Конфессия: | Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) |
Адрес: | Калужская обл., Кировский р-н., с. Волое |
Год постройки: | 1997 — 1999 |
Храмовой день: | Уточняется |
Настоятель: | обслуживает протоиерей Артемон Шендригайлов |
Телефон: | Уточняется |
Старообрядческий молитвенный дом известен с 1880-х. Неокружническая община официально зарегистрирована в 1907. Кирпичный храм построен в 1907–1912. Закрыт в 1937, в 1941–1943 использовался под склад немецких боеприпасов, разрушен в 1943–1944, постепенно разобран на кирпич. Место храма вблизи нынешнего медпункта пусто. В расположенном неподалёку бывшем школьном здании дореволюционной постройки, использовавшемся затем под хозяйственный магазин, в 1997–1999 по проекту И. Г. Аверьянова обустроен новый храм. Прямоугольное кирпичное здание под двускатной крышей надстроено луковичной главой на восьмигранном глухом барабане. С торцов пристроены полукруглая апсида с главкой, в миниатюре повторяющей формы основной главы, и невысокая трёхъярусная колокольня под небольшим шатром, скрытым за декоративными щипцами и полукружиями. Освящён в 1999 году.
Село Волое известно с нач. XVIII в. Всегда его жители придерживались старообрядчества поповского согласия. На рубеже XIX-XX столетий насчитывалось 2,5 тысячи старообрядцев. В конце XIX века службы велись в деревянной моленной – крепкой пятистенной избе, крытой тесом.
После того, как в 1905 году вышел указ «Об укреплении начал веротерпимости», в Волом построили старообрядческий храм, освященный в честь Николы Чудотворца. По рассказам старожилов, здание было большим, каменным, красивым, из красного кирпича, имело купол и пристроенную колокольню. Остался в людской памяти высокий иконостас со старинными иконами и внушительных размеров паникадилом.
Неокружнический епископ Иов рукоположил в священники местного – Никиту Дроздова. Церковным старостой односельчане выбрали сорокалетнего крестьянина Якова Аверьянова. Пасторское служение отца Никиты пришлось на период революционных потрясений и преобразований. В 1929 году его осудили на 1 год. У семьи конфисковали дом и хозяйство. Супругу посадили на 9 месяцев в кировскую тюрьму. Вернувшись, воловский пастырь поселился в сторожке, и продолжил исполнять свои пастырские обязанности. Именно в это предвоенное время посещали храм маленькими девочками нынешние пожилые прихожанки. Они вспоминают обряды причащения детей. Священник Н. С. Дроздов был расстрелян в 1937 г. Был расстрелян и церковный староста Я. Аверьянов.
Храм закрыли. Во время Великой отечественной войны в нем размещался склад боеприпасов. Произошел взрыв, и хранилище разрушилось. Кирпичные руины, по-видимому, разобрали на печки. На этом месте построили стоящий до сих пор медпункт.
Религиозная жизнь села не прерывалась и в дальнейшем. Жители продолжали молиться по домам, для совершения треб ездили в Сухиничи, где находился ближайший старообрядческий храм во имя Сергия Радонежского. Добирались до него телегами.
В 1960-1980-х годах село Волое становится знаменитым в связи со своей нехарактерной особенностью – многодетностью. 27 матерей-героинь, имеющих 10 и более детей, приходилось на 380 дворов. 30 женщин было награждено материнскими орденами и медалями. Одна семья имела в среднем пятерых ребятишек. Феномен этот изучали ученые, даже документальный фильм сняли «Блаженны кротцие». Основу нравственного здоровья воловчан составляла старообрядческая вера. Ее хранили женщины послевоенного поколения. Следуя христианскому убеждению и внушению духовников, они называли деторождение даром Божьим, и считали аборты, получившие тогда в России распространение, смертным грехом. Однако дети времени наивысшей рождаемости выросли совершенно нецерковными. Высокий уровень населения породил неустроенность. Работать уезжали в Москву, Ленинград, Калугу и иные города.
В середине 1990-х годов верующие начали хлопотать о регистрации общины и строительстве в селе Волое старообрядческого храма. Средства на постройку жертвовали селяне и выходцы. Строительство Храма чудотворца Святого Николая началось в 1997 году из перестройки здания бывшего хозяйственного магазина. Начало строительству Храма положил священнопротоиерей Артемон (Шендригайлов) из Боровска. По его совету к Храму была пристроена колокольня по проекту И.Г. Аверьянова, который и сам ее возводил. За зиму 1998-1999 годов был изготовлен иконостас - автор Иван Григорьевич Аверьянов (в г.Кирове Калужской области есть храм Александра Невского, где руками Аверьянова И.Г. вырезан иконостас, а также в г. Боровске, царские врата в г. Егорьевске Московской области и Китеже Калужской области). Приход, хотя и не постоянно, обслуживался священником из Боровска отцом Артемоном Шендригайловым.
В июле 1999 года преосвященнейший Алимпий, митрополит Московский и всея Руси, освятил Храм чудотворца Святого Николая, построенный жителями миром на свои кровные в стенах бывшего магазина, а до революции - бывшей школы, в которой учился бывший главный бухгалтер колхоза Ильин Евгений Иванович.
Освящая храм, старообрядческий владыка удивился множеству пришедшей со взрослыми детворы, и благословил организовать для проживающей летом у бабушек молодежи духовные занятия. Так появилась школа «Родник», обучающая основам православной старообрядческой веры. Она действует до сих пор. Обучение в ней проходят на летних каникулах от 20 до 40 детей. Они ночуют дома, а весь день проводят с педагогами, учась церковнославянскому языку, катехизису, нравственным заповедям, истории Церкви, иконографии, церковному пению, участвуя в играх, прогулках, походах.
Село Волое, историческое место селение старообрядцев, испытывает сейчас не лучшие времена. Большинство жителей не только не являются прихожанами храма, но даже не интересуются церковной жизнью. Те же, кто посещает храм, в основном приезжие на постоянное жительство из Москвы и других мест. Постоянно молятся в старообрядческом храме, несмотря на отсутствие священнослужителя, 40–50 человек. В 2011 году Великим Постом причащалось 80 верующих. На родительские субботы, Пасху, Рождество собирается огромное количество народа, с трудом вмещающегося в храме. По-прежнему для богослужения приезжает священнослужитель из Боровска.