14 мая 2025 года в московском Доме русского зарубежья состоялась конференция-презентация сборника научных трудов, посвященных истории крупного, но практически неизвестного старообрядческого согласия неокружников. На нем с докладом о современном состоянии старообрядческого богословия выступил исследователь и публицист, соискатель степени бакалавра богословия, чтец РПсЦ Даниил Андрюков.

Уважаемые господа! Христос воскресе! С праздником Преполовения Пятидесятницы! Прежде чем начать, я хотел бы познакомить вас с образом Ксеноса, которого изобразил иконописец после прочтения одноименного труда Р. И. Перекрестова, признав богословие И. Кабанова и православность его тезисов. В чем, все-таки, была польза Окружного послания? Недавно была крупная для богословия нашей Церкви дата — 160-летие издания Окружного послания, изданного против различных иных учений.
Пришлые к нам убеждения легко засеялись на благодатной почве ослабленного знания о вере. Знания — это возведение веры в степень, а при низком их уровне возникают разделения. Крепкая вера подкреплена знаниями, которые прочно удерживают верующего в ограде Церкви если тот сам хочет оставаться с Богом. Эти знания — суть изучение Священного Предания Церкви, следование заповеди Христа, упомянутой мной в начале доклада. Многие святые отцы ставят изучение Писания на первое место, не разделяя теоретическую часть от практической, дабы добрые мысль и дело воедино способствовали благу верующих. Великой пропастью и ловушкой называют святые отцы такое незнание, от которого рождаются ереси и растленное житие (книга Маргарит, слово 3 «о Лазаре»).
Богословская наука основывается на экзегезе, толковании Священного Предания Церкви, изучая множество положений и тезисов, сказанных в Священном Писании, поэтому оно условно подразделяется на несколько направлений:
— догматическое, в котором исследуются основы веры в Бога, фундаментальные истины Церкви. Догматика рассматривает многие направления духовной жизни, в том числе православные сотериологию (учение о спасении), экклезиологию (учение о Церкви), эсхатологию (учение о кончине времен), и даже литургику (учение о богослужении), за которыми стоит множество других подразделов (Об этом писали свтт. Ириней Лионский, Викентий Лиринский, Кирил Иеросалимский, Великие Каппадокийцы, прпп. Иоанн Дамаским, Максим Исповедник и другие отцы).
— нравственное, в котором исследуются христианские моральные устои праведной жизни, ведь спасение Христом человечества имеет в себе и нравственную часть, так как наш Спаситель учил нас как словом так и делом (у свт. Иоанна Златоуста, прпп. Ефрема и Исаака Сирийских, прп. Марка Подвижника).
— пастырское, в котором раскрываются основные доминанты священнослужения, наиболее полно раскрытые в служении Христа, Который всегда был со Своей паствой, (у свт. Григория Двоеслова).
Проблемы, связанные с таким образованием, ереси, тянутся отнюдь не с раскола, но с начала даже самой Церкви Божией — с отпадения части ангелов, затем сынов Каина и тд.
Окружное послание произвело сильнейший раздор внутри Церкви, но, по словам наших же древлеправославных апологетов, оно явило тяжелейшие проблемы в Церкви, которые как нарывы назревали вскрыться. Немоление за царя, утверждение о разнице в исповедании Исуса Христа у нас и новообрядцев и прочее. К таким последствиям приводит запустение образовательного процесса как на уровне одного христианина, так и на уровне всей Церкви. Разделения и раздоры в этом случае — индикатор упадка, сигнал к действию и принятию нужных решений. Каких-то сто лет назад Освященный Собор ДЦХ призвал создать примирительные комиссии с другими старообрядческими конфессиями, дабы миссией и проповедью воссоединить и привести ко спасению отделившихся, выразил глубокую радость в обретении архиерея у старообрядцев, приемлющих бегствующее греко-российское священство, признав его хиротонию действительной. Немногим ранее — были грандиозные богословские диспуты, издавались сильнейшие богословские труды (свт. Арсений Уральский, И. Усов, Ф. Мельников), которые по сей день являются надежным и «отечественным» источником знания о православии.
Однако, в конце советского режима все значительно изменилось. Так, от незнания собственных соборов внезапно хиротония архиепископа Николы (Позднева) стала сомнительной, благодаря исследованиям конкретных лиц, будущих основателей новых религиозных движений. Так в 90-е годы возрос уровень конспирологии, которая расплодилась даже и зарубежом стараниями малопросвещенного духовенства. Так возникали различные комиссии по половым извращениям (из постановлений Собора 1999 года) и чуть не попал на рассмотрения собора вопрос об уринотерапии, несмотря на то, что Церковь стойко отвечает на вызовы современности. Помимо этого, пострадали и другие стороны богословия, упомянутые выше.
