От редакции: Вопросы канонического церковного права, его применения и адаптации к нынешним реалиям являются одними из самых непростых для современного христианства. С одной стороны, существует обширный корпус канонических документов, разработанных и принятых Вселенскими и Поместными Соборами, имеется историческая правоприменительная практика, многочисленная литература, посвященная толкованиям тех или иных церковных установлений. С другой стороны — стремительная модернизация общественной жизни приводит к тому, что ряд христианских деноминаций, прежде всего реформатского толка, не только вывели из употребления каноническое наследие Вселенской Церкви, но перешли уже и к отрицанию некоторых положений Священного Писания.
В новообрядческих церквях восточного обряда пока еще сохраняется уважительное отношение к каноническому праву. Однако в большинстве случаев оно носит формальный характер, многие каноны и правила не исполняются, а иногда и откровенно нарушаются. Как в свое время отметил известный публицист РПЦ диакон Андрей Кураев:
«Ну, тошнит же уже от пропагандистского лицемерия: мы клянемся в верности святоотеческим канонам, ни на йоту от них не отступаем и будет верны им и впредь! И при этом нет ни одной попытки серьезного обсуждения реального исполнения канонов».
Однако проблемы с исполнением церковных канонов существуют не только у протестантов и новообрядцев. Время от времени и в старообрядческих согласиях как на общественном, так и на церковном уровне возникают дискуссии об исполнении того или иного правила. Если в старину обладание рукописями Номоканонов и Кормчих было прерогативой княжеских, архиерейских и монастырских библиотек, то в последние десятилетия многочисленные переиздания подобной литературы сделали ее доступной любому клирику или мирянину. Обращаясь к страницам Кормчей, книг правил и толковых Номоканонов, старообрядцы все чаще стали замечать расхождение между обычаями современной церковной жизни и святоотеческими установлениями. По отдельным пунктам таких расхождений на Соборах старообрядческих согласий периодически принимаются те или иные решения. Еще чаще клирики принимают решения из своего субъективного понимания церковного правила. Нередко при этом они руководствуются местными традициями, своими личными пристрастиями, предубеждениями или привычками. Однако системного взгляда на этот вопрос не имеется. Никакого глобального исследования расхождений современной церковной практики и исторического церковного права ни в старообрядческих согласиях, ни в РПЦ не проводилось.
Впервые в Русской Православной старообрядческой Церкви этот вопрос был поставлен на Освященном Соборе 2018 года. Особое внимание соборян привлек доклад протоиерея Геннадия Четвергова «О соблюдении церковных канонов», где священник поднял проблемы действия канонического права в Русской Православной старообрядческой Церкви. Сегодня мы публикуем этот интересный доклад.
***
Когда меня спрашивают (а этот вопрос всегда задают вновь приходящие): «Чем ваша церковь отличается от новообрядческой?», я всегда думаю: «Такой важный вопрос… А я сам, субъективно, должен придумывать на него ответ». Это наш Освященный Собор уже давно должен был сформулировать как некий символ веры, а не я, малограмотный. И все же приходится отвечать примерно так.
Всякое общество живет по законам. Гражданское общество, понятно, живет по Конституции. Но к основному закону есть обязательно подзаконные акты, кодексы:
- Гражданский кодекс;
- Уголовный кодекс;
- Административный кодекс и т.д.
И кодексы, не противореча основному закону, уже прописывают все его тонкости. Так и в Церкви. Все люди, признающие Христа, хотели бы сказать, что они живут по Христову Закону, изложенному в Новом Завете. Но человеческая немощь не позволяет однозначно понимать Бога, поэтому возникали и возникают ереси и ересиначальники, которые по-своему толкуют основной закон. Поэтому Церковь к VIII веку соборно сформулировала и утвердила правила, по которым построена структура Церкви и по которым должен жить каждый член Церкви.
