В нынешнем Орехово-Зуевском районе Подмосковья есть деревня Цаплино. До революции она относилась к Богородскому уезду Беззубовской волости и была населена в основном старообрядцами. Как известно, в Москве центром старообрядцев Белокриницкой иерархии было Рогожское кладбище. В Московской губернии же этим центром были Гуслицы. Изначально возник Погост на речке Гуслице, затем село Гуслицы. По названию этого села и вся местность стала именоваться Гуслицей, а волость — Гуслицкой. Позднее село Гуслицы стали называть Ильинским Погостом. В древности здесь существовала церковь во имя Пророка Илии.
В начале XVII столетия в Московском уезде, в дворцовой Гуслицкой волости, «на погосте Ильинском, на речке Гуслице» (в другом месте на речке Околице), находилась деревянная церковь, построенная исстари, во имя св. пророка Илии с приделом св. Николы Чудотворца; «по окладу 7136 (1628) г. дани 13 алт. 2 деньгя, наместничих 8 алт.; десятильничих гривна», за 7143 (1635) г. «дани рубль 26 алт. 2 ден., звезда гривна» [1].
«В какой-нибудь версте от Ильинского погоста находится деревня Цаплино, название которой по преданию произошло от бывшей в этой местности охоты Петра I на цаплей. Расположена деревня довольно живописно: сзади домой, у огородов, протекает река Гуслица, по которой, как известно, и все окрестности называются Гуслицей. Под Гуслицей вообще разумеется довольно большой район, захватывающий уезды: Богородский, Егорьевский, а также отчасти Бронницкий и Покровский. В Цаплине около 160 дворов при 250 ревизских душах, с давних пор в Цаплине, как и в других соседних со старообрядческим населением деревнях, жители извещаются колоколом и о богослужении» [2].
Надо заметить, что в самой деревне не было старообрядческого храма, Цаплино относилось к приходу села Гуслицы и сельца Слободищ, но в деревне существовала тайная моленная.
В фонде Рогожского кладбища нашелся любопытный документ от 9 января 1892 года — прошение общества старообрядцев сельца Слободищ с приходом деревни Цаплиной, Юрятиной, Алексеевской.
«Его Высокопреосвященству Господину Савватию Архиепископу Московскому от Общества старообрядцев сельца Слободищ с приходом деревни Цаплиной, Юрятиной, Алексеевской Прошение. Общество сельца Слободищ имеет 300 домов жителей. Все без исключения старообрядцы, но из нас шестая часть раздорников, имелся храм в 27 аршин длиною и 18 шириною, построенный в XVII веке с разрешения Указа, который сгорел в 1880 году, то Правительство промыслом Божьим разрешило таковой построить вновь с алтарем, где мы имели при храме приходского священника, священно иерея Александра. Ныне священноиерей Александр волею Божьей окончил свою временную жизнь и отошел в вечный покой, осиротевший наш храм и общество в настоящее время осталось без пастыря, состоящее в большом количестве душ, а при том же есть и раздорники, вследствие чего покорнейше просим Вас, ваше Высокопреосвященство, на место скончавшегося священно иерея Александра соблаговолить нам водворить нового пастыря, то есть священника по Вашему усмотрению и благоволению, причем просим ваше Высокопреосвященство, соблаговолить нам иерея постороннего, неизвестного обществу, еще осмеливаемся Вас просить, ваше Высокопреосвященство, соблаговолить нам священника грамотного, поучительного и стройного по службе, так как мы в течение 35 летней службы покойного батюшки Александра привыкли, а при таком великолепном храме достоит быть такому священнику, причем просим, Святый Владыко, не оставить нашего прошения и не умедлить Вашим благоволением, и не оставить нас грешных в пост без покаяния, и просим Вас, Святый Владыко, соблаговолить нам пастыря, который вашим Высокопреосвященством был благословлен нам на праздник Богоявления Господня, священно иерей Ефрем. К сему прошению и подписуемся».
Далее следуют многочисленные подписи крестьян сельца Слободищ и деревни Цаплино, в том числе Федота Андреева Дорофеева и Мартына Андреева Дорофеева. Прошение удостоверено сельским старостой деревни Цаплиной Ермолаем Ребровым. «Деревни Алексеевской прихожанин был к сельцу Слободищам к приходу Казанской Божьей Матери и в настоящее время не отступаю ни от сего прихода, именуюсь сын церкви Иван Ермолаев (далее неразборчиво) Лазарев». Также подписался сельский староста Слободищ Иван Федорович Торжков [3].
Я неспроста выделила Федота и Мартына Дорофеевых. Именно они сыграют немаловажную роль в религиозной жизни Цаплино.