Эти проблемы увидели деятельные христиане, по опыту своему знавшие, чего так не хватает Церкви. В 2004 году на Совете Митрополии была обозначена серьезная задача — развивать духовное образование в Церкви, что в значительной степени бы облагообразило древлеправославие новыми светлыми умами. В условиях зарождения такого светлого начала продолжала действовать энтропия. К концу нулевых в частности, сильно пострадала экклезиология. Так, например, внезапно возникла нужда возвышения авторитета среди инославных конфессий, подвешиванием лампады в Иеросалиме, хотя невозможно даже и поставить на чаши весов Истинную Церковь Божию и людские религиозные сообщества. В 2007 году отметилось отчуждение Дальневосточных приходов, бывших ранее сильным старообрядческим центром в непростых условиях подъема нашей страны, отчуждение усилилось чиноприемом и отсутствием диалога.
Многие богословские вопросы носят и более глубокий характер. Некоторые из них настолько меняют представление о христианстве, что оно становится как язычество. Пришедшие к нам извне нумерологические толкования лестовки и подручника рушат православное представление о богатстве Священного Предания. Касаемо вопроса о соблюдении правил, в литургике, например, земные поклоны в неположенные дни (праздники — Бд, Пл, 6 и Недели) идут в противоречие с 20 правилом I ВС; всенощные хлеба, освящаемые молитвой с воспоминанием насыщения 5000 человек Христом, предлагают вкушать с молитвой Богородице и такое прочее. Пастырское богословие при должном упадке способно перерасти в веру в авторитет и харизматство («менторство» или «коучинг»). Вспомним труд профессора Болотова, указавшего на успех Ария как на успех его авторитета. При всем этом нужно иметь высокий уровень знания Священного Предания, чтобы не дать подобным преданиям человеческим статуса спасительности, ведь немало верующих, не зная истины, изо всех сил стараются объяснить укоренившийся порядок вещей, иногда даже противореча друг другу, понимая ошибочно под своими противоречиями якобы Священное Предание. Глупость будет останавливать светских людей также как отталкивает от себя непрофессионализм.
За последние 15 лет не наблюдается серьезного роста образования. Выбран другой вектор развития, тесно связанный с этнографией, сотрудничеством с деятелями культуры. Юбилеи святых направлены скорее на популяризацию в светском мире, нежели на внутреннее развитие (хорошо если 400-летие свщмчнк Аввакума отозвалось в сердцах тех, кто знаком с его богословием и трудами), мало где была подчеркнута святость юбилейных святых, что изображает их лишь как общественных деятелей, а не прославленных угодников Божиих. Мероприятия, посвященные старообрядчеству, не насыщенны старообрядческой мыслью — этот процесс идет заметно медленнее на фоне укрепляющейся перестройки сознания верующего — переход древлеправославия в этническую общность, вместо укрепления в общности религиозной. Можно ли светить миру через внешнее «окультуривание»?
В настоящее время, к сожалению, мало таких апологетов и светильников веры, как было сто лет назад, но и им нужно оказывать почтение за старательность. На сегодняшний день богословием занимаются в частности ученые разных научных сфер, но не имеющие какого-либо системного духовного образования, от чего зачастую происходят казусы. В нашей Церкви значительная часть духовенства не имеет духовного образования и глубоких познаний в богословии. Однако, это не оценочное суждение, а констатация фактов, ведь достаточно проанализировать официальные информационные данные — постановления, статьи в церковных СМИ. Сейчас в старообрядческом образовании, регламентируемом «сверху», можно сказать, что в последнее время преобладают практические навыки, когда богословским наукам уделяется совсем небольшое внимание. Как можно дать ответ вопросам современного мира, который тянется ко спасению, только уставом и пением, а не христианской апологетикой?
То, что было издано Окружное послание — это показатель силы богословской мысли, которая праведными людьми истребляет в Церкви ложь и пагубные убеждения. Происходит выплавка чистого металла, отделение от примесей и шлака, как это случилось, по одной из версий, и в XVII веке. Думаю, что серьезным шагом к предотвращению таких разделений может стать следование не только постановлению Совета Митрополии 2004 года, но и сказанных вначале слов из Евангелия. Начало — в осознании этой глубокой проблемы, в предпринятии действий по развитию всех разделов богословия как словом так и делом, подражая Христу, в решительном отказе от формирования мышления аборигена и публичной демонстрации сакральной жизни, в признании подлинных друзей Церкви — святых отец Соборов и их трудов, и продолжение этой доброй традиции — христианской проповеди праведной жизнью. Возможны ли такие действия для каждого из нас?
Если же здесь, в доме Русского зарубежья им. Ал. Солженицына, вспоминаются его слова «не было бы XVII века — не было бы и 17 года», то нынешнее время, можно выразить так: «не было бы XX века — не было бы и 20 года».
Некоторым согласиям и сейчас не помешали бы комиссии по половым извращениям.