Как найти подходящую пару для будущего супружества? Как повысить уровень благолепия старообрядческого богослужения на Украине? Нужно ли молодым подстригать бороду? Об этом размышляет выпускник Московского старообрядческого Духовного Училища Денис Иванов.
Наши — не с нашими
В определённый момент жизни перед нами становится вопрос серьезных отношений, женитьбы или замужества. Ну, так в чем проблема? А проблема в том, что надо найти подходящую пару. Ведь это новая ступенька в жизни каждого человека, и шаг, который мы сделаем, должен быть полностью продуманным.
Когда выходишь замуж или женишься, хочется, чтобы рядом находился человек, который нас любит, понимает, поддерживает, разделяет наши взгляды и, конечно, близок нам в духовном плане. Я знаю очень много примеров того, что наши старообрядцы связывают свою судьбу с никонианами или представителями другой веры. И, в лучшем случае, «не наши» переходят к нам, принимают нашу веру, крестятся. Бывают случаи, что в их сердцах остается родная вера, они не могут принять нашу религию полностью, всем сердцем и разумом.
От этого и появляются разногласия в семье, ссоры и расставания. В другом случае, наши старообрядцы переходят на их сторону. Теряются наши традиции, обряды, люди и вера в целом. Но ведь так не должно быть!
Старообрядцы, наша «золотая молодежь», давайте не будем терять друг друга, давайте будем ходить больше в храм, знакомиться, общаться, дружить. Давайте вместе собираться и проводить время, больше любить друг друга, быть добрее и сохранять нашу веру. Жениться и выходить замуж за «наших». И не допускать, чтоб «наши» были не с «нашими».
Что значит быть «нормальным»?
Это значит быть средним среди своего окружения. Существует три разделения масс: маргинальный уровень, средний уровень, высший уровень. Я побывал на всех трех уровнях и понял, что для нашего развития лучше всего быть на маргинальном уровне. После окончания Духовного училища я полтора месяца находился в городе Ржеве, где меня окружали люди, которые были младше меня, но при этом в два раза умнее по церковной грамоте. И мне был не очень приятен этот факт. Думаю, не я один с этим столкнулся. В подобной ситуации есть два варианта поведения: уйти или изменить, улучшить что-либо. Я выбрал второй вариант.
Во Ржеве считалось неправильным, что ты ходишь на клирос и при этом плохо читаешь, а здесь, на Украине, это нормально. Получается, на Украине и в России два разных уровня нормы, разные представления о том, что есть нормально и что недостаточно. И это накладывает определенный отпечаток на твое поведение, желание развиваться. В России нормой считается умение хорошо читать в церкви, и если ты плохо читаешь, ты сам стараешься поднять свой уровень и достигнуть нормы. А на Украине это не расценивается как «недостаток», и ты автоматически думаешь: а зачем мне развиваться в этом направлении, ведь и так все нормально?
Чтобы старообрядчество развивалось, нужно постоянно поднимать эту планку, этот уровень нормы. Чтобы это сделать, надо сначала немного сузить круг, в котором будут происходить изменения. Так, чтобы поднять уровень нормы в старообрядчестве, нужно сделать это на Украине, чтобы сделать это на Украине, нужно поднять уровень в приходах Украины, и далее — в приходах, которые окружают наш приход, и в конечном счете — в нашем приходе. А дальше уже все зависит от людей. Нужно, чтобы клирошане сами понимали, что им это необходимо, чтобы они стремились к большему, и если каждый будет так думать и делать шаги на пути к улучшению, то уровень нормы поднимется!
Если хотите что-то изменить — начните с себя. Влияя на себя, мы делаем большое дело, но под влиянием на себя я действительно подразумеваю настоящее развитие, то есть сегодня быть лучше, чем вчера. И многие, видя ваш рост, тоже будут совершенствоваться, и тогда ваш приход поднимет свой уровень нормы. Трудно будет близлежащим приходам не заметить этот факт, и, возможно, в других приходах произойдет что-то подобное.
Таким образом, могут появиться и крестные хода в приходах Украины, что также скажется на уровне нормы старообрядчества в Украине. Этот факт не останется незамеченным для России, но я уверен, что Россия не останется позади. Влияя на старообрядчество России, мы повлияем на все Старообрядчество.
Братья и сестры, развивайтесь, поднимайте свой уровень нормы в разных сферах жизни. Сегодня будьте лучше, чем вчера. Окружайте себя людьми умнее, лучше, сильнее, чем вы — это позволит вам быстро расти и совершенствоваться. Простите меня Христа ради.