Правильность развития Церкви анализировалась и корректировалась на Соборах Церкви. Ереси и ересиначальников обсуждали и осуждали на Соборах и, если требовалось, отсекали, предавали анафеме. Правильность жития каждого члена Церкви корректировалась и раньше, и сейчас на исповеди. Там же согласно с правилами определялось достоинство человека к причащению. Соответственно, человек, не имеющий отца духовного, не является членом Церкви, а по слову Вселенского учителя Иоанна Златоуста, такового нельзя назвать и христианином.
Правила Церкви изложены в книге, называемой «Кормчая» или просто «Книга правил». В нее входят:
- Правила святых Апостол;
- Правила Вселенских Соборов;
- Правила Поместных Соборов;
- Правила, канонические послания и ответы святых отцов.
Времена меняются, вера у людей падает и отношения к правилам «Кормчей» в разных конфессиях очень отличаются. Например, католики формулируют их примерно так: «Мы — Вселенская Церковь, поэтому то, что мы примем на своем соборе или дважды скажет папа, и есть правило Вселенской Церкви». У них уже штук 20 Вселенских Соборов было. То есть правила «Кормчей» они давно могли изменить даже на противоположные.
Позиция РПЦ МП такова (формулирую за них, как я вижу и понимаю): «Правила Вселенской Церкви сформулированы и соборно утверждены. Подведена некая черта. Для того чтобы что-то изменить, нужен Вселенский Собор. Но времена меняются, и вера падает, и, пока не было Собора, некоторые правила можно не соблюдать в соответствии с изменениями в обществе, продиктованными временем». Точнее, наверное, сказать, что РПЦ полностью игнорирует какие-либо правила. В семинариях РПЦ их даже не изучают.
Позиция же нашей Церкви весьма отличается. Подобным образом попробую сформулировать ее так:
Правила Вселенской Церкви сформулированы. И мы осознаем, что времена меняются и вера падает. Но мы не вправе отказаться от соблюдения правил Кормчей, ни изменять их, подгоняя под собственное маловерие, но должны только добросовестно максимально точно соблюдать их. Таким образом, мы имеем инструмент, сдерживающий падение уровня веры. Мы убеждены, что необходимо не только соблюдать правила Кормчей, но и сохранять обрядовую сторону, а также по возможности и положительные обычаи, что весьма полезно в деле сохранения Веры.
Так я отвечаю приходящим. Но вот задачка. Мы имеем не одно, не два и не десять правил в «Кормчей», а более, которые мы не соблюдаем. Лет 30 назад, когда я первый раз заглянул в Кормчую, это для меня было открытием: «Наша Церковь самая чистая, самая правильная… и вдруг, не соблюдаем!» А кто их отменил? А кто вообще мог отменить правила Кормчей?
Чтобы отменить правило, нужно иметь больший статус. То есть чтобы отменить апостольское правило, нужно быть хотя бы верховным апостолом! Но это поверхностное суждение. Конечно, я понимаю, что есть правила в этой книге взаимодополняющие, взаимоисключающие, взаимокорректирующие, есть правила явно местного или временного характера. Но есть и правила, явно обличающие наши сегодняшние обычаи. Например, это целая серия правил, касающихся вопроса причащения. Это наиболее больной вопрос, потому что он касается мирян. Почему можно причащаться только в пост? Почему нельзя причащаться на Пасхальной неделе, тогда как правила говорят обратное?
Или, например, мы приняли решение №… по вопросу исповеди, которое вообще ставит нас в тупик. Решили, что миряне должны перед каждым причащением исповедоваться. Это дело хорошее. Но в Номоканоне пишется так:
«И се да уведят и хранят епископи и священницы, яко должни суть имети духовники, пред ними же часто исповедают грехи вся. Кроме же исповеди да не дерзают литургисати. И никто же таинам божественным причастник будет неисповедався. Аще людином сие узаконоположися, колми паче иерей должен есть сие хранити!»
