактики никакие не соблюдались, то это породит массу проблем для настоятеля, председателя и всей общины. Пренебрежение гигиеной может квалифицироваться как преступная халатность. Одни легко переносят болезнь, но немало пожилых умирает.
Итак, надо воспринимать всё происходящее как волю Божию! Предприняв санитарные меры, мы сделали, что могли. В этих условиях надлежит непрестанно молиться Богу, совершать безкровную жертву. В чине литургии святого Василия Великого, которая совершается каждое воскресенье в течение Великого поста, есть прошение об избавлении «от глада, губительства и усобныя брани». Главное, на Бога уповать, а не на русское «авось».
«аминь, аминь глаголю вам: не входяй дверьми во двор овчий, но прелазяй инуде, той тать есть и разбойник»
Заметь признаки разбойника: во-первых, он входит не явным образом; во-вторых, не по Писаниям, что и значит: не дверьми. Здесь Христос указывает и на тех, которые были прежде Него, и на тех, которые явятся после Него: на антихриста и лже-Христов – Иуду и Февду и других им подобных. И справедливо назвал Писание дверьми. Оно приводит нас к Богу и отверзает путь богопознания; оно производит овец, оно охраняет и не позволяет привходить волкам. Подобно какой-либо надежной двери, оно заграждает вход еретикам, поставляет нас в безопасности от всего и не позволяет впасть в заблуждение. И если мы сами не откроем этой двери, то будем недоступны врагам. По ней мы распознаем всех – как пастырей, так и не пастырей. Что значит: во двор? Значит – к овцам и к попечению о них. Кто не пользуется Писанием, но прелазит инуде, то есть не идет установленным путем, но пролагает себе иной путь, тот есть тать.
Иоанн Златоуст (толкование на Евангелие от Иоанна)
Страх то какой! Откуда только эти писалы берутся? Вот они — слепые вожди, слепого народа. Теперь их время. И куда слепец приведёт слепцов? Одно понятно, что безполезно перед такими метать бисер. Они как соль обуявшая. И как только не боятся вплетать в свою ересь, такие имена как св. Илья Пророк? Воздай им Господи, по делам их! Страшно и подумать о том, что можно будет услышать от «попов» в последние времена.
Удивляюсь читателю, знающему грамоту, но не понимающему читаемое. «имже бо судомъ соудите, соудят вамъ» — Матфей,зач.к.
Vlanem, как с тобой связаться?
сице вы в одной мреже оужде.
Ты о своей мреже думай.
vladnemne@gmail.com
Vlanem, вынуждаете редакцию напомнить вам об ответственности за свои комментарии. Если продолжите в наглом тоне, скрываясь под анонимным ником, осуждать и оскорблять священников РПСЦ и других авторов сайта, такая возможность на данной площадке для вас будет скоро закрыта. Благодарим за понимание.
Руская вера, правда глаза колит? Или противоположного мнения мнению этого «богоизбранного» священника быть не может?
**знаете о правилах — не пренебрегайте ими.** В каких же правилах Церкви установлено протирать Чашу или Крест спиртом? Или выдумки РПЦ автор предлагает считать установлениями Церкви?
А каким догматам или решениям соборов противоречит протирание спиртом Чаши или Креста?
есть порядок совершения таинств, и это — часть Святого Предания Церкви. Святое Предание мы сохраняем и не изменяем, это установлено Седьмым Вселенским собором. И этим отличаемся от проклятого Никона и его духовных последователей
> Ревнители буквального понимания Библии считали это
> посягательством на веру и ересью.
Ох уж эти ревнители, и сегодняшние и вчерашние.
А статья хорошая. Надо больше разумных мнений, а не мракобесия ревнительского.
статья сумбурная, «сырая» и, мягко говоря, не продумана. Автору сотрудничество с РВ явно не на пользу
обаче плъза намъ
«светские люди» могут смущаться от чего угодно. Например, от того, что дети в день Литургии не едят до Причастия. Ну как же так, ребенок не позавтракал! И как можно утверждать, что тот или иной человек (в средние ли века или в марте 2020 года) заразился именно в храме? Чтобы «грешить» на храм как на место заражения — нужно жить одному в полной самоизоляции две недели, затем облачиться в противочумный костюм, который снять по прибытии в храм, и далее обратным порядком по окончании службы облачиться, снять костюм только дома, и еще две недели провести в полном одиночестве, ни с кем не контактируя и никуда из дому не выходя. Утверждать категорически, что кто-то заразился именно во время Причастия, можно только в одном варианте — если этот «кто-то» в противочумном костюме подошел к Чаше, затаив дыхание, снял противогаз, причастился, надел снова противогаз и только потом принялся снова дышать. Но так не делал и не сделает ни один человек! Так о чём тут говорить в таком случае?
На Бога надейся, но сам не плошай!