О межстарообрядческом диалоге, перспективном формате «культурных столиц старообрядчества» и том, правда ли старообрядцы — это угрюмые и замкнутые люди, мы беседуем с председателем Союза старообрядческих приходов Эстонии Павлом Григорьевичем Варуниным.
***
Скажу сразу, что представители староверия Эстонии не были приглашены в межстарообрядческую консультативную группу, не получали никаких приглашений и, соответственно, не участвовали ни в одном собрании или форуме.
Лично мое мнение что, конечно, любой контакт или диалог нужен. У нас существует межличностный диалог, какие-то личные контакты. Но, может быть, не нужна череда этих, на мой взгляд, несуразных памятников, медалей и прочих юбилейных представлений.
Также у меня возникает вопрос: «А зачем староверам нужны научные конференции?» Этот формат себя давным-давно изжил. Это скорее нужно научному сообществу для издания сборников, но часто приглашенные староверы — это просто какие-то статисты. Вот сидит бабушка, которая не понимает, зачем она сюда пришла, ну вот ей сказали, поэтому она и сидит. Естественно, формат должен быть изменен.
В свое время я был в Забайкалье на мероприятии, которое называлось вроде «Всемирные дни староверов», его организовало правительство Бурятии. Есть смысл проводить такие мероприятия повсеместно. Тарту, который является моим родным городом, в 2024 году будет объявлен «культурной столицей Европы». Есть такая традиция — переходящее звание «культурная столица Европы». В таком же формате можно запустить проект «культурной столицы староверия». Рабочая группа могла бы определять, что у нас будет «культурной столицей староверия», но это не должна быть Москва или Санкт-Петербург, а это могут быть те же Гуслицы, причудская деревня Кольки, Усть-Цильма, Новозыбков и так далее. Пусть не каждый год проводить подобные мероприятия, а раз в пять лет. В таких событиях каждая конфессия (белокриницкие, беглопоповцы или поморцы), присутствующая в регионе, могла бы принять участие. Могли бы показать свой населенный пункт, провести культурные мероприятия, связанные с локальной культурой старообрядцев. Сюда могли быть приглашены гости из всех согласий, а также инославные. Я думаю, это было бы прекрасное знакомство друг с другом, прекрасная демонстрация своей культуры, особенностей данного региона. Такой формат, на мой взгляд, был бы интереснее, чем непонятные пафосные заседания, доклады, которые больше напоминают отчетно-перевыборные собрания КПСС.
На выхлопе я, честно говоря, не вижу каких-либо результатов. Формат «культурной столицы староверия» был бы намного интересней и продуктивнее.
Да, существует стереотип, что староверы замкнутые и угрюмые люди. Но это именно стереотип. Потому что староверы абсолютно нормальные, адекватные люди, кое-где озорные, где-то игривые. Естественно, что такое явление, как старообрядческий юмор, присутствует. То, что касается юмора в старинном лубке, то он относится к иным формам сатиры, не совсем классическим. Сатира в старообрядческом лубке была критикой, направленной на оппонентов, то есть в сторону новообрядческой церкви, а над собой старообрядцы старались не смеяться.
Что касается моего лубка, то я очень люблю такое явление, как народное православие. Когда по незнанию, неграмотности отсутствует богословское объяснение некоего явления, и оно начинает замещаться народным творчеством. Например, есть традиция, что нельзя на праздник Иоанна Крестителя есть круглое — яблоки, картошку, арбузы, потому что они напоминают голову. Эта ниша начинает заполняться народными баснями, приметами, суевериями, и это явление, на мой взгляд, уникальное, наивное, доброе. Оно вызывает у меня только положительные эмоции. Поэтому у меня появилось желание отразить это явление в лубках. В то же время я прекрасно понимаю, что мы все трепетно относимся, если над нами хотят посмеяться или что-то негативное сказать. Но в то же время мы сами над своими где-то пороками, недостатками подтруниваем, иронизируем.
Эта традиция дает мне право отображать некоторые явления в жанре самоиронии. Я вообще очень ценю в людях чувство юмора, а когда еще присутствует самоирония, то человек для меня становится полностью своим.
Старообрядческая культура в основном своей массе крестьянская, поэтому естественно, что культура простонародья доминирует в старообрядческой среде. Оставаться в стороне от всего этого, притворяться, что этого не существует, на мой взгляд, означает отказ от своего наследия, своего прошлого. Современная молодежь этого не замечает, не хранит. Поэтому мне хочется успеть, пока эти пословицы, поговорки присутствуют, зафиксировать их в визуальном виде.
По-моему, В. В. Путин говорил: «Мы его послали подслушивать, а он еще и подглядывал». Так и я использую не столько собственные сюжеты, а сколько услышанные, увиденные на каких-то старообрядческих мероприятиях ситуации. Очень многие поговорки — это не мной придуманное, это я слышал, увидел, заметил.
Да. Это народный ответ на подмеченное явление. У меня есть такой лубок: «Любимая жена всю жизнь девочка». Это услышанная мной фраза у литовских староверов, современная поговорка, которая не придумана мной, а просто услышана, которая запомнилась своей добротой, яркостью.
Естественно, как же без этого? Одна из моих первых выставок была крайне осуждена духовной комиссией Латвии. Но это та проблема, когда у людей отсутствует знание традиции. Негодование вызвала общеизвестная русская поговорка «Бог создал три зла: бабу, беса и козла». Там народное богословское обоснование было приведено, из общерусского фольклора. Это скорее проблема некоторых зрителей, когда у них нет элементарного чувства юмора, когда все воспринимается в жестких металлических конструкциях. Если не видят юмора, не понимают, им это не дано, что же поделать?
Трудно сказать, есть ли здесь какая-то осознанная идеологическая тенденция. Или кто-то ведет политический курс на ограничение сатиры. Человек, который боится, что над ним где-то пошутят, по-моему, он показывает слабость. Если где-то появилась какая-то карикатура, шутка насчет тебя, почему бы не ответить тем же, а не запретами, гневом или осуждением. По-моему, люди, которые осознают собственную слабость, карикатура на тех же геев, они, наверное, осознают собственную ущербность, раз так ранимо реагируют на шутку или карикатуру на себя. Ради Бога, ответь на это карикатурой на натуралов, если это у тебя получится высмеять это явление.
О состоянии старообрядческих общин Эстонии, взаимодействии с обществом и государством, возврате частной собственности, изъятой большевиками (реституции), состоявшемся в этой стране читайте в первой части беседы.
Беседовал Глеб Чистяков
Странно, что староверы Эстонии не были приглашены в межстарообрядческую группу
Спаси Христос за интервью. Интересно читать строки старообрядца, что называется с «человеческим лицом». Может быть, поэтому его и эстонских староверов и не пригласили на старообрядческий форум, поскольку там сидят персонажи с каменными лицами. И с чувством юмора в старообрядчестве есть проблемы.
А согласия не различают по государственному признаку.
Потрясающие лубки за злобу дня. Про фотографирование — ныне отражает просто актуальную ересь в среде староверов.
Само интервью не менее интересное, живые люди, носители культуры — старообрядцы, которые творят историю, — это вдохновляет!
про фотографирование- педагогическое объяснение для сохранения разделения сакрального и профанного пространства