Борода: стыд или исполнение заповедей?
Почти 3 года назад у меня обострилась одна проблема. Речь пойдет о «растительности» на лице. В 14-15 лет я начал чувствовать ее появление на лице; это было примерно в девятом классе. После школы я поступил в 38-е училище, и там надо мной смеялись, один раз меня даже вызвали перед всем училищем на линейке… Всем это казалось смешным. Неадекватное отношение мира к неадекватной в их глазах личности. Это можно было терпеть, но в некоторых случаях мне становилось как-то не по себе, было стыдно и неприятно.
Когда я оканчивал училище в Измаиле, в нашем храме в селе Старая Некрасовка я был один среди молодежи моего возраста, кто не брился и не стриг бороду. Были молодые люди, которые не брили бороду, но немного ее подстригали, придавая ей некоторую ухоженность. В общении с ними я чувствовал себя как-то неловко, хотя они мои братья-старообрядцы. Позже я начал думать: может это я какой-то неправильный, ненормальный?
Слава Богу, Он устроил так, что после окончания светского училища я поступил в Духовное училище (МсДУ). Там я встретил таких же людей, которые не только не брились, но и не стригли бороду. И я понял, что, оказывается, я нормальный, и такие же люди, как я, живут рядом. Тогда я почувствовал некую уверенность в себе.
Наше окружение оказывает большое влияние на нас, иногда мы даже не догадываемся, насколько велико это влияние. Об этом люди знают уже давно, об этом говорит пророк Давыд в псалмах. Мне в жизни очень повезло, я благодарен за это Богу. В Духовном училище жизнь была интенсивной в плане внутреннего развития. Были крестные ходы, торжественные праздники, различные мероприятия, было много общения, в том числе и со старообрядческой молодежью.
Не так давно со мной произошел один случай: на границе между Украиной и Россией меня сняли с поезда и запретили въезд в Россию на 3 года (печально, но современное российское законодательство закрывает многим коренными русским въезд в Россию из Украины за малейшие нарушения визового режима — прим. ред. «Русская вера»). Дома у меня не стало того окружения, которое было до этого времени, и у меня появилось внутреннее жжение, ностальгия по моей жизни в России.
Один раз всплыв со дна, подышав свежим воздухом, сложно потом быть на дне и пускать пузырьки оттуда. Наверное, некоторые считают, что в Украине нереально организовать крестные ходы и другие мероприятия, детский христианский лагерь, как во Ржеве. Я считаю это реальным, и вместе это сделать будет легче. С этой целью и создан журнал, такие рубрики, как статьи, стихи и фото, в которых может себя проявить каждый старообрядец.
Я ищу людей, которые не только ходят в храм, что уже похвально, но еще и хотят проявить себя в чем-то другом в старообрядческой общественной жизни. Через этот журнал, через ваши статьи, стихи, фото и другие рубрики мы будем друг друга узнавать и поддерживать, что позволит нам объединиться и делать дальнейшие старообрядческие проекты.
Источник: журнал «Старообрядческая молодость» №1, март 2014
Действительно, отрадно видеть новые публикации молодежных изданий! Хочу пожелать помощи Божией организаторам в таком благородном деле! И напоминаю себе и сверстникам святоотеческий совет в свободном пересказе: если ты сегодня ощущаешь себя лучше чем вчера, то духовно деградируешь и впадаешь в прелесть. Вся наша деятельность в земной жизни должна быть направлена на познание себя, своих немощей и недостатков.
Святые отцы молились в пустыне и видели себя великими грешниками. «Боже, очисти мя грешного, яко николиже благо сотворих пред Тобою» — пишет святой Макарий египетский, земной ангел. Он молился так не для «красного словечка», а действительно ощущал падшую природу человека в себе самом. Святой отец, будучи долгие годы своей жизни в трудах, в пустыне и безмолвии ясно видел себя пред Богом как ничего достойного никогда не сотворивший за всю свою жизнь. Вот пример добродетели и святости!
А познать это мы сможем лишь тогда, как многажды упадем. И наша деятельность по жизни ведет нас к этой истине, ведет ко спасению «ими же веси судьбами». Только упав и познав свою природу, душа может протянуть руку ко Христу в бушующем море страстей. Он стоит на живительных водах всегда и ждет нашего обращения!
Я очень рад, что на Украине появились такие активные люди, которые своим примером и на деле сплотят нашу молодежь в добром делании!