О двух священниках в одном приходе речь идет в беседе редактора газеты «Общины» Максима Гусева и настоятеля Покровского храма города Ржева, протоиерея Евгения Чунина. Тема эта сколь важная, столь и неоднозначная для подавляющего большинства приходов, не все из которых и одного-то священника имеют. Однако отец Евгений предлагает старообрядческим общинам активнее размышлять над этим и настаивает: два пастыря, предстоящих у одного алтаря, позволяют приходу развиваться и активнее заниматься проповедью, а пастве иметь выбор — к кому идти «на дух». Серьезный разговор — вашему вниманию.
***
Да, мы тоже прошли через осознание этого. А впервые мысль о втором священнике высказал митрополит Андриан (Четвергов). Полагаю, он видел в этом прежде всего возможность стажировки молодых пастырей. Мы тогда об этом не помышляли, и нам казалось, что наши финансы совершенно лишают нас этой возможности. Вопрос о желании-нежелании самой нашей общины, да и вопрос о конкретном кандидате тогда даже и не ставился — это была для нас архиерейская воля, которую мы выслушали и готовы были принять… Затем мы задумались о втором священнике уже и сами — прихожан и меня к этому привело то множество разнообразных нагрузок и поручений, которые мне долгое время приходилось исполнять. Руководство духовным училищем в Москве, окормление детского лагеря «Ржевская Обитель», попечение о строительстве храмов в Твери и Смоленске, участие в нескольких церковных комиссиях и, кроме этого, богослужебно-требная жизнь немалочисленного ржевского прихода — совмещать все это удавалось с большим трудом. Мы вынесли этот вопрос на обсуждение нашего церковного совета и решили: община считает желательным иметь в храме двух священников. То есть мы «дозрели».
Первым постоянным «вторым священником» к нам был рукоположен отец Андрей Андреев, но через полтора года служения у нас его направили в Подмосковье, и место освободилось. Мы провели несколько заседаний Церковного совета и выбрали кандидатом на эту должность диакона Димитрия Чунина — теперь он уже почти два года служит у нас вторым священником.
Мне не хочется верить, что кто-то из пастырей настолько боится утерять свой авторитет… Ведь каждому из нас Бог даровал свои таланты и умения, и у каждого есть возможность проявить себя в чем-то полезном для Церкви! И пусть рядом с нами также проявляют свои таланты и способности другие участники церковной жизни — надо верить людям! На мой взгляд, соборное и дружное служение нескольких иереев в одном приходе и в одном храме способствует как раз повышению (и «умножению») авторитета Церкви и самих этих клириков: вопрос об операции «деления» даже не стоит. А умение распределять сферы руководства и сферы ответственности — это единственно возможный путь расширения и роста, в противном случае мы будем обречены представлять из себя редкие точки разбросанных приходов, в каждом из которых действуют средневековые нормы субординации: «Это мое царство, и никаких тут вольностей в суждениях или, упаси Боже, в действиях вы себе не позволяйте!», а все вместе это с трудом может быть названо соборной и апостольской Церковью. Что касается требного служения пастырей в соседствующих приходах — это хороший повод и удобная возможность показать своим прихожанам пример действительной соборности нашей Церкви. Когда священник сам приглашает к себе в приход других иереев — у кого есть здесь духовные чада, и даже у кого нет — для совершения исповеди и, может быть, совместного служения литургии, приглашает их сказать проповедь в своем храме — это есть торжество истинной соборности и братского доверия между пастырями, в которое начинают верить и христиане.
Да, мне, как настоятелю, стало легче. В воскресные и праздничные дни мы служим вместе: вдвоем причащаем, вдвоем ограждаем крестом — а это иногда экономит до получаса времени богослужения. Проповедуем поочередно. Вместе участвуем в заседаниях Совета общины. Удобнее стало совершать требы: или распределяем, а если есть такая необходимость, одному из нас, например, возможно совершать крещение перед литургией, в то время как другой совершает проскомидию. А за литургией новокрещенный причащается Св. Тайн. Так же и с совершением исповеди: теперь, если массовая исповедь, я могу часами не выходить из исповедальни, зная, что с богослужением в храме все в порядке…
И по церковным делам у меня появилась «подстраховка» — теперь я могу проще строить графики своих деловых поездок, допуская и случаи отсутствия за богослужением, чего раньше я всячески старался избегать. В других случаях я, наоборот, могу позволить второму священнику выручить кого-то из соседей — поехать послужить на какой-то праздник в другом приходе, если об этом просят.