В шестидесятых годах прошлого столетия (имеется в виду XIX век, — примеч. автора) в с. Цаплине Богородского уезда по приказанию гражданских властей был запечатан старообрядческий храм, который с публичного торга был куплен старообрядцем М. П. Шибаевым, а после этого вновь передан обществу. По наследству перешла племяннику М. П. Шибаева, Ф. Дорофееву, купчая на этот храм. «Храм был куплен неотделанный, только одни голые стены, и стоит он частью на земле, принадлежащей Ф. Дорофееву. Последний за занятие его земли общественным храмом уже получил от старообрядческого общества вознаграждение» [4], — речь идет именно о тайной старообрядческой моленной.
Но 17 апреля 1905 г. вышел царский указ о веротерпимости. Один за одним начали открываться старообрядческие храмы, и создаваться общины.
Каких-нибудь 10-12 лет тому назад в Гуслицком районе числились лишь три старообрядческих прихода: Шувойский, Слободищенский и Поминовский. Теперь число их почти утроилось. Так, из Слободищенского прихода возникли еще Хотеический и Цаплинский, а из шувойского — нареевский, абрамовский и устьяновский. Причем почти все новые приходы обзавелись частью заново выстроенными и частью поновленными храмами, украшенными куполами, на которых водружены свв. кресты [5].
Поскольку моленная в Цаплино уже была, ее и решено было сделать местным храмом, к которому была пристроена колокольня.
9 мая 1905 года в храме совершил Божественную литургию старообрядческий Архиепископ Преосвященный Иоанн Московский. Помогал ему местный священноиерей о. Епифаний. Было много других приезжих священников и дьяконов. На службе пел хор Дулевской фабрики М.С. Кузнецова. Молитвенный дом не смог вместить всех желающих, многим пришлось стоять вне храма. Старожилы так описывали архиепископа: «вида представительного, высокого роста с длинной седой бородой. Большие выразительные глаза, поступь величественно-скромная, речь тихая но производящая глубокое впечатление. На вид ему было около 65 лет». После службы он обратился с поучением, говорил о законе 17 апреля, о брожении в умах. Особо дал наказ по воспитанию детей. Ратовал за открытие в Цаплино старообрядческого училища грамоты и пения. Сделал замечание по состоянию местного кладбища. Закончил словами: «Бога бойтесь, царя чтите» [6].
В 1909 году цаплинские старообрядцы решили зарегистрировать свою местную общину и подали заявление в Московское Губернское Правление. Участие в жизни Цаплино принимал и мой пращур Петр Леонтьевич Кочетков.
«Желая учредить в дер. Цаплино Богородского уезда Беззубовской волости старообрядческую общину, мы, пользуясь правами, предоставляемыми нам Высочайшим Указом 17-ого октября 1906 года, почтительно просим Губернское Правление разрешить нам учредить таковую и по разрешении внести ее в подлежащий реестр.
При этом мы заявляем:
1. Наша община учреждается при храме во имя Святителя и чудотворца Николы Мир Ликийския и Спаса Нерукотворного, находящегося в дер. Цаплино;
2. Она будет именоваться «Цаплинская, Николо-Спасская старообрядцев Белокринницкой иерархии община»;
3. Деятельность ея будет распространяться на дер. Цаплино.
4. Ходатайствовать по делу учреждения общины мы уполномочиваем нашего одноверного христианина крестьянина деревни Цаплиной Петра Леонтьевича Кочеткова, к каковому просим направлять всякие документы и выдавать справку по этому предмету».
3-го октября 1909 года последовало открытие белокриницкой общины, именуемой Николо-Спасской, в деревне Цаплино. Благие начинания домостроительства этой деревни встретили препятствия со стороны священника местного храма о. Епифания Дорофеева. К таковым пастырям, если подобные имеются, обратим слова завета Христа: «Всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела наши, потому что они злы» (От Иоанна 3:16-21) [7].
Его брат, Ф. Дорофеев, состоял долго время церковным старостой и никаких отчетов о своей общественной деятельности не давал. Местный благочинный о. Ипатий, по просьбе членов цаплинской общины, предложил г. Дорофееву вести приходно-расходные книги.
Обиженный ли подобным требованием или руководствуясь какими-либо другими побуждениями, г. Дорофеев на эту просьбу ответил заявлением, что, так как храм составляет его собственность, то он никаких отчетов давать не намерен.
При более близком ознакомлении с этим делом оказывается, что «деятелем» является здесь не один Ф. Дорофеев, а также, сколь это ни прискорбно, и его двоюродный брат, священник в том же храме о. Епифаний, который чуть ли не отлучает от Церкви тех, кто вступил в старообрядческую общину членом. Следует отметить, что община ему так не нравится (очевидно, благодаря необходимости вести отчетность), что о. Епифаний, не взирая на увещания своего благочинного о. Ипатия, не пошел 3 октября сего года на общее собрание и подал заявление в губернское правление, что он, о. Епифаний, членом общины быть не желает, чтобы его исключили из числа ее членов. Желание его было исполнено.