А у нас, поскольку попы в основном безгрешные, то могут не исповедоваться и 5, и 10 лет и более. У католиков только папа безгрешный, а мы, похоже, еще дальше пошли. Встречаю как-то батюшку, он когда-то у меня исповедовался. Спрашиваю: «А у тебя кто сейчас духовный?» Он говорит «Ты!». — Больше 10 лет не исповедовался и служил преспокойненько.
Раньше в нашей общине только у меня была Кормчая, а теперь у каждого молодого человека в кармане всегда есть. И мы уже не можем отвечать, что де «так положено». Он открывает телефон и показывает мне: «Вот как положено! Или ты Кормчую не признаешь?»
В одной нашей епархии есть такой любопытный документ, называется «Испытание христиан-старообрядцев о чистоте их исповедания Древлеправославной Веры», так сказать, испытание на вшивость. Пункт 14 этого тестового документа гласит: «Приемлешь ли правила Кормчей и прочие Древлеправолавныя Церкви предания и уставы?» И далее два варианта ответа: «Приемлю с любовью» и «Не приемлю». Я бы еще один вариант ответа добавил: «Приемлю с любовью, но считаю, что не все правила нужно соблюдать» — так у нас получается?
Подводя итог. Считаю, что мы, наша Церковь в лице Освященного Собора, должна очертить некую совокупность правил, которые безоговорочно соблюдает наша Церковь. Понятно, что будут выделены всего десятка два правил, которые мы не соблюдаем, и будет сформулировано, почему.
Вариант решения вопроса:
- Поручить канонической комиссии последовательно, начиная с Кормчей, выявлять писанные правила, которые не соблюдаются в нашей Церкви, анализировать и доносить свои рассуждения до членов Совета Митрополии.
- Совету Митрополии на каждом заседании заслушивать и обсуждать возможные объяснения причин несоблюдения правил. Одобренные рассуждения выносить на рассуждение Освященного Собора.
- На Освященном Соборе или призвать Церковь соблюдать эти правила, или несоблюдение считать обоснованным.
О несоблюдении некоторых правил Кормчей. Приложение с комментариями
- О возрасте поставляемого: 14 правило; 15 правило VI Вселенского Собора; 11 правило поместного Неокесарийского Собора; 22 правило поместного Карфагенского Собора.
Комментарий. У нас с легкостью нарушаются, потому что «де сам св. Аввакум был поставлен с нарушением».
- О причащении: 8 и 9 правило святых апостол; 2 правило поместного Лаодикийского Собора.
Комментарий. У нас принято, например, на Покров Пресвятой Богородицы в Москве на Рогожском причащаться не более, чем четырем священнослужителям (я уж не говорю о мирянах). А как бы хорошо всем (!) от единой Чаши хоть раз в год причаститься! У нас бывает даже, что епископ облачится в епатрахиль, поручи, мантию, достанет свои записки, повынимает немножко просфир и разоблачится, то есть прямо супротив правил.
- Об одежде священнослужителей: 16 правило VII Вселенского Собора; 27 правило VI Вселенского Собора.
Комментарий. Конечно, по этому вопросу требуется проработка, конкретизация. Но то, что допускают некоторые священники и епископы, просто возмутительно.
- Об отношении к подготовке и исповеди оглашенных: 5 правило Кирилла Александрийского.
Комментарий. Из правила ясно, что оглашенный может исповедоваться и нести епитимию, которая может не допускать его до крещения. У нас же некоторые попы говорят, что нужно сначала крестить, потом исповедовать, а то как же мол молитвы перед исповедью читать?!
- О недопустимости совершения крещения в храминах. 59 правило VI Вселенского Собора.
Комментарий. У нас иной раз крестят в квартире, в ванной и агиасму сливают прямо в каналью. И ничего!
- О причащении на Светлой неделе. 66 правило VI Вселенского Собора.