…Ну, тогда уже и не двум, а трем: ведь у нас, я напомню, постоянно служит еще и диакон — традиция диаконского служения не прерывалась практически за все сто с лишним лет существования нашего храма. Вообще-то у каждого прихода может быть свой подход к вопросам оплаты. (…) И, в конце концов, затраты на церковные дела, даже когда это кажется и почти не по силам, как правило, возмериваются Божиею помощью, и в конце концов все складывается успешно.
Совершая служение вдвоем, мы стали больше совершать праздничных и заказных богослужений, молебнов; чаще приходить в дома христиан — не только по призванию, но и по собственной инициативе, если это нужно. Да и у людей появился выбор: какой священник кому более «по сердцу», к тому и иди — и с требами, так же и на исповедь! И прихожан от этого становится больше, а значит, постепенно растут и пожертвования. Вот вам и проблема «нехватки денег»: кому нечего посеять, тот ничего и не пожнет!
Мои сыновья, как люди, сами собой очень разные. Герман всегда был активным, любознательным — все привычное, и отеческие наставления, казались ему скучным и неактуальным. Поэтому он искал себе других наставников, других учителей; это и нынешний его путь. Я не стал его пытаться удерживать силой — если таково его желание, пусть учится у других, тем более, что в нашей Церкви много добрых пастырей, и его нынешние наставники смогут научить его не хуже, чем это сделал бы я. У Дмитрия характер и наклонности другие, он более «традиционалист»; в начале своей семейной жизни он пробовал себя на разных работах, но потом возвратился со словами:
Я понял, что, пожалуй, самое важное, что я могу делать — это помогать в церковном служении и делах…
Признаюсь: мне, как отцу, было отрадно услышать такие слова; с тех пор он трудится в нашем храме. В 2014 году он принял диаконский сан, а через год, когда у нас освободилось место второго священника, прихожане пожелали именно его видеть на этом месте. В январе 2015 года Димитрий стал священником.
Приходится ли ему в чем-то ущемлять себя? Возможно, и приходится — хотя бы даже в том, что он — не настоятель, а второй священник. Но мы ведь помним, что «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать», а начинающему пастырю очень полезно практиковаться в смирении. Да и какая учеба была бы возможна, если бы ученик не стал «ущемлять» свою гордыню, а захотел бы, наоборот, поставить себя выше учителя? Это уже была бы не учеба, а самочинное и безстрашное житие!
В том, что многие приходы и сегодня остаются без пастырей, причин несколько; о некоторых я уже сказал. Есть и другие — например, такие как боязнь церковных попечителей призвать, простите, «попа-самодура», который может и их, попечителей, разогнать, и церковную жизнь угробить. А такие случаи у нас, к сожалению, иногда бывали. Вот и кажется людям более «безопасным» вариант окормления прихода приезжающим священником, уже знакомым им, который, как тот старый конь, хотя приезжает нечасто, но уж точно «борозды не испортит». Но надо понимать, что при таком варианте решения кадровой проблемы перспективы духовного роста прихода, привлечения молодежи и вообще духовного развития оказываются очень скромными, а часто даже происходит медленное угасание и «умирание» приходской жизни. Я знаю несколько обратных случаев, когда прихожане небольшого храма, привыкшие к окормлению соседскими батюшками, сами не верили в возможность обрести своего собственного пастыря. Но если это почему-то происходило, вскоре они уже удивлялись, что, оказывается, и треб стало больше, и на исповедь народ «повалил», и деньги появились, и воскресная школа открылась! И тогда только они могли сравнить и понять, насколько жизнь со своим пастырем отличается от «временного окормления» соседским священством. Многим христианам нашей Церкви сегодня не хватает этого осознания!
Считаю, что сегодня можно и нужно шире рекомендовать нашим приходам «практику расширенного клира», прежде всего практику диаконского служения, а также и практику сугубого священства. Пусть в приходах нашей Церкви будет больше такого опыта, больше возможности сравнивать, больше убежденности в том, что это совершенно «нормально» и экономически оправдано.
