Климент Федорович Путилов теперь уже редко приходит в церковь: годы берут свое. Но и в 93 года сохранил он бодрость духа, ясный ум и чувство юмора. Когда он смиренно приходит молиться, мало кто знает, что он полковник в отставке, фронтовик, да к тому же участник боев на территории Калужской области, в которых получил тяжелое ранение. В преддверии дня Победы мы попросили его рассказать о себе, о судьбе, о войне, включая борьбу с бандеровцами в конце 40-х — начале 50-х. Пусть эта публикация станет выражением нашей глубокой признательности его подвигу.
История старообрядчества неразрывно связана с историей России. Уже в первые дни войны старообрядческая Архиепископия обращается к своим чадам с призывом стать на защиту Отечества. Старообрядцы с оружием в руках защищали Родину, трудились в тылу и собирали пожертвования на оборону страны.
В преддверии 70-ой годовщины Великой Победы задумаемся на мгновение: все ли мы знаем о том, где и как воевали наши отцы, деды и прадеды, за какие подвиги получили они боевые награды, когда и при каких обстоятельствах погибли и где захоронены наши родственники, не вернувшиеся домой с фронта?
На юге и западе нынешней Украины в свое время было основано немалое число старообрядческих монастырей. Эти территории, долгое время находившиеся вне сферы интересов Российской Империи, представляли собой относительно тихий заповедник, в котором могли свободно существовать иноческие общины и монастырьки, исповедующие дораскольный церковный обряд. В годы Второй Мировой войны и после нее этой спокойной жизни наступил конец.
94-летний ветеран Великой Отечественной войны, старообрядец, чудом нашел семью. Чужие люди, прослышав, что старик, герой войны, доживает свой век в интернате и страшно тоскует, приехали к нему со словами: А будь, дедо, нашим дедом! Собирайся! Домой!
Судьбы священнослужителей первой половины XX века удивительно похожи: это относительно благополучное бытие до революционных событий 1917 года и драматическое существование после этого рубежа. Жизнь старообрядческого протоиерея Андрея Попова, однако, делилась еще и на другие периоды — от Первой мировой войны до Второй мировой.
85 лет назад, в 1930 году, в небольшом городке Ржеве Тверской области упокоился устроитель и настоятель Троицкого старообрядческого храма, автор известных проповедей в журнале «Церковь» протоиерей Иоанн Иголкин. Спустя 4 года со дня его смерти храм, в котором он служил, будет закрыт местной властью, а чуть позднее по Ржеву прокатится страшная волна репрессий, которая захлестнет и детей священника.
В 1913 году во Ржеве состоялся диспут, в котором принял участие знаменитый старообрядческий начетчик Димитрий Варакин. Главной темой диспута стала законность старообрядческой иерархии. Этот вопрос и сегодня не дает покоя богословам и церковным канонистам, как в старообрядческой, так и новообрядческой среде. Создание комиссии Русской Православной старообрядческой Церкви по продвижению этого вопроса — лишнее тому подтверждение.
Некоторые думают, что освященные на Пасху яйца и куличи — это святыня, сродни Причастию, ну, по крайней мере, подобно просфоре. Другие же, наоборот, почитают освященную в храме снедь как предмет праздничной забавы. Как на самом деле стоит относиться к пасхальным обычаям, читателям сайта «Русская вера» рассказывает старообрядческий священник РПсЦ о. Иоанн Севастьянов.
Снимок фотографа Ильи Мусаелова, на котором изображена старообрядческая церковь св. Николы Чудотворца в г. Москве, вошел в число лучших фотографий России 2014 года. На выставке также представлены несколько сотен других снимков, присланных из 580 городов России.