Деканонизация: как разжаловать из святых
В истории христианства были случаи, когда какого-либо святого переставали почитать. Такое явление получило название «деканонизации». Однако многие священнослужители считают, что такой процедуры не существует, и находят подобным казусам более мягкие определения. Согласно решению церковного Собора или высших иерархов либо постановлением лидера того или иного христианского направления, Церковь может прекратить почитать деятеля, ранее считавшегося святым. В таком случаи молитвы к нему больше не совершаются.
Для того чтобы это осуществить, требуются серьезные основания. Например, о человеке всплывет ранее неизвестная информация, которая покажет, что его не следовало канонизировать. Но такое случается крайне редко. Причисление к лику святых представляет собой долгий процесс. Когда поднимается вопрос о канонизации человека, Церковь проводит долгое расследование. Тщательнейшим образом исследуется биография кандидата. Рассматриваются обстоятельства народного почитания претендента на святость. Однако иногда некоторые эпизоды жизни могут быть не выявлены или не до конца исследованы. Если подобные промахи случаются, святой впоследствии может быть «деканонизирован».
Многие богословы не согласны с самим термином и практикой деканонизации. По их мнению, святость — это не титул, который можно пожаловать либо отнять. Как можно долгое время считать человека святым, а потом по каким-то причинам или на основе внезапно появившихся аспектов его биографии признать канонизацию ошибочной? В случае деканонизации придется убирать из храмов изображения развенчанного святого и удалять имя из календарей. К тому же возникнут трудно решаемые вопросы. Что делать со свидетельствами чудес, которые приписывают почитаемому лицу? Опровергать их? Каким образом следует воспринимать «загробную жизнь» экс-святого — он продолжит оставаться в раю или его там никогда не было? «Процедура деканонизации не только не прописана, но в церковных канонах нет даже такого слова», — таково мнение историка Церкви и протоиерея Московского патриархата Владислава Цыпина.
В католицизме деканонизации в XX веке подвергали тех, кто якобы стал жертвой ритуальных убийств. В Средние века распространялся миф («кровавый навет»), что евреи совершают убийства христиан, в основном детей, чтобы использовать их кровь в своих церемониях. Возможно, «кровавый навет» сложился под влиянием популярных предрассудков того времени, что иудеи виновны в мучениях и казни Христа. В 1144 году отмечен первый случай «кровавого навета» в христианской Европе. 25 мая в лесу под Норвичем (Англия) было найдено тело жестоко убитого местного мальчика по имени Уильям. Жители решили, что это дело рук евреев. Шерифу Джону де Чесни, чтобы спасти невиновных, пришлось отвезти их в королевский замок. Через три недели происшествие рассматривалось на епархиальном Соборе, однако дело осталось нераскрытым. Позднее гибель мальчика подверглась мифологизации и различным мистификациям с целью сделать Уильяма жертвой ритуального преступления и очернить евреев. Ребенок стал местночтимым святым.
В марте 1475 года в итальянском городе Тренто местные евреи обнаружили в реке труп двухлетнего мальчика Симона. Вскоре их обвинили в ритуальном убийстве ребенка. В том же месяце, но до гибели ребенка с проповедями выступал францисканец Бернардино да Фельтр, резко критиковавший последователей иудаизма, проживавших в Тренто. После появления обвинений в убийстве начались аресты членов еврейской общины и пытки с целью добиться признания. В итоге 15 человек сожгли на костре. Еврейские женщины, находившиеся под арестом и считавшиеся соучастницами преступления, были освобождены из тюрьмы в 1478 году благодаря вмешательству папы Римского. Между тем появился культ Симона. Папа Сикст V (1521–1590 гг.) причислил мальчика к лику святых как мученика. При этом официальная канонизация не проводилась.
Стоит отметить, что Уильям и Симон не единственные дети, почитавшиеся жертвами ритуальных преступлений, были и другие. В то же время многие римские понтифики выступали против «кровавого навета», заявляли, что евреи не совершают подобные преступления. На Втором Ватиканском соборе отменили почитание «жертв ритуальных убийств». Раз потомки избранного народа Ветхого завета ни при чем, не имело смысла почитать чад, ставших святыми в связи с «кровавым наветом». Протоиерей Александр Мень по поводу деканонизаций, осуществленных в католицизме, писал:
Деканонизация такого рода «святых» вытекает из обязанности христианина соблюдать заповедь «Не лжесвидетельствуй».
Известный пример деканонизации в Русской православной церкви — княгиня Анна Кашинская. Согласно одной версии, процедуру применили из-за «двуперстия». В 1649 году при осмотре мощей было выявлено, что «правая рука согбена, яко благословляющая (двуперстно)». На Малом церковном соборе 1677 года и Великом соборе 1678 года в Москве Церковь постановила прекратить почитание святой Анны Кашинской. Иерархи вынуждены были пойти на такие меры из-за борьбы со старообрядцами, которые использовали святую в пропагандистских целях.
Другая версия деканонизации полностью отличается от предыдущей. Старообрядческое сложение пальцев не могло стать главной причиной развенчания святой. В 1677 году был проведен досмотр мощей, на котором двоеперстие не подтвердилось: «правая рука в завитии погнулася, а длань и персты прямо, а не благословляющи». Иерархи посчитали, что пальцы покойной могли быть просто вытянуты, в этом не нужно было видеть староверческий вариант сложения перстов для крестного знамения. Причиной запрета почитания стали обнаруженные расхождения жития святой и летописями. Оказалось, автор жития XVII века дьяк Никифор создал его на основе услышанного от разных людей. Он не должен был опираться на устные рассказы, ведь Анна слишком давно умерла (она жила с 1280 по 1368 год). Комиссия установила 13 различий между житием и летописями. После деканонизации верующие продолжали считать Анну святой. В начале XX века Церковь повторно ее канонизировала. Подробнее о деканонизациях в РПЦ читайте в статье «Святость под запретом».
В истории РПЦ были и другие случаи деканонизации, но все они вызывают споры и дискуссии. Причем не нужно думать, что подобные случаи были лишь в монархической России. В церковном календаре на 2013 год отсутствовали 36 новомучеников — жертв большевистских репрессий. Протодиакон Андрей Кураев, рассуждая о происшедшем, употребил термин «деканонизация». Ему ответил протоиерей Владислав Цыпин:
Невключение имен некоторых святых в календарь совершенно определенно не является деканонизацией. Речь идет о том, что стали доступны некоторые документы, которые ставят определенные вопросы. Нужно провести исследование этих сведений, соответствуют ли они действительности? Пока проверка не проведена, имена решили не включать в календарь.
Случай с новомучениками показывает, что деканонизация всегда будет оставаться дискуссионным и противоречивым явлением.
———
Автор: Леонид Макшанов
Источник: ng.ru
"не единственные дети, почитавшиеся жертвами ритуальных преступлений, были и другие" — например, младенец Иоанн Угличский, ставший жертвой злокозненного жида. Очень на англичан похожее повествование…