Комментарий. У нас в голове такое не укладывается, чтобы на Светлой неделе еще кто-то дерзнул причащаться, кроме «безгрешных» попов и младенцев. А если младенцев нет, значит, литургия совершается, чтобы только батюшка причастился. «Со страхом Божиим приступите!» А у людей такой страх, что боятся и заикнуться о причастии. Слава Богу, что из церкви не выгоняют на Светлой неделе! А если вспомнить, что мы слышали от Иоанна Златоустаго, то совсем печально становится. А ведь как красиво читали (!) на особую погласицу: «Павловы уста — Христовы уста». А потом повернулись к Престолу — и сделали всё наоборот, подчеркивая тем самым, что мы сами ничего не поняли из того, что читали. В общем, печально.
- О днях, разрешенных для совокупления с женой. 13 канонический ответ святого Тимофея Александрийского.
Комментарий. У нас всё наоборот: смотрите любой календарь. «Дни, в которые не совершаются браки» — это ведь те, как говорят наши батюшки, в которые нужно воздерживаться. Но святой Тимофей говорит совсем не так, и другого правила на эту тему нет.
От редакции:
Выступление о. Геннадия поддержали ряд священников. Так, о. Игорь Карванен (Санкт-Петербург) заявил, что с самого начала своего священнического служения отмечает несоответствие современной церковной практики многим каноническим правилам Церкви.
Отец Герман Чунин рассказал, что в Казанско-Вятской епархии проводится регулярная работа по изучению несоответствия современной церковной практики каноническим правилам и делаются определенные выводы, помогающие священникам решать неоднозначные вопросы.
Отец Никола Муравьев обратил внимание, что книга Кормчая хотя и авторитетна в старообрядчестве, но правила, находящиеся в ней, мало кому известны. Вопрос о повсеместном изучении Кормчей и церковных правил давно назрел. Он высказал мнение, что курс Трехтолковой Кормчей должен изучаться в Московском Старообрядческом Духовном Училище, на курсах повышения квалификации священников как в самой Московской Митрополии, так и в других епархиальных центрах.
Отец Евгений Чунин также предложил начать работу по изучению правил и выработке единообразного порядка их исполнения в рамках РПСЦ.
Отец Михаил Витушкин тем не менее предупредил, что исполнение некоторых правил сегодня невозможно. Например, если отлучать от святыни строго, как указано в некоторых правилах, на 5–10 лет, то в храмах никого не останется.
Отец Александр Панкратов отметил, что правила нужно исполнять не столько по букве Кормчей, сколько следуя относительно современной традиции, «перенятой от отцов», то есть от предыдущего поколения клириков.
Несмотря на резонанс, вызванный обсуждением, Собор не стал принимать никаких решений по проверке современной церковной практики на соответствие церковно-каноническим правилам. Соборяне ограничились вынесением христианской благодарности о. Геннадию Четвергову за подготовленный доклад.
Про семинарии немного неправдиво сказано — есть предмет «каноническое право», где изучаются как раз каноны и правила Церкви.
вот интересно, а если «предыдущее поколение клириков» что-то напутает, вольно или невольно, в практике применения правил, или «последующее поколение» что-то переймёт с искажением, поняв «старых священников» неверно, потом сия путаница утвердится, и получится всё то же «что хочу, то и ворочу», и что тогда останется от Предания Церкви? Лишь некоторые фрагменты, как и в РПЦ
Так же скорректируют ошибки и всё. Когда при мысли о необходимости править канон не наступает оцепенение и страх, и когда нет бездумного убеждения, что предки могут быть только святы и правы — нет проблем сказать, что «отцов занесло» и поправить.
а еще лучше — изначально не забывать о Соборно установленных правилах и сверяться с ними, даже если сказанное «старыми священниками» или представителями «предыдущего поколения клириков» понравилось больше
Ведь каноны это в принципе такие правила которые не могут не редактироваться с течением времени. Если раньше епископы были женаты и каноны как-то регулировали женатую жизнь епископов, а сегодня епископы официально не женаты — зачем такой канон и почему нельзя его поправить?
Раньше вот могли активно творить жизнь церкви, даже вот епископов сделали монашествующими вместо мирян. И подкрепили это изменениями в правовой базе. Хорошо это или нет не суть, но это признак живой церкви, которая способна эволюционировать, самостроиться, самокорреироваться и т.п. Живой здоровый организм.
