Когда в последние годы говорят о диалоге между старообрядчеством и новообрядчеством, то часто подразумевают контакты между Московской Митрополией Русской Православной старообрядческой Церкви и Русской Православной Церковью Московского Патриархата. На самом деле диалог между церковными упованиями имеет гораздо более широкий охват. В последние годы всё возрастающую активность проявляют представители Русской Древлеправославной Церкви, которые уже много лет ведут диалог с представителями греческих старостильных деноминаций. В качестве основы своей богословской позиции РДЦ выработало «Краткое уведомление о Большом Московском соборе 1666-67 годов». На днях оно подверглось осмыслению на круглом столе российских ИПЦ.
Сегодня в России вспоминают одну из самых трагических дат в нашей истории: 22 июня на территорию СССР вторглись немецко-фашистские войска — началась Великая Отечественная война. В связи с этой датой представляем читателям историю спасения жителей Ржева в старообрядческом храме Покрова Пресвятыя Богородицы — один из знаменательных и отчасти даже чудесных случаев в период войны.
Христиане часовенного согласия во все века после раскола Русской Церкви продолжали созывать Съезды и Соборы, на которых решали важные вопросы церковного бытия, взаимоотношения с обществом и другими религиозными упованиями. Осенью 2014 года в городе Ревде Свердловской области состоялся очередной Собор христиан-часовенных. Заседания этого собора ознаменовались принятием некоторых важных решений, а также прозвучало объяснение, почему христиане часовенного согласия не принимают старообрядческое священство РПСЦ и РДЦ.
Выговская школа книгописания оформилась приблизительно к 20-м гг. XVIII столетия. Качество продукции местных мастеров отмечал еще П. И. Мельников-Печерский. Рукописи, созданные в скрипториях Выголексинской обители, явились своеобразным эталоном художественного мастерства не только для книжно-рукописного творчества крестьян Олонецкого края, но и для всех без исключения старообрядческих книгописных центров от Ветки до Сибири, послужив образцами для многих последующих поколений мастеров-каллиграфов и миниатюристов вплоть до периода затухания славянорусского книгописного искусства в 1920-х — 1930-х гг.
В старообрядческих храмах нередко можно встретить пожилых людей, которые и сегодня, спустя годы, подают молодежи пример того, как надо любить друг друга и дорожить своими «половинками». На Урале есть с кого брать пример молодым людям. Пожалуй, самая яркая пара — это Павел и Любовь Курищевы. Она — с прекрасным голосом, на клиросе, он — деликатный, скромный, справа, со всеми мужчинами. Вместе они много ездят по храмам, часто бывают в Екатеринбурге, на Пристани, в Русской Тавре, хотя живут в глуши лесов… Год назад они отметили изумрудную свадьбу, а нынче 20 января «встретили»… ситцевую. Пятьдесят шестая годовщина свадьбы называется, как и первая…
В воскресенье 7 июня в церковном календаре — Неделя всех святых. С понедельника начинается Петров пост, предваряющий празднование памяти верховных апостол Петра и Павла.
Испокон веков Печорский край был одним из крупнейших книгописных анклавов Русского Севера. Традиция переписки и оформления рукописей активно развивалась здесь как в многочисленных скитах, так и в домах местных крестьян. Среди таких книжных родов, заслуживших репутацию хранителей старины, выделялся род усть-цилемских крестьян Мяндиных, наиболее известным представителем которого являлся каллиграф, оформитель, переплетчик и редактор-книжник целого ряда средневековых памятников Иван Мяндин.
Несмотря на то, что изучением истории старообрядчества сегодня занимаются большое количество исследователей, остается немало белых пятен, одним их которых является история неокружничества — крупнейшего духовного движения христиан, приемлющих Белокриницкую иерархию. Полноценной истории неокружничества также не написано, несмотря на то, что статьи по этой теме опубликованы в приложении к журналу «Церковь», «Во время оно» и на сайте «Самарское староверие». Редакция этого сайта несколько лет назад обещала опубликовать историю неокружничества под названием «История окружничесского раздора». Однако этот важный труд так до сих пор и не увидел свет. Сегодня мы публикуем статью, посвященную некоторым фактам из жизни противоокружников Ржева и судьбе последнего неокружнического епископа.
В рамках празднования Международного дня музеев на Рогожском прошел расширенный круглый стол. Руководитель Музейно-библиотечно-архивного отдела Митрополии иерей Алексей Лопатин подвел культурные итоги прошедшего года. Историки и искусствоведы рассказали о старообрядческом отношении к иконам, об иконописцах, коллекционерах и реставраторах. Два доклада было посвящено иконам и фрескам храма-колокольни во имя Воскресения Христова на Рогожском.
Личность и творческое наследие городецкого каллиграфа и художника, старообрядца-беглопоповца Ивана Гавриловича Блинова (1872–1944) стали привлекать исследователей довольно поздно: с начала 80-х гг. XX в. Господствовавшие в СССР идеологические установки не способствовали признанию и приятию его таланта. Между тем в предреволюционный период творчество И. Блинова было достаточно широко известно и ценилось даже в придворных кругах. Продолжаем интересное исследование жизни и творчества незаурядного человека.