Предавая все это гласности, мы надеемся, что этим мы сколько-нибудь покажем, как неуместны мелкие личные счеты в церковно-общественных вопросах, а также заставим лиц, подобных Ф. Дорофееву и о. Епифанию, вдумываться в свое общественное поведение, особенно теперь, когда старообрядчество, благодаря воле монарха, вступило на открытый, но в тоже время и ответственный путь. Особенно теперь старообрядчество вообще и в лице отдельных представителей должно стоять наверху своего призвания. В силу всего этого, мы не считаем нужным скрывать углы современной старообрядческой жизни, дабы обнажением их способствовать их же уменьшению [8].
Но проблема не решалась. Тогда совет общины решил просить помощи в Москве. Было решено отправить на 12-й Всероссийский старообрядческий съезд члена общины Петра Леонтьевича Кочеткова в качестве своего представителя.
1 февраля 1912 года состоялось третье заседание съезда, по докладу совета Цаплинской старообрядческой общины постановлено: просить Московского архиепископа Иоанна и Освященный Собор принять меры к прекращению раздоров в этой общине (Труды 12-ого Всероссийского съезда старообрядцев).
«Московское губернское правление постановило закрыть и исключить из реестра цаплинскую Николо-Спасскую общину старообрядцев, приемлющих Белокринницкую иерархию, в Богородском уезде. Мотивы закрытия таковы: по закону 17-го октября 1906 года, старообрядческие общины обязаны представлять ежегодно в губернское правление копии с метрических книг. Священник же Цаплинской общины, несмотря на неоднократные требования губернского правления, ни разу не представлял таких копий и решительно отказался вести метрические книги. Совет общины в продолжение нескольких лет неоднократно обращался с жалобами к архиепископу на священника. Но ни жалобы совета, ни увещания архиепископа не действовали на упорствующего пастыря, и в результате произошло закрытие общины. Само собою разумеется, губернское правление поступило в данном случае неправильно. По закону за всякую неисправность в ведении метрических книг должен отвечать действительный виновник этой неисправности, а не старообрядческая община, совершенно непричастная к действиям своего священника и неоднократно принимавшая с своей стороны меры к воздействию на своего пастыря со стороны высшей духовной его власти» [9].
После революции 1917 года власть, как известно, взялась за закрытие и уничтожение храмов. Не избежала этой участи и церковь в деревне Цаплино. В апреле 1939 года Президиумом Московского областного исполнительного комитета РК и КД было принято решение закрыть церковь и использовать здание под клуб.
На самом деле никакого клуба в храме не существовало. Здание долгое время использовалось в качестве зернохранилища. А со временем колокольня разрушилась, а церковь разобрали.
Мой троюродный дядя, Евгений Александрович Косенко, рассказывает следующее: «Я застал только остатки фундамента, огромные валуны. Там висел колокол, он был сантиметров 30 — 40 в высоту. От церкви он перекочевал на столб около пожарного депо (стояло напротив магазина). На нем есть надпись о принадлежности к деревне. Сейчас этот колокол в Ильинской церкви». Этот факт подтвердил и житель деревни В. А. Елисеев: «…колокол легко узнать по надписи на нем, которая гласит, что колокол отлит по заказу священника Симеона».
Мне посчастливилось отыскать довольно любопытное и, как мне кажется, очень ценное описание самого храма, церковной утвари и икон, бывших при нем.
В 1926 году приход включал 95 человек. В деле содержится пофамильный «Список членов Цаплинского старообрядческого религиозного общества Белокринницкой иерархии при храме св. Николы Чудотворца при дер. Цаплино Ильинской волости Егорьевского уезда Московской губернии». Поскольку он несет большую ценность в изучении родословных гуслицких старообрядцев, а также в нем отражаются личные автографы прихожан, привожу его полностью.
Сказано также, что здание храма находится в удовлетворительном состоянии, был произведен ремонт и окраска храма внутри.
К сожалению, история не сохранила для потомков ни одной фотографии церкви Николы Чудотворца в Цаплино. Возможно, у кого-то где-нибудь и пылится старое фото родственников на фоне храма, и когда-нибудь мы сможем лицезреть его, а пока увы…
Источники:
[1] В. и Г. Холмогоровы, «Исторические материалы о церквах и селах XVII-XVIII ст., выпуск шестой, Вохонская десятина Московского уезда».
[2] Журнал «Старообрядец» за 1906 г.
[3] РГАДА. Фонд 1475, дело 59.
[4] Журнал «Церковь» № 52 за 1909 г.
[5] Журнал «Церковь» № 43 за 1911 г.
[6] Альманах «Гуслицы», выпуск № 10.
[7] Журнал «Церковь» № 44 за 1909 г.
[8] Журнал «Церковь» № 52 за 1909 г.
[9] Журнал «Церковь» № 13 за 1913 г.
Комментариев пока нет