А сейчас получается церковь-организация мертвая. Никто ничего не может не поменять, ни поправить, ни улучшить — все признаки живого организма отсутствуют. Сделали из церкви-организации музейную мумию и пытаются ее косплеить. Но так как Церковь все же пока живая, она продолжает жить, вылезая своими ростками из оболочки мумии. Все это видят, но на словах говорят, что всё строго в оболочке. Хотя вот некоторые говорят, что «ребята, а оно всё равно растет не так как мы ему ограничили». Как-то пора перестать играть в мумии и стремиться быть живой Церковью.
Когда «Живой здоровый организм» начнет отступать от Замысла Творца — пить, курить и постигать прочие удовольствия и комфорт, то он устремляется к своей нравственной и физической деградации и преждеустановленному завершению земного пути. Сергий, вы куда желаете?
Я желаю приводить правила в соответствие реальностям. ПДД 50-летней давности были хороши 50 лет назад, жизнь изменилась и теперь другие ПДД, исходя из другого технического уровня автомобилей, их количества и знаний о безопасности. Так же и каноны: их написали когда была совсем другая жизнь, под ту жизнь. Почему сейчас нельзя вносить в них поправки не ясно.
ПДД совершенствуют отношения между людьми по пользованию придуманными ими же техническими устройствами, но в конечном счете во исполнение «Не оубiи».
Нравственные заповеди данные Христом и развернутые св.отцами нам во исполнение , определяют рамки нашего поведения и неизменны 20 столетий. Вы желаете, чтобы ваши чада определили вас в преклонном возрасте в самый современный уютнейший дом престарелых?
Каноны это технические моменты, изменение которых должно приводить исполяющего в лучшее соответствие вневременному заповеданному.
Какой смысл в каноне о брачной жизни епископа, если они давно безбрачные?
Какой смысл в каноне об отлучении за пропуск нескольких литургий, если его соблюдение отрубит от церкви большинство прихожан, по словам самих же церковных инсайдеров.
В церкви как и не в церкви: висит знак «60», а ехать можно 80 — не накажут, но знак 80 или 70 вместо знака 60 никто не повесит. Может это какое-то особое русское отношение к правилам и порядкам, унаследованное из азии или с востока? На западе следование правилам более жетское и буквальное, поэтому они может и не стесняются крутить правила под себя, чтоб не смущаться потом и исполнять их. А в России делают в результате так же как на западе (то есть как хотят сейчас), но никакие правила этому не мешают и править их не надо, а можно даже лицемерно всегда этими правилами трясти и подчеркивать необходимость строгого им следования. В итоге развивается вековой навык жить вообще не по каким-то правилам.
Ну как-то так что ли. А может и не так.
Объективно необходимость в уточнении и корректировке правил, естественно. имеется, а вот субъективно имеется определенная внутренняя настороженность и сдержанность, ибо исторический опыт от реформы Никона до современной Конституции наглядно демонстрирует крылатую фразу отечественного газового классика : «хотели как лучше, а получилось как всегда».
По крайней мере, надо разобраться, что и как мы нарушаем, и по какой причине… И какие причины извинительны, и какие недопустимы.
Начать надо с проверки правил Кормчей на соответствие первоисточникам. Нельзя сокращать формулировки канонов не то, что в разы — предлога нельзя опустить.
Зубов…. эээ… волков бояться в лес не ходить. Это как сложная операция которая может закончится неудачей, но без нее смертельный исход гарантирован. Тут через нехочу надо уже менять.
что менять-то? Святое Предание Церкви менять?
Каноны менять. Как раньше их меняли, так и сейчас менять. Почему отступаете от традиции древности поддерживать актуальность канонов?
интересно. Каноны — разве не являются частью Святого Предания Церкви?
Если каноны являются часть Предания, то это его изменяемая часть. Потому что невозможно эффективно жить по правилам, составленным для другой жизни.