Как дорасти до этого понимания? Два совета на ваш выбор: приехать помолиться на любой праздник к нам во Ржев или прочитать это интервью три раза подряд (я, конечно, смеюсь).
Беседовал Максим Гусев
Источник: Газета «Община» (Уральская епархия), № 1 (54), январь 2017 г.
Сайт Ржевской общины: rpso.ru
> попечение о строительстве храмов в Твери и Смоленске
И как интересно в Твери стройка продвигается?
А то вот пишут, что в Сычёвке идёт активный отжим храма у о.Аркадия Кутузова, как раз в связи с подросшим поколением священников. http://ruvera.ru/articles/sovet_mitropolii_fevral2017
Увы, не продвигается. Как в 2013 году Крест установили на месте будущего храма, так и все. Стоит временная моленная, хотят к ней алтарь пристроить, место, как говорится, намолить, а потом уже думать о строительстве храма.
В недавней статье о совете митрополии, в комментариях был комментарий о том, что попы Чунины проводят целенаправленную политику с целью захвата храма в Сычевке как раз для того, чтобы обеспечить работой молодое поколение попов из семейства Чуниных. Видимо, строительство храма в Твери слишком призрачно и малопривлекательно, если приходится прибегать к таким неправославным методам как рейдерство.
Хотя, учитывая активность и многочисленность семейства Чуниных, наверное было бы полезнее сосредоточиться на стройке в Твери. Тем более в таком крупном городе как Тверь вообще нет храмов РПсЦ.
По этой теме можно обратиться к нашим братьям в Румынии. Там служение двух, а то и трёх священников в одной общине, не редкая практика!
Как я вижу, вторым священником служит родной сын о. Евгения. Это не дает возможности составить объективное представление о практике "расширенного клира". Пусть о. Евгений попробует послужить со вторым священником, которого к нему на свое усмотрение определит митрополит. И потом будет интересно послушать мнение не только настоятеля храма, который получил себе послушного исполнителя, но и второго священника. Чтобы он рассказал, как ему служится вторым. Тогда картина действительно станет ясной. Семейный же подряд — это несколько иной опыт, он не может быть примером для остальных.
Для РПЦ эта практика обычная, в центральном храме района (районного ли центра или городского района) часто даже не два, а три-четыре священника. Настоятель и соответственно остальные священники с разделением полномочий и своим графиком богослужений и треб. На Рогожском в прошлом также служило несколько священников даже после войны там служило пять постоянных священников.
А, вот, отца Андрея Андреева и спросить бы…
"решаются вопросы оплаты", а вот хорошая,на мой взгляд, статья по этой теме: http://churchby.info/rus/articles/za-chto-i-kak-platit-svyashchenniku, хотя в жизни вряд ли реализуемая…
А отец Андрей Андреев тоже родственник, хоть и не кровный)
Сложный вопрос поднят в интервью. Если обратиться к архиву Канцелярии архиепископа Московского (на сайте выложен), то случаи служения двух, а то и трех священников в одном приходе, порой в провинциальном городишке довольно частыми были в конце XIX-начале XX веков. Но вот проблема в том, что в 99% процентах такое совместное служение священников, не являющихся родственниками, заканчивалось склоками, порой, приобретающими огромными масштабами (то один другого не пускал в алтарь по воскресеньям, то не позволял читать Евангелие, то утварь не позволял трогать и многое-многое другое), такие случаи сейчас с одной стороны даже комичны, но с другой … можно и понять их, наверное в храме должен быть один священник.
единоначалие должно быть везде, как на небесехъ.
А как же Забайкальская епархия и Уж про Дальневосточную уже промолчу. Нет ни одного священника, а во втором случае нет никого — даже епископа. Видимо правду говорят: для Москвы главное все "до кольца", а после, уже все, не россия. Россия за Уралом, Сибирь и Дальний Восток это уже так себе все ненужное…
Для кого-то жемчуг мелкий, а для кого-то и гороха в супе нету.
Иван, почему такая ситуация, как Вы думаете? Почему из своей среды не выдвините кандидата во священники? Нет желающих? Или "среды" нет, а все в расколах и раздорах?
