В старообрядчестве хорошо известно о подвиге святых мучеников и исповедников Соловецких. С глубокой старины в семьях перечитывали списки «Истории об отцах и страдальцах соловецких…» славного князя Симеона Дионисьевича Мышецкого (1682-1741), которая производила неизгладимое впечатление не только на сторонников Старой Веры, но и на каждого, кто взял эту книгу в руки.
Удивительно, но, несмотря на почитание соловецких исповедников, в старообрядчестве до сей поры не было ни одного храма или хотя бы часовни, посвященной им. Есть храм во имя свщм. Аввакума, есть часовня Боярыни Морозовой, а в память Соловецких страдальцев нет храма. Подвиг их неизмерим, и число этих исповедников Христовых велико, как и предстательство их перед Господом. Впервые в истории старообрядчества в городе Людиново Калужской области будет возведен храм во имя мучеников и исповедников Соловецких.
В конце 2013 г. администрация г. Людиново предоставила калужской Общине (Община в Людиново пока не зарегистрирована) в безвозмездное пользование земельный участок площадью 2340 кв.м. для строительства храма. Общину окормляет о. Иоанн Курбацкий (г. Калуга).
Раньше в Людиново не было храма. Есть сведения, что до революции сюда был направлен старообрядческий священник, оставивший неокружнический раздор, чтобы налаживать молитвенную жизнь. Вероятно, христиане собирались на богослужение в каком-то молитвенном доме. Теперь в Людиново проживает много старообрядцев, людей крещеных, либо имеющих родственников-старообрядцев. Рядом (30 мин. на машине) расположен г. Киров — райцентр, в котором также проживает много староверов, выходцев из Волое и Гавриловки. Они могли бы ездить в Людиново молиться. Автобус — каждый час. В Кирове храма нет, а в Волое автобус ходит 2 раза в день — утром и вечером, неудобно ездить на службы.
До участка, выделенного под храм в Людиново, удобно добираться на общественном транспорте: прямо к участку подходит несколько маршрутных автобусов (№ 1, 8 и др.), недалеко, в десяти минутах ходьбы, железнодорожная станция Людиново II. Жители Брянска, Кирова, Фаянсовой, Шайковки и других мест смогут добираться сюда на молитву на поезде.
Пока людиновская община не очень многочисленна, если говорить о тех, кто регулярно молится и собирается на совместные богослужения на дому. В то же время и в самом городе, и в окрестных городах и весях много старообрядцев, за годы безбожия отвыкших от соборной молитвы и церковной жизни. И вследствие этого — разобщенных. Строительство храма — вот дело, которое объединит их.
Сегодня подана заявка на изготовление градостроительного плана. Через месяц можно будет подавать документы для получения разрешения на строительство. Этим летом хотелось бы произвести закладку храма, заложить фундамент, заказать сруб. На сегодня готов эскизный проект деревянного храма в Людиново. Предполагается освятить его в память преподобномучеников и исповедников соловецких , пострадавших за благочестие в ХVII в.
Призываем благотворителей и всех неравнодушных людей помочь своими пожертвованиями на возведение храма. Это великая возможность, данная нам Богом. Поступим по примеру русских князей и простых людей, строивших и благоукрашавших храмы даже в самые тяжкие времена, по примеру сербского народа, создававшего задужбины в виде монастырей и церквей во славу Божию!
Карточка Сбербанка: 5469 2200 1053 0654
Яндекс Деньги: 410011594898361
Мы принципиально решили для себя, что мы будем строить деревянный храм в традициях русского севера, максимально придерживаясь тех пропорций и архитектурных решений, которые веками были выработаны древнерусскими зодчими.
Эти основы замечательно описаны в книге А.В. Ополовникова «Сокровища русского севера»:
«Страной зодчих» назвал Россию Игорь Грабарь. Народные постройки — от крестьянской избы до плетня у околицы, от премудроверхого храма до малого креста на могиле — удивительно красивы и ладны. Каждая деталь и каждая линия в них осмыслены. Плотники издревле владели на Руси «всеми хитростями своего художества, срубая в правило (по линейке) не только прямоугольные стены и кровли своих зданий, но и обделывая лесной материал в кружало (по циркулю), как требовалось при устройстве всякого рода лодок и морских судов» (1).
Практическое назначение старинных деревянных построек, крупных ли, малых ли, у народа-зодчего всегда было связано с представлением о красоте мира. Польза и красота неотделимы в древнерусской архитектуре, как неотделимы они и в самой жизни человека. Тут важно отметить, что под красотой понималось не украшательское многоделье, а тонкое, сердцем прочувствованное и разумом осмысленное соотнесение частей и целого, мудрая простота форм и естественное изящество линии. То есть именно то глубинно-вдумчивое осознание архитектуры, которое делает ее не ремеслом, а искусством.
Чтобы проникнуть в потаенную суть народного деревянного зодчества, надо понять его. Понять и полюбить не только лишь глазами… Люди должны научиться читать забытые ими знаки. Произведения деревянного зодчества вбирают в себя (и отражают) не только эстетические взгляды народа, уровень и строй его жизни, но и присущее обычно нации своеобразие восприятия мира. Потому для нас деревянные храмы — не суммарный (даже и многогранный) набор тех или иных сооружений, глядя на которые мы можем представить себе, как жил наш народ в прошлом, а главное и прежде всего — материальное воплощение его духовной сущности. Вот в этом и главное — понять памятники русского деревянного зодчества, чтобы покоряли они нас не масштабами своими и затейливостью форм, а строгой красотой истинного искусства.
Надо только суметь увидеть их, разглядеть их внутреннюю красоту — подлинную, правдивую и реалистичную. Ту самую, что озаряет человека целительными лучами радости и дарит ему величайшее из земных богатств — участие в духовном празднике жизни во славу Христа.
1. Забелин И. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. Русское искусство.— М., 1900.— С. 32.
Комментариев пока нет