О ситуации я уже написал выше. Эта ситауция у Русской Православной старообрядческой Церкви, а у Русской Древлеправославной Церкви, как раз все хорошо, есть даже свой митрополит Сибирский, добротный кафедральный храм недавно построенный и только в Бурятии более 30 действующих общин 10 построенных церквей, порядка 10 священников. А вот белокриницких можно сказать не стало. "Среда" есть, но все в расколах и раздорах, а действующий епископ Патермуфий РПСЦ уже последних разогнал совсем.
Вот кстати сегодня заходил в магазин возле церкви, где служит епископ Патермуфий РПСЦ. Случайно разговорился с одной женщиной в очереди, оказалась семейская. Рассказала, что живет здесь рядом, иногда ездит в кафедральный храм РДЦ, но туда далековато, а тут рядом с домом. Вот решила в эту церковь сходить, но что-то не могу, говорит толком понять, чья церковь вроде бы у кого не спрошу говорят что церковь старообрядческая, приду вечером в субботу или в воскресенье утром все закрыто. Уже несколько раз ходила, но не могу попасть. Толи не действующая, толи на заложке сидят, но вроде иногда в обычные дни один два человека пройдет. Видимо какая-то секта что ли? Придется говорит ездить далеко.
Вот так и служит епископ Патермуфий, а до его приезда была нормальная община и был священник. Конечно не два священника, но один был, но вот приехал епископ Патермуфий и теперь нет ни священника и нет общины.
После нескольких богослужений и общения с Патермуфием и семейские села отошли от него. 3 села остались с Елисеем Елисеевым, а остальные ушли в РДЦ. Благо, что есть еще другие древлеправославные конфессии.
У нас считают, что епископа Патермуфия нужно отправить по другим епархиям РПСЦ по обмену опытом, так глядишь и на одно согласие старообрядческое меньше будет. Объединение быстрей пойдет однозначно. Ненужно даже диалог вести между РПСЦ и РДЦ, Патермуфия нужно, у него талант, где он появлялся и служил, люди сразу переходили в РДЦ или становились беспоповцами. Останется одна поповская церковь РДЦ и беспоповцы. Вот это серьезный опыт, а то, что 2 священника служат в одном приходе так это ничего особенного, бывает.
Иван, а что такого делает епископ Патермуфий, что люди уходят в другие согласия? Может, клевещет кто на него. Вы сами его видели или общались с ним?
Иван, а нес Елисея Елисеева начась эта беда? С 2007 года, когда елисеевцы ушли в раздор, Елисея извергли из сана, и пошло, поехало?
"Благо, что есть еще другие древлеправославные конфессии." — о, ЧУДЕСЕ!!!!
2007 год был 10 лет назад. Сейчас уже 2017 г., а у вы все стоите на месте.
Про Елисея Елисея почти все уже забыли. Его переплюнул Патермуфий. Елисея я просто в пример привел, что у него и то 3 прихода есть, а у Патермуфия в Бурятии уже ничего нет, ну кроме пустой церкви в Улан-Удэ.
Вот в этой статье рассказывается как в одной церкви служат два священника, а вот в Забайкальской епархии епископ не может служить ни с одним священником и даже не может с простыми христианами служить.
Вот нонсенс. Он выгнал из церкви Улан-Удэ священника, которому 75 лет – это был один священник на старообрядческие приходы Республики Бурятия, Иркутска и Читы. Этот священник смог устоять против Елисея, но Патермуфий его все-таки доконал.
Патермуфий правит Восточной Сибирью, Дальним Востоком и близлежащими окрестностями уже более 7 лет.
Нужно Рувере в Москве взять у Патермуфия эксклюзивное интервью, поинтересуйтесь сами какие у него успехи за 7 лет трудов. Сколько он священников, дьяконов, чтецов, певцов рукоположил, сколько церквей и часовен освятил, да вообще спросите, сколько у него общин есть и кто его к себе пускает. И сколько к нему христиан в Забайкалье на исповедь ходит.
Можете даже приехать посмотреть и убедится. Какая уж тут клевета, но если уж не верите, то возьмите его в свою епархию, здесь все-равно почти ничего не осталось и сами увидите результаты его талантов буквально в течении года.
отец Андрей Андреев тоже родственник, хоть и не кровный) — да как же "не кровный", о. Евгения племянник родной:)